Европейские «неприкасаемые». Кто такие каготы и почему их презирали
Даже в просвещенной Европе когда-то существовала бесправная и угнетенная каста.
В средневековой Западной Европе, а точнее, во Франции и Испании, с XI по XIX век существовала своя каста «неприкасаемых» — каготы. В зависимости от региона проживания их называли по-разному: аготы, хрестиасы, гезитэны, гахеты, гафеты, капоты, каскарроты и грауэры. Но объединяло их одно: гонения и ограничения на протяжении нескольких столетий.
Французская открытка XIX века «Une procession de cagots come sur les bords du Lapaca» (процессия каготов прибывает на берег Лапаки). На одежде каготов можно увидеть опознавательную нашивку — гусиную лапку.
Французская открытка XIX века «Процессия каготов прибывает на берег Лапаки»). На одежде каготов можно увидеть опознавательную нашивку — гусиную лапку
Откуда они появились?
Первые упоминания о каготах появились после XI века. Но до сих пор никто не может понять, по какой причине их отделили от остального общества, так как они ничем не отличались от остальных жителей: ни религией, ни культурой, ни чем-то еще.
У современных исследователей есть несколько версий их возникновения.
▶ Каготы — потомки мавританских солдат, оставшихся после вторжения мусульман в VIII веке.
▶ По другой версии, слово «кагот» может происходить от выражения «canis gothus» — «готская собака». Из чего следует, что они — потомки древнегерманских племен.
▶ Еще одна теория гласит, что слово «кагот» происходит слова «cafo» — «прокаженный».
Что именно запрещалось каготам?
Им под страхом смерти запрещали входить в церковь через общие ворота. Обычно для каготов прорубали маленький вход, чтобы они нагибались при входе и помнили о своем угнетенном положении. Внутри церквей они стояли за перегородкой, отдельно от остальных прихожан. Причастие священники им подавали на длинной ложке, а святую воду наливали из отдельной чаши.
Под страхом той же самой смертной казни им запрещалось ходить босиком, прикасаться к перилам, купаться и брать воду в тех местах, где это делали «нормальные люди».
Еще каготам нельзя было заниматься сельским хозяйством или разводить животных. Все доступные им профессии обычно были связаны со смертью: можно было копать могилы, делать гробы, быть палачами, строить виселицы или плести для них веревки. А еще они часто становились врачами, плотниками и строителями храмов.
Вступать в брак с остальными людьми им тоже запрещалось. Кроме того, их постоянно подозревали в колдовстве, распространении проказы и связях с дьяволом.
В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле пишет, что на двери Телемского аббатства была надпись: «Лицемерам, фанатикам и каготам вход запрещен».
Как они выглядели?
Об этом сохранилось несколько свидетельств, но все они противоречат друг другу. В одних источниках каготов описывают как светловолосых и голубоглазых, в других — как темноволосых со смуглой кожей. Также пишут, что они отличались маленьким ростом, круглыми ушами без мочек и разнообразными уродствами.
Но современные историки, исследовав несколько захоронений каготов, пришли к выводу, что они физиологически ничем не отличались от остального населения.
Где они жили?
Большая часть каготов проживала в труднодоступных районах Испании и Франции: в Гаскони, рядом с Тулузой, в Стране басков, Шалоссе, Беарне, Бигорре, пиренейских долинах, Арагоне, южной Наварре и Астурии. Причем селились они в основном либо в горах, либо на болотах.
Причина этого — постоянные гонения. Так в начале XIV века во Франции король Филипп V издал эдикт, по которому каготы ставились вне закона. Их разрешалось убивать любому человеку без каких-либо последствий.
Куда они пропали?
Каготы стали исчезать после Французской революции, потому что сразу после нее были отменены официальные законы о гонениях. А во время массовых беспорядков многие документы с поименными списками пропали самым таинственным образом. Поэтому каготы постепенно ассимилировались и смешались с остальным населением.
Сейчас в современной Франции и Испании почти никто в открытую не называет себя потомками каготов, потому что в современной политкорректной Европе о такой постыдной страничке истории вспоминать не принято. А еще потому, что слово «кагот» во Франции до сих пор считается оскорблением.
В средневековой Западной Европе, а точнее, во Франции и Испании, с XI по XIX век существовала своя каста «неприкасаемых» — каготы. В зависимости от региона проживания их называли по-разному: аготы, хрестиасы, гезитэны, гахеты, гафеты, капоты, каскарроты и грауэры. Но объединяло их одно: гонения и ограничения на протяжении нескольких столетий.
Французская открытка XIX века «Une procession de cagots come sur les bords du Lapaca» (процессия каготов прибывает на берег Лапаки). На одежде каготов можно увидеть опознавательную нашивку — гусиную лапку.
Французская открытка XIX века «Процессия каготов прибывает на берег Лапаки»). На одежде каготов можно увидеть опознавательную нашивку — гусиную лапку
Откуда они появились?
Первые упоминания о каготах появились после XI века. Но до сих пор никто не может понять, по какой причине их отделили от остального общества, так как они ничем не отличались от остальных жителей: ни религией, ни культурой, ни чем-то еще.
У современных исследователей есть несколько версий их возникновения.
▶ Каготы — потомки мавританских солдат, оставшихся после вторжения мусульман в VIII веке.
▶ По другой версии, слово «кагот» может происходить от выражения «canis gothus» — «готская собака». Из чего следует, что они — потомки древнегерманских племен.
▶ Еще одна теория гласит, что слово «кагот» происходит слова «cafo» — «прокаженный».
Что именно запрещалось каготам?
Им под страхом смерти запрещали входить в церковь через общие ворота. Обычно для каготов прорубали маленький вход, чтобы они нагибались при входе и помнили о своем угнетенном положении. Внутри церквей они стояли за перегородкой, отдельно от остальных прихожан. Причастие священники им подавали на длинной ложке, а святую воду наливали из отдельной чаши.
Под страхом той же самой смертной казни им запрещалось ходить босиком, прикасаться к перилам, купаться и брать воду в тех местах, где это делали «нормальные люди».
Еще каготам нельзя было заниматься сельским хозяйством или разводить животных. Все доступные им профессии обычно были связаны со смертью: можно было копать могилы, делать гробы, быть палачами, строить виселицы или плести для них веревки. А еще они часто становились врачами, плотниками и строителями храмов.
Вступать в брак с остальными людьми им тоже запрещалось. Кроме того, их постоянно подозревали в колдовстве, распространении проказы и связях с дьяволом.
В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле пишет, что на двери Телемского аббатства была надпись: «Лицемерам, фанатикам и каготам вход запрещен».
Как они выглядели?
Об этом сохранилось несколько свидетельств, но все они противоречат друг другу. В одних источниках каготов описывают как светловолосых и голубоглазых, в других — как темноволосых со смуглой кожей. Также пишут, что они отличались маленьким ростом, круглыми ушами без мочек и разнообразными уродствами.
Но современные историки, исследовав несколько захоронений каготов, пришли к выводу, что они физиологически ничем не отличались от остального населения.
Где они жили?
Большая часть каготов проживала в труднодоступных районах Испании и Франции: в Гаскони, рядом с Тулузой, в Стране басков, Шалоссе, Беарне, Бигорре, пиренейских долинах, Арагоне, южной Наварре и Астурии. Причем селились они в основном либо в горах, либо на болотах.
Причина этого — постоянные гонения. Так в начале XIV века во Франции король Филипп V издал эдикт, по которому каготы ставились вне закона. Их разрешалось убивать любому человеку без каких-либо последствий.
Куда они пропали?
Каготы стали исчезать после Французской революции, потому что сразу после нее были отменены официальные законы о гонениях. А во время массовых беспорядков многие документы с поименными списками пропали самым таинственным образом. Поэтому каготы постепенно ассимилировались и смешались с остальным населением.
Сейчас в современной Франции и Испании почти никто в открытую не называет себя потомками каготов, потому что в современной политкорректной Европе о такой постыдной страничке истории вспоминать не принято. А еще потому, что слово «кагот» во Франции до сих пор считается оскорблением.
8
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: