Безрассудство и отвага: история аэросаней в полярных экспедициях (6 фото)

Сто лет назад люди были более отчаянными: идея взять с собой в безлюдные места технику нового типа никого не смущала. И совершенно напрасно!


Не то чтобы полярные исследователи начала XX века были совсем безбашенными, но легкое безумие в них присутствовало. Роберт Скотт, например, взял с собой в Антарктиду моторные сани, у которых от мороза почти сразу треснули моторы. План Б у Скотта был, но он не сработал. А Соломон Андре отправился на воздушном шаре к Северному полюсу, и все тоже закончилось трагически.

Что касается аэросаней, то сама идея всем очень нравилась. Летишь себе над сугробами куда хочешь, не зная преград. Однако на практике так почему-то не получалось.

Экспедиция А. Вегенера в Гренландию
Первым известным нам случаем применения аэросаней полярными исследователями была экспедиция Альфреда Вегенера в 1930–1931 годах. Немецкий метеоролог и геофизик был к тому моменту опытным путешественником, да и лет ему было прилично — пятьдесят. Кстати, это тот самый Вегенер, который придумал теорию дрейфа континентов.



Альфред Вегенер, основоположник актуальной теории строения Земли. Он же первым взял аэросани в экспедицию



Так вот, экспедиция была на ледяной щит Гренландии. Это площадь размером 2530 на 1094 км, толщина льда на ней составляет в среднем 1500 км (максимум — более 3000 м). Немцы планировали устроить три базы на расстоянии сотен километров друг от друга, чтобы наблюдать за погодой, а доставку продуктов к ним осуществлять с помощью аэросаней под названием «Полярный медведь». Сани перед экспедицией испытывали в Финляндии и остались ими вполне довольны. Однако на месте, в Гренландии, выяснилось, что этот замечательный аппарат вообще не едет по рыхлому снегу. То ли мощности двигателя не хватало, то ли проблема была в массивных деревянных лыжах, а скорее всего, в том и в другом. В результате продукты и снаряжение пришлось в авральном режиме везти на станцию «Эйзмитте», за 400 км, на собаках. Опуская леденящие душу арктические подробности, скажем лишь, что на обратном пути Альфред Вегенер погиб. Самая вероятная причина смерти — проблемы с сердцем из-за высоких нагрузок.


Аэросани экспедиции Вегенера — «Полярный медведь». Тяжелые, на четырех массивных деревянных лыжах, по рыхлому снегу они ехать решительно отказывались


Экспедиция М. Ермолаева на Новую Землю

Следующей попыткой применения аэросаней в экспедициях была экспедиция геолога Ермолаева на Новую Землю в 1932–1933 годах. Про нее даже сняли художественный фильм «Семеро смелых», добавив для пикантности в состав группы ученых девушку.


Кадр из фильма «Семеро смелых»: пилот в открытой кабине аэросаней АНТ-IV. На самом деле у Ермолаева были сани АНТ-V, но они выглядели не так киногенично (см. ниже)


Экспедиция Ермолаева взяла с собой отечественные аэросани АНТ-V, сконструированные в Центральном аэрогидродинамическом институте под руководством Туполева. Позже из-за фильма возникла путаница, и многие историки считали, что у Ермолаева были более цивильные АНТ-IV с закрытой пассажирской кабиной. Но сам он пишет, что «будет произведено испытание автотранспорта в условиях Крайнего Севера. Арктический институт получил для этого от ЦАГИ легкие трехместные аэросани». Это, определенно, открытые АНТ-V. И хотя их оснащали разными моторами, в экспедицию отправили вариант с отечественным 125-сильным авиационным движком М-11 воздушного охлаждения.


Как и Вегенер, наши ученые рассчитывали с помощью аэросаней организовать сообщение между базами. И никого не смущало, что у АНТ-V открытая кабина. Впрочем, наши люди даже к полюсу в 1937 году летали на самолете Р-6 с открытой кабиной, и ничего. И тот факт, что в узкий дюралевый кузов помимо водителя помещаются только двое пассажиров и немного груза, тоже не считали проблемой.



Аэросани АНТ-V на Новой Земле. В принципе, пассажиры не должны так дерзко торчать наружу, но внутри-то груз, на котором они сидят[/center]

А вот чего конструкторы не учли, так это арктической специфики. Оказалось, что открытые пространства и сильные ветра катастрофически противопоказаны аэросаням: сдувает их с курса. Пассажирам, надо полагать, тоже приходилось несладко. Тем не менее аэросани дважды пересекли остров по линии Русская Гавань — залив Благополучия и прошли маршрут вдоль оси ледяного щита. Ломались, да. Но их каждый раз удавалось починить. В итоге опыт сочли удачным и передали эти самые сани геологической экспедиции Обручева, отправлявшейся на Чукотку. А то, что из-за поломки аэросаней Ермолаеву пришлось пешком пересечь ледяной щит Новой Земли, в отчеты не вошло.

[center]

Сергей Обручев, выдающийся советский геолог и сын академика Владимира Обручева


Экспедиция С. Обручева на Чукотку

Про использование аэросаней в экспедиции Сергея Обручева мы знаем практически все. Унаследовав от отца, автора книги «Земля Санникова», литературный талант, он живо описал свои приключения в книге «По горам и тундрам Чукотки». Саней у Сергея Владимировича было двое, доставшиеся от Ермолаева АНТ-V и более солидные АНТ-IV. Ему и слово:

Первые поездки аэросаней обнаруживают все новые и новые затруднения, и мы не раз приходим в отчаяние. Когда по окончании монтажа мы хотим испробовать сани, они сначала вообще не сдвигаются с места; они как будто прилипли к снегу. Собравшиеся на первую пробу любопытные с криком раскачивают сани, и наконец сани отрываются и сначала едва-едва, потом все быстрее и быстрее бегут по кочковатой террасе.



АНТ-IV, которые Обручев по контрасту с АНТ-V называет «большими». Сани вмещают пятерых: впереди пилот и механик, в закрытой кабине трое пассажиров. На этом фото на месте пилота сам А.Н. Туполев


После удачных поездок по льду мы пробуем сани на тундре, под Певекской горой. Тундра еще мало пригодна для саней, ветер сметает снег с кочек, их верхушки торчат серыми пятнами, и между кочками снег еще недостаточно окреп. Первый опыт очень неудачен: как только мы выезжаем в тундру, от удара о кочку ломается рулевое управление.

Монтаж саней оказался очень длительной и сложной операцией. Каждый день находится что-нибудь новое, что следует исправить. То надо отеплить бак с маслом, чтобы масло не замерзало; то оказывается, что масло выбрасывается во время хода, и надо придумать такое приспособление, которое позволяло бы удобно заливать масло и предохраняло бы от разбрызгивания.

В маленьких аэросанях, кроме водителя, должны поместиться трое, а так как под ними еще груз, то они будут высовываться над целлулоидным козырьком, предохраняющим от ветра, и, наверно, отморозят себе носы. Большие сани доверху набиты вещами: палатками, печками, продовольствием, спальными мешками, и я сижу в откинутом верхнем люке, высунувшись наружу.



Фото АНТ-IV из немецкого архива, 1930-й. Этот вариант — с импортным 100-сильным мотором «Бристоль Люцифер»


Тем не менее сам процесс езды на санях явно радовал геологов:

От лыж летят густые струи снега, винт вздымает за собой целое облако, сани мчатся со скоростью километров до шестидесяти в час. Высокое наслаждение — мчаться с такой быстротой, без дороги, куда хочешь. И лишь пронизывающий холод портит это удовольствие.

А потом сани снова ломались…

»…не успеваем мы проехать и одного километра, как раздается сильный удар сзади, сани сразу замедляют ход, малые сани выдвигаются вперед и обгоняют. Мы едва ползем. Денисов с проклятием останавливает мотор, и мы неуклюже выскакиваем в снег.

Стоит взглянуть на винт, как становится ясно, что путешествие наше придется прервать: концы винта повреждены, медная оковка расщеплена…»


Тем не менее аэросани успешно трудились «с 27 октября, в ноябре и с конца февраля по 8 июня», прошли 3400 км и оставили у Сергея Обручева самое положительное впечатление. Однако широкого распространения они в экспедициях так и не получили. Почему? Надо полагать, впоследствии они просто не выдержали конкуренции с тракторами. Расход горючего у аэросаней составлял от 600 до 650 г (примерно 0, 8 л) на километр, а полезная нагрузка — от 400 до 1050 кг. И прицеп они тянуть не могли. Увы, для освоения Севера нужны были рабочие лошадки, а не стремительно летящие прожорливые и капризные аппараты. Правда, впоследствии в СССР применяли аэросани на регулярной основе, но для перевозки почты. И такое было возможно только в Стране Советов, потому что в финансовом отношении это равносильно сжиганию ассигнаций.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

2
Другие новости

Оставить комментарий

olddevil
olddevil Добавил(а) :
3 нояб. 07:09 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
последняя фраза выдала тузиков. Они предпочитают что бы какому то там миллеру или ротшильду шли миллиарды прибылей, а такая чушь как своевременная доставка почты и продуктов для людей их не интересует. Стоимость бензина для гос-ва, без акцизов нынешних бешеных и налогов - копейки. Да еслди бы и ни копейки. Мне письмо доставленное бабушке от внука дороже наглой хари миллеров всяких
последняя фраза выдала тузиков. Они предпочитают что бы какому то там миллеру или ротшильду шли миллиарды прибылей, а такая чушь как своевременная доставка почты и продуктов для людей их не интересует. Стоимость бензина для гос-ва, без акцизов нынешних бешеных и налогов - копейки. Да еслди бы и ни копейки. Мне письмо доставленное бабушке от внука дороже наглой хари миллеров всяких

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!