10 удивительных фактов из личного дела первого «Запорожца» Ⅰ фото

А теперь — «Горбатый»!


Редко какой автомобиль вызывает столь универсально-положительную реакцию как первый «Запорожец», он же ЗАЗ-965. Причем, что характерно люди не ездившие на нем, отзываются о «Горби» даже теплее, чем те кому повезло побывать в шкуре его владельца. В любом случае, о первом «Запоре» есть что рассказать…




Вообще-то он коренной «Москвич»
Удивлен? И тем не менее это именно так. Дело в том, что изначально дебютная модель Запорожского автозавода, представленная в 1960-м, задумывалась как базовая модель московского АЗЛК (в ту пору еще носившего имя МЗМА — Московский Завод Малолитражных Автомобилей) на Волгоградском проспекте. Собственно, и разработку «Запорожца» начали, продолжали и успешно завершили в столице. Будущий «горбатый» должен был пойти в серию под именем «Москвич-444».

Но планы резко изменились, когда выяснилось, что завод на Волгоградке физически не осилит выпуск еще одной массовой модели. Предприятие итак работало на износ. Тогда весь готовый проект с полной техдокументацией был передан украинскому заводу «Коммунар», который до сих пор занимался исключительно производством комбайнов. Так, не родившись умер «Москвич-444», а ему на смену пришел серийный ЗАЗ-965.







Держи вора?
С какой стати? На самом деле ЗАЗ-965 нельзя назвать внаглую скопированной у иностранных товарищей конструкцией. По крайней мере, полностью его точно не слизали. Да, конечно, еще при разработке прототипа «Москвич-444» советские инженеры вдохновлялись образом итальянского Fiat 600. Но именно что вдохновлялись. Даже в плане дизайна явное сходство очевидно лишь при взгляде спереди. В техническом плане «горбатый» это скорее собственная разработка МЗМА. Схема подвески, совершенной другой двигатель, трансмиссия, кузов. И раз уж мы вспомнили про кузов…



Fiat 600, послуживший музой для создателей «горбатого»
Вообще-то, ЗАЗ-965 — это седан
Пусть тебя не смущает его двухдверность. Действительно ЗАЗ-965 правильнее причислить именно к роду седанов. Согласно принятой в СССР и более чем логичной по сути системе классификации автомобильных кузовов, легковушка с двумя полноценными рядами сидений считается седаном. Количество дверей здесь вообще не имеет значения. Единственная закавыка — считать ли задний ряд «горбатого» полноценным или нет. Если же ты настаиваешь на том, что он (ряд то есть) всего лишь дополнительный, то ЗАЗ-965 по той же советской кузовной классификации правильно назвать купе. Надеемся ты все это время держался за стул…




Терки by Вассерман
Легендарные автомобили прошлого есть частенько могли похвастать характерными дизайнерскими фишками, названные в честь создателей. Скажем, форму задних боковых окон на BMW в середине прошлого века окрестили «изгибом Хоффмайштера» — в честь главного бээмвшеного дизайнера. Но и у «Запорожца» была собственная гордость: незабываемые воздухозаборники в задней части кузова назвали «терками Вассермана». Разумеется в честь инженера Григория Вассермана, а не того Вассермана о котором ты подумал.



1000 бутылок водки вдребезги?
«Горбатый» и задумывался как машина максимально приближенная к народу. Вполне логично, что когда в самом начале 60-х ЗАЗ-965 поступил в продажу, то стал самым дешевым автомобилем Советского Союза. Стоимость «горби» закрепили на отметке в 1800 рублей в послереформенных деньгах. Именно поэтому за 965-м закрепилась репутация автомобиля, который продают по цене 1000 бутылок или 50 ящиков водки. Прикол правда жил не дольше современного мема. В 1962-м водка подорожала и шутка перестала быть актуальной.




Попробуй повтори!
Пусть стоил «горбатый» сравнительно недорого, купить его все равно было проблемой. С потребностями огромной страны в автомобилях отечественная промышленность не справлялась. И несколько десятков тысяч «запорожцев», сходивших с конвейера «Коммунара» ежегодно, тренд переломить не могли. Разумеется, все это приводило к перекосам на местах. Некоторые счастливые (и очень ушлые) владельцы 965-го, купившие его новеньким за 1800 рублей, даже проездив на тачке 10 лет, затем легко сбывали машину на вторичном рынке чуть ли не за большие деньги. Вот это называется выгодное вложение капитала!




Поехали, Jalta!
Не верится даже, но «горбатые» действительно шли на экспорт. По-крайней мере их пытались продавать за границей. Конечно, в топовых комплектациях аж с радиоприемником и с измененным именем. Это слишком жестоко заставлять заграничную клиентуру выговаривать Zaporozhets, поэтому ЗАЗ-965 без лишнего выпендрежа назвали «Ялта», то есть Jalta.



Почтальон всегда гудит дважды

Вас ист дас? Думаешь экспортный «горбатый» для Великобритании или Японии? Нет, до такого все же не дошло. Это всего лишь специальная версия ЗАЗ-965С, заказанная почтовым министерством СССР. На таких «запорах» почтальоны Печкины забирали корреспонденцию из почтовых ящиков. Руль потому и расположен справа, чтобы забирать письма не выходя каждый раз на улицу.






Джентльмены, заводите ваши «запоры»!
Но что почта, «горбатому», представь себе, довелось поработать даже гоночным автомобилем. И не «ха-ха-ха», а порой даже не без успеха. Кстати, именно на 965-м начинал свою карьеру один из ведущих советских раллистов Стасис Брундза. Ну и зацени этот снимок. Как видишь легкий и юркий «запор» зажигал и на трассах зимних ипподромных гонок. Не думаешь же ты, что «горби» просто отстает на круг?..




На нем ездил даже Джеймс Бонд
У «горбатого» немало ролей в советском кино. Но вот это камео получилось, конечно, самым-самым. Еще бы ведь однажды ЗАЗ-965 засветился даже в знаменитой Бондиане. И пусть Пирс Броснан был всего лишь пассажиром «запора», сам же факт это нечто фактическое. Не правда ли?






Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

12
1 1
Другие новости

Оставить комментарий

Goodkoff1971
Goodkoff1971 Добавил(а) :
4 октября 2021 11:49 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовКоньяк за первую публикацию
Веет чем-то родным. Ностальгией по тем временам...
Веет чем-то родным. Ностальгией по тем временам...
dabar80
dabar80 Добавил(а) :
4 октября 2021 22:19 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
И всё бы вроде бы и ничего, но вот фраза "«горбатому», представь себе, довелось поработать даже гоночным автомобилем" звучит настолько фантастична, что становится ясно, что автор даже в материале не копался, а целиком откуда то выдрал цитату))). Номер журнала "За Рулем", я конечно уже не вспомню, но это было в 90-х - начале 00-х. Так там было интервью со Стасисом Брундза, где он сам рассказывал как для "ледовых гонок" уговорил директора таксопарка купить кузов ЗАЗ-965 и поставить туда мотор от "Волги"))), так что гоночный "Запор" это такой же зверь как дрифтовые "Жигули" с движком от Ниссана Сильва)), уже не 965, но и не какая то новая модификация. У нас в 90-х народ на базе ЗАЗ-965 машины делал с движком 1,5 от ВАЗ-2108, так они вообще под 200 км/ч разгонялись))).
И всё бы вроде бы и ничего, но вот фраза "«горбатому», представь себе, довелось поработать даже гоночным автомобилем" звучит настолько фантастична, что становится ясно, что автор даже в материале не копался, а целиком откуда то выдрал цитату))). Номер журнала "За Рулем", я конечно уже не вспомню, но это было в 90-х - начале 00-х. Так там было интервью со Стасисом Брундза, где он сам рассказывал как для "ледовых гонок" уговорил директора таксопарка купить кузов ЗАЗ-965 и поставить туда мотор от "Волги"))), так что гоночный "Запор" это такой же зверь как дрифтовые "Жигули" с движком от Ниссана Сильва)), уже не 965, но и не какая то новая модификация. У нас в 90-х народ на базе ЗАЗ-965 машины делал с движком 1,5 от ВАЗ-2108, так они вообще под 200 км/ч разгонялись))).

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!