5 героических фактов об истребителе Ла-5 ❘ фото
Шедевр или не совсем?
Советские летчики любили его, союзники считали недостаточно современным, немецкие асы просто уважали. Кто ты такой, товарищ «Лавочкин-5»?
Вначале был провал
Вообще-то один из самых успешных советских истребителей Великой Отечественной родился из неудачного проекта. По сути, Ла-5 стал развитием истребителя ЛаГГ-1/ЛаГГ-3. Созданный буквально накануне войны «ЛАвочкин-Горбунов-Гудков» сочетал хорошую живучесть и вооружение с откровенно слабым двигателем. Другая особенность ЛаГГа — фюзеляж, сделанный из лакированной древесины. Вроде как именно по этой причине самолет в армии получил злое прозвище «лакированный гарантированный гроб».
На самом деле сбить деревянный самолет, обработанный специальным огнеупорным составом, представлялось делом сложным. Ходит легенда, что кусок древесины от ЛаГГ-1 пытался с помощью своей трубки поджечь сам Сталин. Ничего не вышло, кстати. Но слабый мотор в любом случае не позволял машине на равных соперничать с немецкими Ме-109.
Спасся на флажке
Все было настолько плохо, что на самом верху было принято решение передать заводы, выпускавшие ЛаГГи, под производство самолетов конструкторского бюро Яковлева. Но ситуацию буквально в последний момент исправил сам авиаконструктор Лавочкин.
Понимая, что вся загвоздка в моторе, Семен Алексеевич решил вместо дохленького мотора М-105, выдававшего всего чуть больше 1000 л.с., установить на ЛаГГ-3 другой агрегат — 14-цилиндровый радиальный АШ-82. Этот двигатель воздушного охлаждения изначально предназначался для бомбардировщика Су-2, но сгодился и для истребителя. Так что модернизированный под новый мотор ЛаГГ-3 превратился в ЛаГГ-5. Впоследствии сдвоенная Г, обозначавшая фамилии Горбунова и Гудкова, исчезла из названия машины.
Другой коленкор
Первый полет «Лавочкин-5» совершил в марте 1942-го, и сразу стало ясно, что это совсем другой самолет. Гораздо более мощный АШ-82 выдавал около 1700 «лошадей», максимально приблизив «пятерку» к скорости и маневренности лучших немецких истребителей. Вооружение Ла-5 составляли две 20-миллиметровые автоматические пушки ШВАК. В общем, это была серьезная машина для борьбы с серьезными противниками.
Никто не совершенен
По своим летным характеристикам Ла-5 однозначно был лучше ЛаГГа и мог соперничать с современными версиями Ме-109, но идеальной «пятерка» не была. Большой проблемой стала система воздушного охлаждения мотора, которая едва-едва справлялась со своими обязанностями. К риску перегрева двигателя добавлялась и страшная жара в кабине пилота: летавшие на Ла-5 летчики обливались потом.
Высокие летные качества Ла-5 отмечали союзнические и немецкие пилоты (свеженькая «пятерка» попала в руки люфтваффе еще в 1943-м), но отмечали они и сложность управления советским самолетом. Скажем, для резкого увеличения скорости пилоту «пятерки» необходимо было переместить последовательно шесть рычагов. В разгар воздушного боя это не самое идеальное решение.
Значительным минусом Ла-5 считался и скромный запас топлива, которого в обычном режиме хватало лишь на 40 минут полета. При использовании форсажа — и того меньше.
Топ-модель по-советски
Работы по совершенствованию Ла-5 не прекращались ни на минуту. В 1943-м в войска начал поступать Ла-5Ф, то есть «форсированный». Максимальную мощность двигателя удалось увеличить до 1850 л.с., что дало выигрыш в скорости и наборе высоты.
Еще более крутой стала версия Ла-5ФН с системой непосредственного впрыска топлива, впервые примененная на советском истребителе. Вершиной эволюции «пятерки» стал Ла-7, благодаря улучшенной аэродинамике он был еще быстрее и маневреннее.
Неудивительно, что именно на самолетах семейства Ла-5 воевали многие прославленные летчики. Среди них Владимир Лавриненко, Василий Зайцев, Алексей Маресьев, Султан Амет-Хан и, конечно, главный ас советских ВВС Иван Кожедуб.
Свою головокружительную карьеру в 1943-м он начинал за штурвалом Ла-5, затем пересел на более совершенный Ла-5ФН, а конец войны встретил в кабине Ла-7, накромсав за это время 62 вражеских самолета,. среди которых числится даже реактивный Ме-262. В умелых руках «Лавочкин» был настоящим супероружием.
Источник
Советские летчики любили его, союзники считали недостаточно современным, немецкие асы просто уважали. Кто ты такой, товарищ «Лавочкин-5»?
Вначале был провал
Вообще-то один из самых успешных советских истребителей Великой Отечественной родился из неудачного проекта. По сути, Ла-5 стал развитием истребителя ЛаГГ-1/ЛаГГ-3. Созданный буквально накануне войны «ЛАвочкин-Горбунов-Гудков» сочетал хорошую живучесть и вооружение с откровенно слабым двигателем. Другая особенность ЛаГГа — фюзеляж, сделанный из лакированной древесины. Вроде как именно по этой причине самолет в армии получил злое прозвище «лакированный гарантированный гроб».
На самом деле сбить деревянный самолет, обработанный специальным огнеупорным составом, представлялось делом сложным. Ходит легенда, что кусок древесины от ЛаГГ-1 пытался с помощью своей трубки поджечь сам Сталин. Ничего не вышло, кстати. Но слабый мотор в любом случае не позволял машине на равных соперничать с немецкими Ме-109.
Спасся на флажке
Все было настолько плохо, что на самом верху было принято решение передать заводы, выпускавшие ЛаГГи, под производство самолетов конструкторского бюро Яковлева. Но ситуацию буквально в последний момент исправил сам авиаконструктор Лавочкин.
Понимая, что вся загвоздка в моторе, Семен Алексеевич решил вместо дохленького мотора М-105, выдававшего всего чуть больше 1000 л.с., установить на ЛаГГ-3 другой агрегат — 14-цилиндровый радиальный АШ-82. Этот двигатель воздушного охлаждения изначально предназначался для бомбардировщика Су-2, но сгодился и для истребителя. Так что модернизированный под новый мотор ЛаГГ-3 превратился в ЛаГГ-5. Впоследствии сдвоенная Г, обозначавшая фамилии Горбунова и Гудкова, исчезла из названия машины.
Другой коленкор
Первый полет «Лавочкин-5» совершил в марте 1942-го, и сразу стало ясно, что это совсем другой самолет. Гораздо более мощный АШ-82 выдавал около 1700 «лошадей», максимально приблизив «пятерку» к скорости и маневренности лучших немецких истребителей. Вооружение Ла-5 составляли две 20-миллиметровые автоматические пушки ШВАК. В общем, это была серьезная машина для борьбы с серьезными противниками.
Никто не совершенен
По своим летным характеристикам Ла-5 однозначно был лучше ЛаГГа и мог соперничать с современными версиями Ме-109, но идеальной «пятерка» не была. Большой проблемой стала система воздушного охлаждения мотора, которая едва-едва справлялась со своими обязанностями. К риску перегрева двигателя добавлялась и страшная жара в кабине пилота: летавшие на Ла-5 летчики обливались потом.
Высокие летные качества Ла-5 отмечали союзнические и немецкие пилоты (свеженькая «пятерка» попала в руки люфтваффе еще в 1943-м), но отмечали они и сложность управления советским самолетом. Скажем, для резкого увеличения скорости пилоту «пятерки» необходимо было переместить последовательно шесть рычагов. В разгар воздушного боя это не самое идеальное решение.
Значительным минусом Ла-5 считался и скромный запас топлива, которого в обычном режиме хватало лишь на 40 минут полета. При использовании форсажа — и того меньше.
Топ-модель по-советски
Работы по совершенствованию Ла-5 не прекращались ни на минуту. В 1943-м в войска начал поступать Ла-5Ф, то есть «форсированный». Максимальную мощность двигателя удалось увеличить до 1850 л.с., что дало выигрыш в скорости и наборе высоты.
Еще более крутой стала версия Ла-5ФН с системой непосредственного впрыска топлива, впервые примененная на советском истребителе. Вершиной эволюции «пятерки» стал Ла-7, благодаря улучшенной аэродинамике он был еще быстрее и маневреннее.
Неудивительно, что именно на самолетах семейства Ла-5 воевали многие прославленные летчики. Среди них Владимир Лавриненко, Василий Зайцев, Алексей Маресьев, Султан Амет-Хан и, конечно, главный ас советских ВВС Иван Кожедуб.
Свою головокружительную карьеру в 1943-м он начинал за штурвалом Ла-5, затем пересел на более совершенный Ла-5ФН, а конец войны встретил в кабине Ла-7, накромсав за это время 62 вражеских самолета,. среди которых числится даже реактивный Ме-262. В умелых руках «Лавочкин» был настоящим супероружием.
Источник
15
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: