Жизнь советских людей на снимках Бориса Михалевкина
Работы мастера жанровой фотографии Бориса Михалевкина прониклись лучшими чертами шестидесятников и добрым отношением к миру. О нём говорят, как о фотографе, который умел сделать «большой» снимок без сенсаций, сюрреализма, чудачеств и фантазий. За сорокалетнюю фотографическую практику Михалевкин снимал тихо текущую жизнь в добрых деревенских сюжетах, восхищённых портретах, строгих городских пейзажах и осмысленных натюрмортах.
Борис Гаврилович Михалевкин родился в 1930 году. Фотографом стал всерьёз и надолго, хотя и случайно. В светопись Михалевкин пришёл в 34 года. К тому времени успел состояться как музыкант в эстрадном ансамбле, освоив по самоучителю игру на гитаре за годы армейской службы. Ещё до музицирования, сразу после Великой Отечественной, выучился на электромонтёра. А военные годы встретил школьником в родном Ленинграде, где после смерти отца занял его место дворником в эвакогоспитале. После блокады санитаром того же госпиталя дошёл с наступающей армией до польского Лодзя.
Уже имея такой непростой жизненный опыт, Михалевкин заобладал старым фотоаппаратом «Зенит», который ему преподнесли друзья. Кадр из дебютной отснятой фотоплёнки принёс новичку диплом первой степени на Всероссийском конкурсе в Москве. Призовым стал зимний пейзаж со скворцом «Снова дома» (1964). Позже за проданные работы он приобрёл «Лейку», а к ней попутно стал использовать увеличитель, сделанный из десятилитрового ведра. Эстраду и гастроли заменил работой по специальности – электромонтёром. Уже состоявшимся автором вступил в легендарный фотоклуб «Зеркало», для которого и гимн написал. Всегда снимал чёрно-белое.
«Для меня чёрное и белое – самодостаточно. Больше того, это философская концепция. Меньше отвлекающих моментов при восприятии. Фотография – это диалог между автором и зрителем. Если диалог состоялся, то фотография помогла понять, что именно хотел сказать фотограф. Фотография помогает человеку ощутить себя частью природы, понять тонкие и хрупкие связи между собой и природой, между людьми, говорящими на разных языках. Фотография как бы является переводчиком на все языки мира… Человек талантлив. Но по лености своей не знает, в чём именно. Искать себя надо всю жизнь».
Некоторые его работы относят к жанру «субъективного репортажа». Направление возникло на стыке американской стрит-фотографии с «поэтической журналистикой» Magnum Photos и имело чрезвычайную популярность в 1970-80-е. Но в отличие от безучастной наблюдательности таких западных коллег, как Робер Дуано и Анри Картье-Брессон, Михалевкин смотрел на мир тепло и сочувственно. Ни разу не иронизируя по поводу встречавшихся сюжетов. В фотографии он не усматривал ни интеллектуального упражнения, ни карьерной нивы. А привлекала его незамысловатость. Однако при всей невероятной простоте проглядывает в работах Михалевкина непостижимая сложность, как в среднерусском пейзаже – за планом план... смысл, жизненный поток.
Борис Гаврилович Михалевкин родился в 1930 году. Фотографом стал всерьёз и надолго, хотя и случайно. В светопись Михалевкин пришёл в 34 года. К тому времени успел состояться как музыкант в эстрадном ансамбле, освоив по самоучителю игру на гитаре за годы армейской службы. Ещё до музицирования, сразу после Великой Отечественной, выучился на электромонтёра. А военные годы встретил школьником в родном Ленинграде, где после смерти отца занял его место дворником в эвакогоспитале. После блокады санитаром того же госпиталя дошёл с наступающей армией до польского Лодзя.
Уже имея такой непростой жизненный опыт, Михалевкин заобладал старым фотоаппаратом «Зенит», который ему преподнесли друзья. Кадр из дебютной отснятой фотоплёнки принёс новичку диплом первой степени на Всероссийском конкурсе в Москве. Призовым стал зимний пейзаж со скворцом «Снова дома» (1964). Позже за проданные работы он приобрёл «Лейку», а к ней попутно стал использовать увеличитель, сделанный из десятилитрового ведра. Эстраду и гастроли заменил работой по специальности – электромонтёром. Уже состоявшимся автором вступил в легендарный фотоклуб «Зеркало», для которого и гимн написал. Всегда снимал чёрно-белое.
«Для меня чёрное и белое – самодостаточно. Больше того, это философская концепция. Меньше отвлекающих моментов при восприятии. Фотография – это диалог между автором и зрителем. Если диалог состоялся, то фотография помогла понять, что именно хотел сказать фотограф. Фотография помогает человеку ощутить себя частью природы, понять тонкие и хрупкие связи между собой и природой, между людьми, говорящими на разных языках. Фотография как бы является переводчиком на все языки мира… Человек талантлив. Но по лености своей не знает, в чём именно. Искать себя надо всю жизнь».
Некоторые его работы относят к жанру «субъективного репортажа». Направление возникло на стыке американской стрит-фотографии с «поэтической журналистикой» Magnum Photos и имело чрезвычайную популярность в 1970-80-е. Но в отличие от безучастной наблюдательности таких западных коллег, как Робер Дуано и Анри Картье-Брессон, Михалевкин смотрел на мир тепло и сочувственно. Ни разу не иронизируя по поводу встречавшихся сюжетов. В фотографии он не усматривал ни интеллектуального упражнения, ни карьерной нивы. А привлекала его незамысловатость. Однако при всей невероятной простоте проглядывает в работах Михалевкина непостижимая сложность, как в среднерусском пейзаже – за планом план... смысл, жизненный поток.
11
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (5)
Написать комментарий: