Факты о космической гонке между США и СССР, в которые сложно поверить (9 фото)

Нацисты в космосе, замбийская космическая программа и совместный полет на Луну.

Первыми в космосе были нацисты
Пусковая площадка ракет «Фау-2» в Германии, 1939 г.

Первыми, кто сумел пересечь Линию Кармана — условную границу между атмосферой Земли и космоса на высоте 100 километров над уровнем моря, — оказались нацисты.

В 1944 году немецкая баллистическая ракета «Фау-2» пересекла линию Кармана и совершила первый суборбитальный космический поле т, поднявшись на 188 километров.

Кстати, именно с трофейных и модернизированных ракет «Фау-2» берут начало советская и американская космические программы.

Замбия тоже участвовала в космической гонке

По замыслу Эдварда Замбия должна была колонизировать не только Луну, но и Марс. В первую экспедицию должны были отправиться 17-летняя девушка Мату Мвамбву и два кота. Причем полететь в космос им предстояло на ракете из меди и алюминия, ничем не отличавшейся от ракет на детских площадках. А запустить ее планировалось с помощью системы огромных катапульт с центрального стадиона Замбии (хорошо, что хоть не с батута).

Главная проблема была в том, что у Эдварда начисто отсутствовало финансирование. Поэтому при подготовке космонавтов приходилось импровизировать. Вместо тренировок на центрифуге будущие покорители космоса скатывались со склона в бочке из-под топлива. А еще учились ходить на руках, потому что, по заверениям руководителя, это был единственный способ ходить на Луне.

Планы у Эдварда были очень амбициозными: обогнать США и СССР. Международные репортеры сначала восприняли это как пародию на космическую гонку сверхдержав. Но Нколосо был настроен серьезно и даже заявил:

«Я буду смеяться в тот день, когда установлю флаг Замбии на Луне».

Увы, замбийская космическая программа развалилась, не успев толком начаться. Эдвард так и не нашел финансирования, а космонавты разбрелись по своим делам: двое лучших претендентов ушли в запой и пропали, другой занялся этнической музыкой, а единственная девушка забеременела. Про участь котов история умалчивает.

Освоение космоса — занятие дорогое, опасное и чрезвычайно трудоемкое. Поэтому без неудач тут не обходится. Читай: Запуски ракет в космос, которые закончились катастрофой (видео).

СССР предложил свою помощь США

Ракета «Восток» со спутником «Спутник-1» на стартовой площадке в 1957 году. Советский спутник «Спутник-1»

Считается, что космическая гонка началась 4 октября 1957 года, когда СССР запустил «Спутник-1». Это событие так поразило США, которые привыкли считать себя самой технологически развитой страной, что они сразу же перешли к ответным действиям.

Но тут их поджидала первая неудача. 6 декабря 1957 года американцы попытались запустить ракету с искусственным спутником «Авангард TV3». Она поднялась на один метр, после чего рухнула и взорвалась.

Роджер Истон, начальник отдела радиочастот отдела спутникового слежения, держит тот самый четвертьфунтовый «младенческий спутник»

США сразу же стали предметом для шуток. Американские журналисты окрестили этот запуск «капутником» и «упсником». А The New York Times даже выпустила статью с разгромной критикой американской космической программы.

Советский Союз тоже не остался в стороне и предложил Америке техническую помощь, предназначенную для развивающихся стран. США такое щедрое предложение угрюмо проигнорировали.

Детские игровые площадки
Космическая гонка отразилась и на детских площадках в США и СССР. Обе страны проектировали их так, чтобы пробудить у детей интерес к космическим путешествиям. Именно поэтому многие горки и лесенки в то время имели формы ракет, спутников и планет.

Астронавт, космонавт, тайконавт — как правильно?

Астронавты Тан Хунбо, Не Хайшэн и Лю Бомин космической миссии Шэньчжоу-12 в Центре запуска спутников Цзюцюань 17 июня 2021 года. Цзюцюань, провинция Ганьсу, Китай

Ответ: для каждой страны по-своему. И опять же все из-за космической гонки. Она была настолько напряженной, что СССР и США даже не смогли договориться об общем термине. Именно поэтому в Америке стали использовать слово «астронавт», а в Советском Союзе — «космонавт».

Кстати, даже Китай придумал собственный термин «тайконавт». Но пришли к нему не сразу, сначала был «чайнанавт», потом «юханъюань», но в итоге остановились на «тайконавте». Потому у него есть привычное для всех окончание «-навт» и его легче произносить тем, кто не говорит на китайском.

Кстати, в Замбии несостоявшихся покорителей космоса называли «афронавтами».

США предлагали СССР совместно отправить людей на Луну

На заседании Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 1963 года президент США Джон Кеннеди предложил сотрудничать в подготовке лунных миссий и сделать совместную экспедицию.

Но Никита Хрущев не принял такого предложения и заявил, что покорять Луну СССР будет своими силами. В чем-то его можно было понять. К тому моменту Советский Союз опережал Америку во всем, и поэтому соглашаться на предложение слабой стороны было невыгодно.

Кто все же выиграл в гонке?

Базз Олдрин идет по поверхности Луны у опоры лунного модуля, 1969 г. Apollo XI Landing (ТВ, 1969)

Сейчас принято считать, что космическую гонку выиграли США, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин приземлились на Луну 20 июля 1969 года.

Но некоторые склонны считать, что СССР был настоящим победителем. Потому что высадка на Луну — это всего лишь одно из достижений США, тогда как у Советского Союза их намного больше.

Например, СССР первым в 1957 году запустил искусственный спутник на орбиту Земли. И в том же году отправил первое животное в космос. (Прочитать об этом можно тут: В этот день 63 года назад в космос полетела первая собака.) А уже через четыре года, 12 апреля 1961 года, первым в космос полетел советский космонавт Юрий Гагарин. В 1963 году Советы отправили в космос первую женщину, Валентину Терешкову. А спустя два года Алексей Леонов совершил первый выход в открытый космос.

Так что, если считать по совокупности достижений, СССР находится далеко впереди Америки.