Багира промахнулась. Почему танк «Пантера» не оправдал ожиданий (7 фото)

Когда теория не подтверждается практикой.


Кажется, чуть ли не у любого немецкого танка и самоходки Второй мировой была врожденные изъяны, очевидные с первого взгляда. «Тигр» оказался слишком тяжел и медлителен, «Фердинанду» не дали даже пулемет для защиты в ближнем бою, ну а про «Маус» и говорить не приходится… Но вот «Пантера» казалась, по крайней мере на бумаге, чуть ли не идеальным танком.




Созданная как немецкий ответ советскому Т-34, «хищная кошка» превосходила прототип примерно по всем статьям: по массе, вооружению, броне, технологиям и удобству экипажа. Что говорить, если на «Пантеры» ставили даже системы ночного видения! И это в середине 40-х! Почему же лучшим танком войны все равно упорно считают «тридцатьчетверку»? И почему «Пантера», несмотря на все свои плюсы, так и не внесла перелом в ход кампании ни на Восточном, ни на Западном фронте?




По просьбе с передовой
Проект сменщика средних танков Pz. III и Pz IV неспешно разрабатывался немецкими конструкторами еще до войны. Но настоящий импульс этот проект получила уже в 1941-м, когда танкисты вермахта впервые встретились с Т-34.

Генерал Гейнц Гудериан буквально забрасывал Берлин просьбами создать новую машину для эффективной борьбы с русским чудом. Сменщику разом постаревших «тройки» и «четверки» вменялось сочетать все достоинства Т-34: наклонную лобовую броню, широкие гусеницы, а также желательно дизельный двигатель.

Среди прототипов будущей «Пантеры» действительно была и машина с дизелем, которая обещала значительно больший запас хода и малую склонность к воспламенению. Но в серию в итоге пошел бензиновый Pz V.

Немецкие танкостроители работали ударными темпами. От заказа на разработку «Пантеры», выписанного в ноябре 1941-го, до презентации готовых прототипов прошло всего полгода. А в январе 1943-го началось серийное производство.


Pz 5 «Пантера» во всей своей суровой стальной красоте


В бой идут одни новички

Гитлер настаивал, чтобы новая техника массово вышла на сцену уже в наступлении под Курском. Но спешка хороша только при ловле блох. Первые «Пантеры», появившиеся в боевых частях весной 1943-го, как и полагается совершенно новой конструкции, страдали от детских болезней и плохого изучения экипажами.

Неудивительно, что, несмотря на впечатляющие на бумаге характеристики, потери Pz V под Курском оказались очень чувствительными. Причем значительное число «кошаков» было потеряно не в бою, а из-за технических проблем. Первый серьезный удар по грозному «хищнику».


Боевое крещение «Пантера» приняла под Курском. Результаты оказались довольно противоречивыми


Недостатки как продолжение достоинств

Исправная «Пантера» — страшный зверь. Средний по немецкой классификации, Pz V по стандартам союзников считался скорее тяжелым танком. При массе в 44 тонны это и неудивительно. Наклонная передняя броня рикошетила чуть ли не все подряд, а 75-миллиметровая пушка обладала большей пробиваемостью, чем орудие «Тигра» калибра 88 мм. При этом «Пантера», в отличие от последнего, слыла достаточно быстрой и маневренной.

Но недостатки все равно были. Прогрессивная «шахматная» ходовая часть обеспечивала высокую плавность хода и хорошую проходимость, но быстро забивалась грязью и становилась кошмаром в обслуживании. (Читай также: Почему у немецких танков были такие странные гусеницы).

Боковая броня «Пантеры» пробивалась порой даже из 45-миллиметрового орудия, а большая масса все равно ограничивала как транспортные, так и внедорожные возможности танка. Но главное даже не это. Главное — цена всего удовольствия.

Первые 15 минут парковки — бесплатно. Италия, декабрь 1944-го


Почем рыба?

Цена «Пантеры» составляла 117 тысяч рейхсмарок. Это, конечно, сильно меньше прайса «Тигра», но значительно дороже, скажем, Pz IV. Высокая стоимость складывалась из сложной конструкции и сложностей самого производства, в котором было задействовано почти полторы сотни компаний-смежников. Дорогая и долгая сборка привела к тому, что до запланированных масштабов выпуска в 600 танков в месяц производство «Пантеры» не вышло ни разу.

Получался замкнутый круг. «Пантера», по идее, должна была полностью сменить в производственной программе немецких заводов устаревшие «четверки», но войскам не хватало новых танков, и Pz IV оставался на конвейере, занимая производственные мощности и не позволяя форсировать выпуск более совершенных танков.


Снаряды пушки стандартного «Шермана» (на фото справа) отскакивали от «Пантеры» как горох. Такие вот повреждения, скорее всего, результат подрыва на мине


Чисто бомбически
Все стало еще сложнее с началом в 1944 году массовых налетов авиации союзников на Германию. Разумеется, заводы фирмы MAN и Daimler-Benz, выпускавшие «Пантеры», оказались в числе приоритетных целей американских и британских бомбардировщиков.

Прибавь к этому проблему с комплектующими. Ближе к концу войны немцы потеряли марганцевые и молибденовые месторождения, необходимые для изготовления легированной стали, и когда-то почти неуязвимая броня «Пантер» стала хрупкой. Можно сказать, что Pz V последних месяцев выпуска и машины начала 1944-го — это разные танки.



Разрушенный цех сборки «Пантер»


Один в поле не воин

Всего за два с половиной года немецкой промышленности удалось выпустить 5995 «Пантер». Учитывая дороговизну и сложность конструкции, а также неблагоприятные факторы (бомбардировки союзников, ограниченные ресурсы), это можно считать трудовым подвигом. Вот только в одном лишь 1944-м советские предприятия собрали свыше 10 тысяч экземпляров Т-34-85. Шах и мат, карапузики!

«Пантера» действительно было грозным противником и, пожалуй, лучшим немецким танком Второй мировой. Но ограниченный тираж взвалил на «кошку» непосильную задачу. Можно сказать, что в других условиях, при реализации запланированного объема выпуска, Pz V действительно стал бы лучшей машиной Второй мировой. Хотя можно взглянуть на проблему и по-другому — как на недальновидность немецких конструкторов, заранее не увидевших разницу между теорией и практикой.



Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

7
Другие новости

Оставить комментарий

ves
ves Добавил(а) :
2 августа 2021 15:08 #
ПивоРыбкаТортик
Написал(а) ;tyz Сегодня, 13:17
солдат вермахта погибло вдвое меньше, чем бойцов Красной Армии.

Это не правда, что вдвое. И даже не в полтора раза. Кроме того нужно учесть сколько наших было заморено в плену. Если исключить невернувшихся из плена, то потери и вовсе становятся близки. Кроме того вы лихо списали всех коллаборционистов. Итальянцы и турки? И все? Не знаю зачем вы упомянули турок и как-то забыли об австрийцах, французах и прочих бенелюксовцах, финах и прочих скандинавах, румынах, венграх, испанцах. Да и о бандеровцах, аковцах, прибалтах, власовцах и парижско-берлинских казачках тоже не плохо бы помнить.
Написал(а) ;tyz Сегодня, 13:17
солдат вермахта погибло вдвое меньше, чем бойцов Красной Армии.

Это не правда, что вдвое. И даже не в полтора раза. Кроме того нужно учесть сколько наших было заморено в плену. Если исключить невернувшихся из плена, то потери и вовсе становятся близки. Кроме того вы лихо списали всех коллаборционистов. Итальянцы и турки? И все? Не знаю зачем вы упомянули турок и как-то забыли об австрийцах, французах и прочих бенелюксовцах, финах и прочих скандинавах, румынах, венграх, испанцах. Да и о бандеровцах, аковцах, прибалтах, власовцах и парижско-берлинских казачках тоже не плохо бы помнить.
Вампирка
Вампирка Добавил(а) :
24 августа 2021 09:32 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
Написал(а) ;tyz 2 авг. 13:17
Немцы делали качественно. Упор был на защиту экипажа и комфорт.. Внутри всё было продумано, имелась обшивка кабины, чтобы исключить травмы танкистов и разлёт осколков...

Немцы делали качественно.... Ровно вчера узнал, что при производстве оных Пантер, применялась такая технологическая операция, как фрезеровка частей уже собранного корпуса. Фрезеровка Карл!!! Корпуса!!! Станки для этого и их оснастка имели размеры чудовищные, стоимость такой операции тоже зашкаливала.
Написал(а) ;tyz 2 авг. 13:17
Немцы делали качественно. Упор был на защиту экипажа и комфорт.. Внутри всё было продумано, имелась обшивка кабины, чтобы исключить травмы танкистов и разлёт осколков...

Немцы делали качественно.... Ровно вчера узнал, что при производстве оных Пантер, применялась такая технологическая операция, как фрезеровка частей уже собранного корпуса. Фрезеровка Карл!!! Корпуса!!! Станки для этого и их оснастка имели размеры чудовищные, стоимость такой операции тоже зашкаливала.

показать все комментарии (4)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!