«Спитфайр» против «Мессера»: 9 героических фактов «Битвы за Британию» (8 фото)

В самолетики у англичан получалось лучше, чем в футбол…


Сражение под Прохоровкой летом 1943-го называют величайшим танковым сражением в истории. А вот крупнейшая в истории битва в воздухе состоялась тремя годами раньше. В июле 1940-го началась знаменитая «Битва за Британию» — сражение, реально повлиявшее на весь ход войны.



Свистать всех наверх!
Вообще-то «Битва за Британию» была еще и первой в истории военной кампанией, целиком проходившей в воздухе. К лету 1940-го Гитлер уверенно захватил всю интересующую его континентальную Европу. Следующим логичным шагом была атака на Великобританию.


Изначально «Битва за Британию» задумывалась подготовительной фазой к масштабной десантной операции «Морской лев». Но планам Берлина так и не суждено было сбыться. Свою битву за Британию немцы проиграли еще в воздухе. Впрочем, обо всем по порядку…



«С небольшой помощью моих друзей…»
Принято считать, что главными действующими лицами «Битвы за Британию» были пилоты люфтваффе и RAF — Королевских ВВС Великобритании. Главными — да, но не единственными. На стороне немцев в кампании также принимали участие силы итальянских ВВС — Corpo Aerio Italiano. За союзников небо над Британией бороздили также канадские военно-воздушные силы.




Меткие легионеры
Контингент пилотов люфтваффе почти полностью состоял из немцев — это правда. А почти из трех тысяч летчиков RAF британские паспорта были далеко не у всех. На помощь Великобритании прибыло множество добровольцев из стран Британского содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия и даже Южная Африка), а также пилоты из США и уже завоеванной немцами Европы.

Всего летчиков-легионеров в составе RAF набралось около 700 человек. Кстати, именно опытные европейские пилоты, особенно из Чехословакии и Польши, стали самыми успешными асами кампании на стороне союзников. На счету 303-го истребительного эскадрона, укомплектованного поляками, набралось 126 воздушных побед — больше чем у любого другого соединения RAF. Лучшим индивидуальным достижением стали 17 сбитых самолетов чеха Йозефа Франтишека.



От пляжей до Лондона
Ход «Битвы за Британию» можно разделить на несколько фаз. В идеале задачей немцев было принуждение англичан к капитуляции — так они надеялись обойтись без сложной и кровопролитной высадки на острова. Поэтому в первую фазу кампании — с середины июля до середины августа — силы люфтваффе работали в основном по объектам вдоль береговой полосы Великобритании.

Но по ходу затягивающейся кампании приоритеты менялись. Со второй половины августа немцы захотели обеспечить полное господство в воздухе, необходимое для проведения операции «Морской лев». В этот период массированные бомбардировочные рейды люфтваффе были нацелены на авиационную инфраструктуру Соединенного королевства — аэродромы и авиазаводы. Ну а когда стало ясно, что план терпит бедствие, Гитлер приказал перенести внимание на бомбардировки Лондона и других крупных городов.




Иду на таран!
Как раз во время бомбардировки Лондона британский пилот Рэй Холмс убедительно развеял миф, что на таран в годы Второй мировой шли только советские пилоты. Заметив бомбардировщик «Дорнье», следовавший к Букингемскому дворцу, Холмс, к тому времени уже израсходовавший боезапас, направил свой «Харрикейн» на врага и тараном срезал немцу хвостовое оперение. Вместо Букингемского дворца Do-17 рухнул рядом со зданием вокзала Виктория, а Рэй Холмс покинул поврежденный истребитель на парашюте и благополучно приземлился на крышу лондонского особняка. Уже в статусе национального героя.


С легким преимуществом

Силы противодействующих сторон, к слову, были приблизительно равны. Накануне «Битвы за Британию» общая численность авиапарка союзников насчитывала чуть меньше 2000 самолетов, немцы располагали 2500 машинами. Всего за три с половиной месяца воздушных боев потери RAF составили около 1700 самолетов, а люфтваффе не досчиталось двух тысяч боевых машин.



Битва лучших
Символами «Битвы за Британию» стали истребители «Спитфайр» и Ме-109. До начала кампании немцы не сомневались в превосходстве своей техники. Благодаря мощным двигателям со впрыском топлива «Мессершмитт-109» в начале 40-х справедливо считался едва ли не лучшим истребителем мира. Британские «Харрикейны», составлявшие основу сил RAF, ему в подметки не годились. Зато «Спитфайр» — юркий, быстрый, маневренный и при этом очень красивый — стал настоящим откровением. Это был равный соперник Ме-109.






Новые технологии
«Битва за Британию» стала поворотным пунктом в стратегии военных действий благодаря появлению радаров — средств раннего предупреждения о вражеских налетах. Так называемая система Даудинга, названная в честь командующего истребительной авиации Великобритании Хью Даудинга, объединила возможности радаров, наземных наблюдателей и радиосвязи, позволяя перехватывать немецкие бомбардировщики задолго до подхода к целям.


Что если…
«Битва за Британию» — очень странная кампания. За три с половиной месяца боев линия фронта не сдвинулась ни на дюйм. Как вообще можно провести линию фронта в воздухе?! При этом стратегическое положение Германии перед началом и в конце сражения было диаметрально противоположным.


Если в июле 1940-го немецкая армия казалась непобедимой силой, то уже в октябре, обломав об упорных британцев зубы, Гитлер вынужден был изменить планы. Высокие потери люфтваффе и срыв сроков операции «Морской лев» заставили Берлин забыть о покорении Великобритании и полностью переключиться на СССР, оставив при этом в своем тылу опасного и разозленного противника.

Черчилль в своем обращении к нации еще в ходе «Битвы за Британию» пафосно заявил, что «никогда еще в истории человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим». Действительно, сложно представить, куда свернула бы кривая Второй мировой, если бы не доблесть трех тысяч пилотов RAF.


Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

1
Другие новости

Оставить комментарий

miha64
miha64 Добавил(а) :
26 июля 17:40 #
ПивоРыбка
есть фильм 1960-какого-то года. "битва за британию". основательно снятый. там судьбу войны поменял немецкий экипаж. который ошибся целью и сбросил бомбы на пригороды Лондона. К этому моменту английские ВВС были практически разгромлены. Обидившиеся англичане из последних сил собрали группу бомберов и нанесли удар по Берлину. Гитлер, который пообещал, что ни одна бомба на Берлин не упадет, дал указание бомбежки перенести с аэродоромов и авиазаводов на города. Пока немцы бомбили города, англичане свезли свезли со всего мира самолеты и летчиков, увеличили авиапарк в 2 раза по сравнению с началом войны, поменяли тактику и мало-по-малу пережгли в воздухе 2\3 немцев. Чуток этой истории есть в "Перл-Харборе". Так 2 дурака, промазавшие мимо цели, поменяли ход войны.
есть фильм 1960-какого-то года. "битва за британию". основательно снятый. там судьбу войны поменял немецкий экипаж. который ошибся целью и сбросил бомбы на пригороды Лондона. К этому моменту английские ВВС были практически разгромлены. Обидившиеся англичане из последних сил собрали группу бомберов и нанесли удар по Берлину. Гитлер, который пообещал, что ни одна бомба на Берлин не упадет, дал указание бомбежки перенести с аэродоромов и авиазаводов на города. Пока немцы бомбили города, англичане свезли свезли со всего мира самолеты и летчиков, увеличили авиапарк в 2 раза по сравнению с началом войны, поменяли тактику и мало-по-малу пережгли в воздухе 2\3 немцев. Чуток этой истории есть в "Перл-Харборе". Так 2 дурака, промазавшие мимо цели, поменяли ход войны.

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!