10 советских фильмов, которые надо показать иностранцу или пришельцу ❘ фото
Чтобы они быстро сообразили, кто мы такие. И как нам жилось когда-то… Да и сейчас тоже.
Перед тобой не просто важные и отважные фильмы. Здесь кое-что другое. ЕКАБУ собрал десять картин, которые лучше всего дадут понять две вещи:
● Кто такой советский или русский человек.
● Каково ему жилось и работалось. В реалистических тонах, то есть без бодрой показухи и без нарочитой чернухи.
Что немаловажно, перечисленные фильмы должны быть понятны чужаку без излишних комментариев и пространных пояснений. А это самое сложное, между прочим!
1. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964
Темы: дети, пионерский лагерь, хрущевская эпоха
В культурно-творческом аспекте детей СССР обслуживали по высшему классу. Писали для них гениальные книги, рисовали не менее гениальные мультфильмы.
А вот с кинофильмами все было сложнее, там постоянно что-то буксовало. Во многом из-за того, что советские аппаратчики не позволяли говорить с детьми языком кинематографа честно и прямо. Поэтому фильмы-сказки получались прекрасные, а как только требовалось снять что-то про пионерские реалии, как выходила фальшь, пропаганда и смотр строя с песней.
В связи с этим картина Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — архиважный документ нашего архиважного архива. Тот вид сатиры, который и в ковровой бомбардировке преуспел, и белке в глаз тоже попасть способен.
2. «Москва слезам не верит», 1979
Темы: карьера, знакомство, быт
И иностранцам, и инопланетянам близка и понятна тема о провинциалке, которая приехала в столицу в поисках… нет, даже не лучшей доли, правильнее сказать — в поисках всего сразу.
Все же в оскароносной картине Владимира Меньшова присутствуют штрихи, способные поразить чужака. Быт советского общежития. Простая советская гражданка, которая за двадцать лет становится директором завода, и это в середине-то прошлого века! Ну, и то, что глава промышленного предприятия вдруг может знакомиться с кем-то в пригородной электричке, — тоже картина маслом.
3. «Следствие ведут знатоки», 1971—1989 (сериал)
Темы: криминал, правопорядок, быт, нравы
Кто давно не пересматривал популярнейший советский телесериал, тем чудится, будто там ничего и не было, кроме протокольных расследований Знаменского, Томина и Кибрит.
Однако надо заметить, что в наше время «Знатоки» любопытны вовсе не как детектив, а как филигранный срез советского общества. Почти тридцать лет на экране мелькали и нашкодившие обыватели, и злостные хулиганы, и воры в законе, и расхитители социалистической собственности. Все как один рельефные, колоритные, вырванные из жизни. Жизнь обывателя — в том числе и заурядных потерпевших — в сериале показана с дотошной прямотой. Фактически «Следствие ведут знатоки» — это самое глубокое погружение в советскую жизнь. Причем в те ее уголки, о которых в других фильмах старались не вспоминать.
Эпизодов не так уж и много — всего 22. Из них от силы парочка слабых — про таксиста, который сбежал с места наезда, и затянутый нравоучительный эпизод о школьниках, нашедших бандитский ствол.
4. «Иди и смотри», 1985
Темы: война, смерть, выживание
Современные и будущие наши фильмы про Великую Отечественную уже никогда не смогут выйти на уровень советского кино. По одной элементарной причине: в СССР эти фильмы создавали люди, которые или сами прошли войну, или же она успела сильно задеть их близких.
Как только умрут последние ветераны, уже не останется ни одного человека, который прочувствовал дух той войны на своей шкуре.
«Иди и смотри» — из числа последних советских высказываний на тему великих трагедий Второй мировой. Были фильмы душевнее, были фильмы точнее, были фильмы боевитее, но уроженец Сталинграда Элем Климов снял наиболее устрашающий. Одно из самых глубоких погружений в войну со времен самой войны.
5. «Покровские ворота», 1982
Темы: коммуналка, двор, интеллигенция, отношения
По предмету «коммунальные квартиры в СССР» всегда ощущалась какая-то недоговоренность. Мало кто из кинорежиссеров осмеливался сделать глубокий вдох и высказать все наболевшее по самой осточертевшей советской теме.
По правде говоря, наиболее зубастое и емкое высказывание вышло у Аркадия Райкина в сценке «Волшебная сила искусства» по сценарию Виктора Драгунского. Жаль только, там великому эпизоду с коммуналкой и «ванной глубокой» отвели лишь 20 минут из всего альманаха.
За полным же метром проще всего обратиться к «Покровским воротам», которые с трудом пробили ворота от театральных подмостков к большому экрану. Заодно авторы охватили и придомовые территории, дворовую суету в первую очередь.
Вряд ли изображенную жизнь ветшающих интеллигентов и мещан можно назвать реалистичной, и все же дух времен передается почти без искажений. Да и слишком правдивая картина вышла бы в лучшем случае жутковатой, а во всех других случаях — обременительно скучной.
6. «Большая перемена», 1973 (4 серии)
Темы: образование, пролетариат, отношения, конфликт поколений
Школа тоже всегда являлась трудной темой для советского кинематографа. Одно дело — распевать песни с Электроником или отослать Петрова и Васечкина на каникулы. И совсем другое — поговорить обо всем этом по-взрослому. Тут, как шлагбаум, вставала непреодолимая стена идеологии. В 80-е все накипевшее взорвалось в фильмах «Чучело» и «Дорогая Елена Сергеевна», только их трудно назвать картинами о типовых школьных буднях.
Да и «Большая перемена» не совсем о школе, а о вечерней школе, отсюда и взрослые тональности, что и хорошо. В те годы «Большую перемену» критиковали за нереалистичность, за высосанные из пальца истории. Ну еще бы, это ведь просто мини-сериал, да еще мотивирующий и романтичный.
С точки зрения реалий вечерней школы здесь жизненные коллизии вершатся и впрямь слишком оптимистично. Зато картина советского образования и пролетарский быт обрисованы языком, который понятен любому пришельцу. Неудивительно, что сериал успешно крутили за пределами СССР.
7. «Гараж», 1979
Темы: средний класс, бюрократия, коррупция, самоуправление
Рязановский «Гараж» — самый цельный и массивный слепок образа среднего класса СССР. Семья, что могла себе позволить не только машину, но и гараж к ней, — это прямо-таки сливки коммунистического среднего класса.
При этом не забудь обратить внимание инопланетянина на то, что советский средний класс был вынужден пропихивать взятки для решения любого, самого пустячного вопроса, завидовал всем, кто мог выбраться за границу и, — да-да — был вынужден вместе с коллективом ездить на картошку.
Очень жестокий фильм, если задуматься. Многие не задумываются просто потому, что он смешной. И абсурдный. Да только абсурд в «Гараже» правдивее любого Кафки.
8. «Три плюс два», 1963
Темы: курорт, знакомства, дружба
Ставить фильмы про пляжные курорты — мечта любой съемочной команды. Утром работа, днем пляж, вечером кабаки. Несмотря на описанный шик, пляжные фильмы и даже комедии зачастую выходили не очень веселыми, взять хотя бы «Из жизни отдыхающих». Да даже «Будьте моим мужем» в целом не так, чтобы обхохотаться.
В «Три плюс два» сюжет строится на конфликте двух групп туристов, которые отдыхают «дикарями». Это не страшно, в итоге тебе покажут солнце, море, Крым и любовь через призму оптимизма. Важно, что фильм про молодежь, да и снят по большей части на самом популярном молодежном курорте СССР — в Судаке.
Пришельцу, возможно, потребуются объяснения, почему образованные люди приличных профессий и с машиной вдруг ютятся в хлипких палатках, а не заселятся в ближайший мотель.
9. «Осенний марафон», 1979
Темы: гомо советикус, дисфункциональная семья, пьянство
Фильм на одном пятачке сталкивает людей, которые сталкиваться вовсе не обязаны. Что особенно интересно, среди них есть и представитель заграничной, буржуазной интеллигенции, датчанин Хансен. Так что часть советского бытия мы успеваем рассмотреть его удивленными глазами.
При этом, в отличие от подавляющего большинства советских и российских кинолент, где присутствует иностранец-наблюдатель, у Георгия Данелии в «Осеннем марафоне» ни грамма фальши!
Ты ради интереса сравни это с комедией «Русский сувенир» 1960 года, где группа капиталистов застревает в процветающей Стране Советов. У нас тот бедлам описывался в подборке 7 самых плохих фильмов из СССР.
Картина важна еще и тем, что жестко прополаскивает образ гомо советикус. Обычно это подкаблучник, у которого есть и работа, и образование, и воспитание, он общителен и обаятелен. Но при этом он не способен на принятие каких-либо решений — ни дома, ни на работе, ни в жизни. Советский строй выращивал таких мужиков миллионами.
10. «Такси-блюз», 1990
Темы: маргиналы, музыка, криминал
Наш список был бы очень неполным, не будь в нем хоть одного фильма про маргиналов и неформалов. В советском кинематографе их, по понятной причине, не очень жаловали, в лучшем случае посвящали им душераздирающий эпизод сериала «Следствие ведут знатоки».
С приходом перестройки такого рода картины полезли из земли, как зомби во время апокалипсиса. К сожалению, по большей части все те фильмы или несмотрибельны, или спекулятивны, или же всем хороши, но далеки от реалий. «Такси-блюз» режиссера Лунгина с Мамоновым в главной роли — прочти идеальное исключение.
Можно сказать, что это фильм-апокалипсис. Пока на экране то да се, ты прямо нутром чуешь, как где-то далеко на заднем плане, за кадром, разрушается целая страна.
Источник
Перед тобой не просто важные и отважные фильмы. Здесь кое-что другое. ЕКАБУ собрал десять картин, которые лучше всего дадут понять две вещи:
● Кто такой советский или русский человек.
● Каково ему жилось и работалось. В реалистических тонах, то есть без бодрой показухи и без нарочитой чернухи.
Что немаловажно, перечисленные фильмы должны быть понятны чужаку без излишних комментариев и пространных пояснений. А это самое сложное, между прочим!
1. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964
Темы: дети, пионерский лагерь, хрущевская эпоха
В культурно-творческом аспекте детей СССР обслуживали по высшему классу. Писали для них гениальные книги, рисовали не менее гениальные мультфильмы.
А вот с кинофильмами все было сложнее, там постоянно что-то буксовало. Во многом из-за того, что советские аппаратчики не позволяли говорить с детьми языком кинематографа честно и прямо. Поэтому фильмы-сказки получались прекрасные, а как только требовалось снять что-то про пионерские реалии, как выходила фальшь, пропаганда и смотр строя с песней.
В связи с этим картина Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — архиважный документ нашего архиважного архива. Тот вид сатиры, который и в ковровой бомбардировке преуспел, и белке в глаз тоже попасть способен.
2. «Москва слезам не верит», 1979
Темы: карьера, знакомство, быт
И иностранцам, и инопланетянам близка и понятна тема о провинциалке, которая приехала в столицу в поисках… нет, даже не лучшей доли, правильнее сказать — в поисках всего сразу.
Все же в оскароносной картине Владимира Меньшова присутствуют штрихи, способные поразить чужака. Быт советского общежития. Простая советская гражданка, которая за двадцать лет становится директором завода, и это в середине-то прошлого века! Ну, и то, что глава промышленного предприятия вдруг может знакомиться с кем-то в пригородной электричке, — тоже картина маслом.
3. «Следствие ведут знатоки», 1971—1989 (сериал)
Темы: криминал, правопорядок, быт, нравы
Кто давно не пересматривал популярнейший советский телесериал, тем чудится, будто там ничего и не было, кроме протокольных расследований Знаменского, Томина и Кибрит.
Однако надо заметить, что в наше время «Знатоки» любопытны вовсе не как детектив, а как филигранный срез советского общества. Почти тридцать лет на экране мелькали и нашкодившие обыватели, и злостные хулиганы, и воры в законе, и расхитители социалистической собственности. Все как один рельефные, колоритные, вырванные из жизни. Жизнь обывателя — в том числе и заурядных потерпевших — в сериале показана с дотошной прямотой. Фактически «Следствие ведут знатоки» — это самое глубокое погружение в советскую жизнь. Причем в те ее уголки, о которых в других фильмах старались не вспоминать.
Эпизодов не так уж и много — всего 22. Из них от силы парочка слабых — про таксиста, который сбежал с места наезда, и затянутый нравоучительный эпизод о школьниках, нашедших бандитский ствол.
4. «Иди и смотри», 1985
Темы: война, смерть, выживание
Современные и будущие наши фильмы про Великую Отечественную уже никогда не смогут выйти на уровень советского кино. По одной элементарной причине: в СССР эти фильмы создавали люди, которые или сами прошли войну, или же она успела сильно задеть их близких.
Как только умрут последние ветераны, уже не останется ни одного человека, который прочувствовал дух той войны на своей шкуре.
«Иди и смотри» — из числа последних советских высказываний на тему великих трагедий Второй мировой. Были фильмы душевнее, были фильмы точнее, были фильмы боевитее, но уроженец Сталинграда Элем Климов снял наиболее устрашающий. Одно из самых глубоких погружений в войну со времен самой войны.
5. «Покровские ворота», 1982
Темы: коммуналка, двор, интеллигенция, отношения
По предмету «коммунальные квартиры в СССР» всегда ощущалась какая-то недоговоренность. Мало кто из кинорежиссеров осмеливался сделать глубокий вдох и высказать все наболевшее по самой осточертевшей советской теме.
По правде говоря, наиболее зубастое и емкое высказывание вышло у Аркадия Райкина в сценке «Волшебная сила искусства» по сценарию Виктора Драгунского. Жаль только, там великому эпизоду с коммуналкой и «ванной глубокой» отвели лишь 20 минут из всего альманаха.
За полным же метром проще всего обратиться к «Покровским воротам», которые с трудом пробили ворота от театральных подмостков к большому экрану. Заодно авторы охватили и придомовые территории, дворовую суету в первую очередь.
Вряд ли изображенную жизнь ветшающих интеллигентов и мещан можно назвать реалистичной, и все же дух времен передается почти без искажений. Да и слишком правдивая картина вышла бы в лучшем случае жутковатой, а во всех других случаях — обременительно скучной.
6. «Большая перемена», 1973 (4 серии)
Темы: образование, пролетариат, отношения, конфликт поколений
Школа тоже всегда являлась трудной темой для советского кинематографа. Одно дело — распевать песни с Электроником или отослать Петрова и Васечкина на каникулы. И совсем другое — поговорить обо всем этом по-взрослому. Тут, как шлагбаум, вставала непреодолимая стена идеологии. В 80-е все накипевшее взорвалось в фильмах «Чучело» и «Дорогая Елена Сергеевна», только их трудно назвать картинами о типовых школьных буднях.
Да и «Большая перемена» не совсем о школе, а о вечерней школе, отсюда и взрослые тональности, что и хорошо. В те годы «Большую перемену» критиковали за нереалистичность, за высосанные из пальца истории. Ну еще бы, это ведь просто мини-сериал, да еще мотивирующий и романтичный.
С точки зрения реалий вечерней школы здесь жизненные коллизии вершатся и впрямь слишком оптимистично. Зато картина советского образования и пролетарский быт обрисованы языком, который понятен любому пришельцу. Неудивительно, что сериал успешно крутили за пределами СССР.
7. «Гараж», 1979
Темы: средний класс, бюрократия, коррупция, самоуправление
Рязановский «Гараж» — самый цельный и массивный слепок образа среднего класса СССР. Семья, что могла себе позволить не только машину, но и гараж к ней, — это прямо-таки сливки коммунистического среднего класса.
При этом не забудь обратить внимание инопланетянина на то, что советский средний класс был вынужден пропихивать взятки для решения любого, самого пустячного вопроса, завидовал всем, кто мог выбраться за границу и, — да-да — был вынужден вместе с коллективом ездить на картошку.
Очень жестокий фильм, если задуматься. Многие не задумываются просто потому, что он смешной. И абсурдный. Да только абсурд в «Гараже» правдивее любого Кафки.
8. «Три плюс два», 1963
Темы: курорт, знакомства, дружба
Ставить фильмы про пляжные курорты — мечта любой съемочной команды. Утром работа, днем пляж, вечером кабаки. Несмотря на описанный шик, пляжные фильмы и даже комедии зачастую выходили не очень веселыми, взять хотя бы «Из жизни отдыхающих». Да даже «Будьте моим мужем» в целом не так, чтобы обхохотаться.
В «Три плюс два» сюжет строится на конфликте двух групп туристов, которые отдыхают «дикарями». Это не страшно, в итоге тебе покажут солнце, море, Крым и любовь через призму оптимизма. Важно, что фильм про молодежь, да и снят по большей части на самом популярном молодежном курорте СССР — в Судаке.
Пришельцу, возможно, потребуются объяснения, почему образованные люди приличных профессий и с машиной вдруг ютятся в хлипких палатках, а не заселятся в ближайший мотель.
9. «Осенний марафон», 1979
Темы: гомо советикус, дисфункциональная семья, пьянство
Фильм на одном пятачке сталкивает людей, которые сталкиваться вовсе не обязаны. Что особенно интересно, среди них есть и представитель заграничной, буржуазной интеллигенции, датчанин Хансен. Так что часть советского бытия мы успеваем рассмотреть его удивленными глазами.
При этом, в отличие от подавляющего большинства советских и российских кинолент, где присутствует иностранец-наблюдатель, у Георгия Данелии в «Осеннем марафоне» ни грамма фальши!
Ты ради интереса сравни это с комедией «Русский сувенир» 1960 года, где группа капиталистов застревает в процветающей Стране Советов. У нас тот бедлам описывался в подборке 7 самых плохих фильмов из СССР.
Картина важна еще и тем, что жестко прополаскивает образ гомо советикус. Обычно это подкаблучник, у которого есть и работа, и образование, и воспитание, он общителен и обаятелен. Но при этом он не способен на принятие каких-либо решений — ни дома, ни на работе, ни в жизни. Советский строй выращивал таких мужиков миллионами.
10. «Такси-блюз», 1990
Темы: маргиналы, музыка, криминал
Наш список был бы очень неполным, не будь в нем хоть одного фильма про маргиналов и неформалов. В советском кинематографе их, по понятной причине, не очень жаловали, в лучшем случае посвящали им душераздирающий эпизод сериала «Следствие ведут знатоки».
С приходом перестройки такого рода картины полезли из земли, как зомби во время апокалипсиса. К сожалению, по большей части все те фильмы или несмотрибельны, или спекулятивны, или же всем хороши, но далеки от реалий. «Такси-блюз» режиссера Лунгина с Мамоновым в главной роли — прочти идеальное исключение.
Можно сказать, что это фильм-апокалипсис. Пока на экране то да се, ты прямо нутром чуешь, как где-то далеко на заднем плане, за кадром, разрушается целая страна.
Источник
6
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (5)
Написать комментарий: