«Выстрелил, уехал…»: 7 фактов о самой трусливой самоходке Второй мировой (7 фото)
История американской «Ведьмы».
Из всех танков и самоходок Второй мировой американский Hellcat был, пожалуй, наиболее коварным или самым трусливым — зависит от точки зрения. Занять позицию, выстрелить и как можно быстрее сделать ноги — вот кредо этой уникальной машины.
Не называй ее адской кошкой
Для начала заруби на носу: M18 Hellcat — это вовсе не «адская кошка». Хотя те, кто знаком с английским языком исключительно по рамкам школьной программы, норовят перевести название самоходки именно так. На самом деле, hellcat — это ведьма. Кстати, очень подходящее имя для грозной боевой машины, которая появляется ниоткуда и исчезает в никуда. Но об этом позже.
Самоходка с башней
Hellcat — очень необычная самоходка. А вообще-то, учитывая наличие вращающей башни, ее так и хочется назвать танком. Дело в том, что американский подход к ПТ-САУ — противотанковым самоходным артустановкам — отличался от принятого в Германии или СССР. Советские и немецкие конструкторы подходили к созданию самоходок упрощенным способом. Грубо говоря, берется шасси танка с корпусом, но без башни. В рубку устанавливается пушка помощнее. Готово! Недорого и сердито.
Американцы же видели в ПТ-САУ не основного игрока на поле боя, брошенного в самую мясорубку, а высокомобильную единицу, которая своим неожиданным появлением в нужное время и в нужном месте может изменить ход битвы. Из разницы в подходах следует и разница в конструкции.
В отличие от хорошо бронированных, но довольно медленных и неповоротливых немецких и советских ПТ-САУ, «Ведьма» была слеплена совсем из другого теста. Минимум брони, максимум скорости — вот ее политическое кредо.
На «Ведьме» стоял авиационный мотор
Снаряженная масса M18 составляла всего 18 тонн. Для сравнения советский средний танк Т-34-85 весил 32 тонны. Про 55-тонного «Тигра» даже вспоминать не будем. Смешную по танковым меркам массу обслуживал очень мощный двигатель. В движение «Ведьму» приводил радиальный 9-цилиндровый двигатель Continental рабочим объемом 16 литров и мощностью 350-400 л.с.
Еще в начале войны этот двигатель ставили на боевые и тренировочные самолеты, а в дальнейшем он превратился чуть ли не в главный танковый мотор армии США. 16-литровый «Континенталь» возил не только «Хеллкэт», но и «Шерманы».
Это была самая быстрая гусеничная машина Второй мировой
Низкая масса и сравнительно мощный мотор сделали свое дело: Hellcat слыл очень быстрой самоходкой. Правильнее сказать, M18 официально считается самой быстрой гусеничной боевой машиной Второй мировой войны. Максимальная скорость по шоссе достигала 90 км/ч. Это даже быстрее, чем потолок колесно-гусеничного легкого танка БТ-7. При том что по части вооружения эти «спорткары» даже сравнивать неудобно… Да что там БТ-7! Легендарный Willys MB был не намного быстрее «Ведьмы». Всего-то 104 км/ч…
Ее делали на автомобильном заводе
Автомобильная динамика M18 лишний раз подчеркивала автомобильные корни самоходки. Дело в том, что выпуском Hellcat занималась фирма Buick — премиальный бренд империи General Motors, который, как и все другие промышленные предприятия США, в 1941-м был полностью переведен на военные нужды. Себестоимость машины в 1943-м составляла порядка 55 тысяч долларов. На сегодняшние деньги получается 800 тысяч с копейками.
Кстати, тираж «Ведьмы» оказался сравнительно небольшим. С июля 1943-го по октябрь 1944-го собрали около 2,5 тысячи M18. Причины довольно скромных цифр разные. Во-первых, заинтересованности в «Ведьме» не проявили партнеры американцев по программе ленд-лиза. Например, в руководстве Красной армии так и не поняли, зачем нужна быстрая ПТ-САУ с картонной броней и вращающейся башней. Кроме того, сами американцы вскоре осознали, что 76-милиметровая пушка «Ведьмы» плохо справляется с лобовой броней «Тигров» и «Пантер».
«Ведьма» стала лучшей американской самоходкой
Несмотря на это, Hellcat все равно оказался самой эффективной американской ПТ-САУ Второй мировой. Соотношение уничтоженных танков противника к собственным потерям у M18 составило 2,4:1. Очень достойно. «Трусливая» тактика — выстрелил из засады, сменил позицию, снова выстрелил и так пока не надоест — в общем и целом работала.
Высокие скоростные качества М18 позволяли экипажам быстро отступать, заходить во фланги медленным тяжелым танкам и самоходкам немцев и вообще появляться там, где их меньше всего ждали. Особенно «Ведьмы» отличились при операции в Арденнах, где бреши в обороне союзники как раз и затыкали быстрыми самоходками от «Бьюик».
Hellcat воевал и после окончания Второй мировой
Другим заметным военным конфликтом, в котором поучаствовала M18, стала война в Корее. Ну а «Ведьмы», сражавшиеся в Европе, так там и остались. Отремонтированные самоходки поступили на службу в греческую и югославскую армии. После четырех десятилетий простоя Hellcat сыграли свою роль и в балканском конфликте 90-х годов.
Кстати, в экспозиции танкового музея в подмосковной Кубинке тоже есть M18 Hellcat. Если хочется своими глазами взглянуть на самую быструю самоходку Второй мировой, ты знаешь куда ехать.
Источник
Из всех танков и самоходок Второй мировой американский Hellcat был, пожалуй, наиболее коварным или самым трусливым — зависит от точки зрения. Занять позицию, выстрелить и как можно быстрее сделать ноги — вот кредо этой уникальной машины.
Не называй ее адской кошкой
Для начала заруби на носу: M18 Hellcat — это вовсе не «адская кошка». Хотя те, кто знаком с английским языком исключительно по рамкам школьной программы, норовят перевести название самоходки именно так. На самом деле, hellcat — это ведьма. Кстати, очень подходящее имя для грозной боевой машины, которая появляется ниоткуда и исчезает в никуда. Но об этом позже.
Самоходка с башней
Hellcat — очень необычная самоходка. А вообще-то, учитывая наличие вращающей башни, ее так и хочется назвать танком. Дело в том, что американский подход к ПТ-САУ — противотанковым самоходным артустановкам — отличался от принятого в Германии или СССР. Советские и немецкие конструкторы подходили к созданию самоходок упрощенным способом. Грубо говоря, берется шасси танка с корпусом, но без башни. В рубку устанавливается пушка помощнее. Готово! Недорого и сердито.
Американцы же видели в ПТ-САУ не основного игрока на поле боя, брошенного в самую мясорубку, а высокомобильную единицу, которая своим неожиданным появлением в нужное время и в нужном месте может изменить ход битвы. Из разницы в подходах следует и разница в конструкции.
В отличие от хорошо бронированных, но довольно медленных и неповоротливых немецких и советских ПТ-САУ, «Ведьма» была слеплена совсем из другого теста. Минимум брони, максимум скорости — вот ее политическое кредо.
На «Ведьме» стоял авиационный мотор
Снаряженная масса M18 составляла всего 18 тонн. Для сравнения советский средний танк Т-34-85 весил 32 тонны. Про 55-тонного «Тигра» даже вспоминать не будем. Смешную по танковым меркам массу обслуживал очень мощный двигатель. В движение «Ведьму» приводил радиальный 9-цилиндровый двигатель Continental рабочим объемом 16 литров и мощностью 350-400 л.с.
Еще в начале войны этот двигатель ставили на боевые и тренировочные самолеты, а в дальнейшем он превратился чуть ли не в главный танковый мотор армии США. 16-литровый «Континенталь» возил не только «Хеллкэт», но и «Шерманы».
Это была самая быстрая гусеничная машина Второй мировой
Низкая масса и сравнительно мощный мотор сделали свое дело: Hellcat слыл очень быстрой самоходкой. Правильнее сказать, M18 официально считается самой быстрой гусеничной боевой машиной Второй мировой войны. Максимальная скорость по шоссе достигала 90 км/ч. Это даже быстрее, чем потолок колесно-гусеничного легкого танка БТ-7. При том что по части вооружения эти «спорткары» даже сравнивать неудобно… Да что там БТ-7! Легендарный Willys MB был не намного быстрее «Ведьмы». Всего-то 104 км/ч…
Ее делали на автомобильном заводе
Автомобильная динамика M18 лишний раз подчеркивала автомобильные корни самоходки. Дело в том, что выпуском Hellcat занималась фирма Buick — премиальный бренд империи General Motors, который, как и все другие промышленные предприятия США, в 1941-м был полностью переведен на военные нужды. Себестоимость машины в 1943-м составляла порядка 55 тысяч долларов. На сегодняшние деньги получается 800 тысяч с копейками.
Кстати, тираж «Ведьмы» оказался сравнительно небольшим. С июля 1943-го по октябрь 1944-го собрали около 2,5 тысячи M18. Причины довольно скромных цифр разные. Во-первых, заинтересованности в «Ведьме» не проявили партнеры американцев по программе ленд-лиза. Например, в руководстве Красной армии так и не поняли, зачем нужна быстрая ПТ-САУ с картонной броней и вращающейся башней. Кроме того, сами американцы вскоре осознали, что 76-милиметровая пушка «Ведьмы» плохо справляется с лобовой броней «Тигров» и «Пантер».
«Ведьма» стала лучшей американской самоходкой
Несмотря на это, Hellcat все равно оказался самой эффективной американской ПТ-САУ Второй мировой. Соотношение уничтоженных танков противника к собственным потерям у M18 составило 2,4:1. Очень достойно. «Трусливая» тактика — выстрелил из засады, сменил позицию, снова выстрелил и так пока не надоест — в общем и целом работала.
Высокие скоростные качества М18 позволяли экипажам быстро отступать, заходить во фланги медленным тяжелым танкам и самоходкам немцев и вообще появляться там, где их меньше всего ждали. Особенно «Ведьмы» отличились при операции в Арденнах, где бреши в обороне союзники как раз и затыкали быстрыми самоходками от «Бьюик».
Hellcat воевал и после окончания Второй мировой
Другим заметным военным конфликтом, в котором поучаствовала M18, стала война в Корее. Ну а «Ведьмы», сражавшиеся в Европе, так там и остались. Отремонтированные самоходки поступили на службу в греческую и югославскую армии. После четырех десятилетий простоя Hellcat сыграли свою роль и в балканском конфликте 90-х годов.
Кстати, в экспозиции танкового музея в подмосковной Кубинке тоже есть M18 Hellcat. Если хочется своими глазами взглянуть на самую быструю самоходку Второй мировой, ты знаешь куда ехать.
Источник
10
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: