Супер-ВАЗ: как в СССР создавали быстрые «Жигули» для КГБ

Думаете, у Волжского автозавода времен заднеприводной «классики» ничего, кроме дохленьких рядных моторчиков в ассортименте не было? Как бы не так! В истории ВАЗа было целое семейство шустрых движков и в 120, и в 140, и даже в 210 «сил». Правда, доступны они были только штатным испытателям и чекистам. Лишь в конце 1990-х в свободной продаже появились ВАЗы с таинственной аббревиатурой РПД в техпаспорте, которая за годы существования обросла слухами и легендами.



Эта история началась аж в 1920-е годы, когда талантливый немецкий инженер Феликс Ванкель решил построить очередной двигатель внутреннего сгорания, но с отличающейся от привычного мотора конструкцией и более высоким КПД. Так на свет появился умница РПД — роторно-поршневой двигатель, или двигатель Ванкеля.


ФЕЛИКС ВАНКЕЛЬ СО СВОИМ ИЗОБРЕТЕНИЕМ.


Никаких привычных поршней, шатунов и распредвалов, не нужно преобразовывать возвратно поступательное движение во вращательное, всего две основные движущиеся части: сам ротор, он же поршень, и вал, с которого напрямую можно снимать крутящий момент. Одна секция — это компактный овальный блок, внутри которого крутится ротор. Блоки можно соединять как конструктор, увеличивая мощность мотора. Конечно, движок оказался не идеальным: сильно грелся, отличался повышенным расходом топлива и масла... Словом, не без грешка, но сейчас не о том.



MAZDA МОДЕЛИ RX-2.


Наибольшего коммерческого успеха в производстве двигателя Ванкеля добилась Mazda с целым семейством РПД. Советские инженеры не стали мудрить. Говорите, Mazda съела собаку на РПД? То, что надо! Как только в СССР заинтересовались этим направлением в моторостроении, наши люди пошли по протоптанной дорожке. Для вновь образованного в 1970-е при ВАЗе конструкторского бюро купили новенькую Mazda RX-2. Инженеры сняли с нее роторный движок, все изучили-измерили и в 1975 году выпустили первый опытный образец односекционного двигателя с индексом ВАЗ-301, а следом ВАЗ-311, который уже пошел в мелкосерийное производство автомобилей для силовых структур. Он выдавал 70 л.с. и... на этом его плюсы заканчивались. Первый вазовский РПД оказался полным хламом, постоянно выходил из строя и не отличался стабильной работой, так что почти всю партию «копеек» с этим мотором под капотом вернули создателям.


Идея тольяттинским умам очень понравилась несмотря на то, что первый блин вышел большущим комом. Шутка ли — за все время существования спецбюро инженеры успели разработать в общей сложности 38 модификаций РПД, пока специальный отдел при ВАЗе не закрыли в 2004 году. Сразу после неудачного опыта с «триста одиннадцатым» движком, мотористы строят куда более стабильный и надежный двухсекционник ВАЗ-411 мощностью 120 л.с. Его ставили на ВАЗ-21019 и ВАЗ-21059, поставлялась такая «классика» в гаражи МВД и КГБ. Стоило уже в 1990-е инженерам поменять карбюратор на впрыск, как модернизированный ВАЗ-411-01 выдавал уже 130-140 «сил» и устанавливался на «семерки» ВАЗ-21079.



Двухсекционный ВАЗ-411 оказался наиболее живучим и оптимальным по всем характеристикам. На его основе была построена разновидность для переднеприводных моделей ВАЗа, которая с 1997 года наконец-то попала в свободную продажу на моделях ВАЗ-2109-91, ВАЗ-21099-91 и ВАЗ-2115-91. Такой автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 8 секунд, а максимальная скорость подбиралась к отметке в 200 км/ч. Ясное дело, в непростые времена диковинную «восьмерку» мог купить только большой оригинал или фанат, ведь насколько она была быстрее обычной, настолько и дороже обычной «Самары». Но спрос хоть был и чертовски низкий, но стабильный.


СТРАНИЦА ЖУРНАЛА "НАУКА И ТЕХНИКА" ЗА 1983 Г.


Темой РПД интересовались многие производства в СССР. В числе заказчиков специального бюро ВАЗа были авиапредприятия (МВЗ, КВЗ и другие), производители лодок, амфибий и мотоциклов. Строили на ВАЗе РПД даже для Горьковского автозавода! Среди самых крутых были опытный 140-сильный двигатель для силовых структур, невероятный 210-сильный 3-секционный РПД, который предполагалось устанавливать на правительственные «Волги» и даже 280-сильный агрегат для «Чайки», который, увы, дальше макета не пошел.


Тем не менее, от ротора отказалась даже Mazda, чего уж говорить про Волжский автозавод. При всех своих достоинствах, РПД так и не научился быть надежным — редкий экземпляр проезжал больше 100 000 км, а средний реальный ресурс зачастую оказывался и того ниже. Вдобавок, при всей своей инженерной простоте он был в диковинку механикам, да и с запчастями дела обстояли не так гладко, как для классического ДВС. Как итог — в 2004 году все работы спецбюро ВАЗа были прекращены, а само бюро впоследствии ликвидировано.


Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

10
Другие новости

Оставить комментарий

valeon
valeon Добавил(а) :
22 апреля 2021 18:36 #
ПивоРыбкаТортик
Мотор мощен по описанию тих. но блин жрет да масло в добавок .... плюс до ста тыш даже не доходит зачем такой нужен мотор? Всетаки двс лучше. и практичнее чем роторные и тем более электро. как никрути.
Мотор мощен по описанию тих. но блин жрет да масло в добавок .... плюс до ста тыш даже не доходит зачем такой нужен мотор? Всетаки двс лучше. и практичнее чем роторные и тем более электро. как никрути.
dabar80
dabar80 Добавил(а) :
22 апреля 2021 22:38 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
valeon
Я тебе даже больше скажу), он не только масло, он и бензин жрет как похмельный лось))), там 15 - 20 литров на сотню это нормальный расход). Ну и да, ресурс не особо большой)), но когда в конце 90-х - начале 00-х ВАЗ-21079 мог со старта на светофоре третью "бэху" сделать)), поверь это дорогого стоило))), а главное, под капотом то незаметно, что у неё стоит)), а "Жигули" в то время угоняли гораздо реже чем иномарки)).
valeon
Я тебе даже больше скажу), он не только масло, он и бензин жрет как похмельный лось))), там 15 - 20 литров на сотню это нормальный расход). Ну и да, ресурс не особо большой)), но когда в конце 90-х - начале 00-х ВАЗ-21079 мог со старта на светофоре третью "бэху" сделать)), поверь это дорогого стоило))), а главное, под капотом то незаметно, что у неё стоит)), а "Жигули" в то время угоняли гораздо реже чем иномарки)).

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!