Для чего в советской Москве построили дома-бублики?
История архитектурного эксперимента в советском спальном районе.
Ты видел эти здания сотню раз. А то и миллион. Например, в советских фильмах «Курьер», «Москва слеза не верит», «Остановка по требованию», где один из круглых домов блестяще сыграл роль круглого дома. Спасибо его расположению рядом со студией «Мосфильм».
Сейчас дома потеряли былую стать и среди современных многоэтажек кажутся приземистыми. Зато когда первый круглый дом появился на Нежинской улице в 1972 году, он возвышался над всем малоэтажным районом. Его построили по экспериментальному проекту архитектора Евгений Стамо и инженера Александра Маркелова. Брат-близнец круглого дома появился спустя семь лет, в 1979 году, в районе Раменки.
Дома вмещают свыше 900 квартир в 26 подъездах. Все помещения имеют форму трапеции, где самая длинная сторона — внешняя стена. Форма, к сожалению, неудачная: после того как в квартиры въехали жильцы, оказалось, что советские мебельные гарнитуры и диваны отказывались становиться параллельно друг другу вдоль непараллельных стен. Вдобавок дневной свет падал в квартиры неравномерно, так что верхние этажи страдали от чрезмерной инсоляции, а нижним не хватало солнца.
В первые годы, когда молодые липы, ивы и ели во внутреннем дворе не успели как следует вытянуться, каждый житель дома имел удовольствие наблюдать за жизнью соседей во всех ее интимных проявлениях.
Например, жительница дома-бублика Юлия рассказала ресурсу The Village вот что: «Окна смотрят на обе стороны дома. Те, которые выходят во внутренний двор, чередуются с балконами. Поэтому, когда сосед выходит на балкон, он видит всё, что происходит у нас, а это очень некомфортно. Раньше прямо у окна стояла моя кровать, поэтому приходилось внимательно следить за шторами».
Добавь к этому все прелести обычной советской панельки — сквозняки и чудовищную слышимость — и получишь полную картину жизни в круглом доме. Правда, несмотря на явные недостатки, жильцы, часами плутавшие по двору в поиске родного подъезда, все равно страшно гордились, что живут в экспериментальном здании.
Даже родилась такая городская легенда: якобы к Олимпиаде 80 круглых домов построят пять штук и стоять они будут в форме олимпийских колец, чтобы олимпийский символ было видно из космоса. Версия красивая и амбициозная, особенно если не обращать внимание на тот факт, что дома расположены друг от друга на весьма приличном расстоянии, почти три километра, поэтому сложить из них олимпийскую эмблему было бы непросто.
Эту версию опроверг глава института Генплана Москвы Сергей Ткаченко. На самом деле реальная идея двора заключалась в том, чтобы попробовать устроить так называемый «старый советский живой двор» с лавочками, песочницами, беседочками, магазинчиками, старушками, цветочками и всем тем, что могло вдохнуть жизнь в районы типовой застройки. В параллельно стоящих друг другу наспех скроенных хрущевках добрососедство как-то не клеилось, поэтому архитекторы предложили закольцевать дома.
Проект влетел московскому бюджету в копейку, но при чрезвычайно дорогом строительстве у «бубликов» ничтожно мало полезной площади. Зато за последние пятьдесят лет они превратились в символ московской спальной архитектуры. Архитектурные критики и вовсе называют «бублики» опередившими свое время и сравнивают их со штаб-квартирой Apple в Калифорнии.
Источник
Ты видел эти здания сотню раз. А то и миллион. Например, в советских фильмах «Курьер», «Москва слеза не верит», «Остановка по требованию», где один из круглых домов блестяще сыграл роль круглого дома. Спасибо его расположению рядом со студией «Мосфильм».
Сейчас дома потеряли былую стать и среди современных многоэтажек кажутся приземистыми. Зато когда первый круглый дом появился на Нежинской улице в 1972 году, он возвышался над всем малоэтажным районом. Его построили по экспериментальному проекту архитектора Евгений Стамо и инженера Александра Маркелова. Брат-близнец круглого дома появился спустя семь лет, в 1979 году, в районе Раменки.
Дома вмещают свыше 900 квартир в 26 подъездах. Все помещения имеют форму трапеции, где самая длинная сторона — внешняя стена. Форма, к сожалению, неудачная: после того как в квартиры въехали жильцы, оказалось, что советские мебельные гарнитуры и диваны отказывались становиться параллельно друг другу вдоль непараллельных стен. Вдобавок дневной свет падал в квартиры неравномерно, так что верхние этажи страдали от чрезмерной инсоляции, а нижним не хватало солнца.
В первые годы, когда молодые липы, ивы и ели во внутреннем дворе не успели как следует вытянуться, каждый житель дома имел удовольствие наблюдать за жизнью соседей во всех ее интимных проявлениях.
Например, жительница дома-бублика Юлия рассказала ресурсу The Village вот что: «Окна смотрят на обе стороны дома. Те, которые выходят во внутренний двор, чередуются с балконами. Поэтому, когда сосед выходит на балкон, он видит всё, что происходит у нас, а это очень некомфортно. Раньше прямо у окна стояла моя кровать, поэтому приходилось внимательно следить за шторами».
Добавь к этому все прелести обычной советской панельки — сквозняки и чудовищную слышимость — и получишь полную картину жизни в круглом доме. Правда, несмотря на явные недостатки, жильцы, часами плутавшие по двору в поиске родного подъезда, все равно страшно гордились, что живут в экспериментальном здании.
Даже родилась такая городская легенда: якобы к Олимпиаде 80 круглых домов построят пять штук и стоять они будут в форме олимпийских колец, чтобы олимпийский символ было видно из космоса. Версия красивая и амбициозная, особенно если не обращать внимание на тот факт, что дома расположены друг от друга на весьма приличном расстоянии, почти три километра, поэтому сложить из них олимпийскую эмблему было бы непросто.
Эту версию опроверг глава института Генплана Москвы Сергей Ткаченко. На самом деле реальная идея двора заключалась в том, чтобы попробовать устроить так называемый «старый советский живой двор» с лавочками, песочницами, беседочками, магазинчиками, старушками, цветочками и всем тем, что могло вдохнуть жизнь в районы типовой застройки. В параллельно стоящих друг другу наспех скроенных хрущевках добрососедство как-то не клеилось, поэтому архитекторы предложили закольцевать дома.
Проект влетел московскому бюджету в копейку, но при чрезвычайно дорогом строительстве у «бубликов» ничтожно мало полезной площади. Зато за последние пятьдесят лет они превратились в символ московской спальной архитектуры. Архитектурные критики и вовсе называют «бублики» опередившими свое время и сравнивают их со штаб-квартирой Apple в Калифорнии.
Источник
4
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: