Летающий танк или летающий гроб? 6 железных фактов о штурмовике Ил-2 (6 фото)
Все, как обычно, зависит от точки зрения…
Неоднозначная репутация не помешала Ил-2 стать одним из символов победы в Великой Отечественной войне. Да и машина, чего уж там, была интересная.
Испанский след
Идея создания Ил-2 пришла авиаконструктору Сергею Илюшину после изучения опыта войны в Испании 1936-го. Тогда главный конструктор ОКБ имени себя обратил внимание, что возросшая плотность зенитного огня снижает эффективность авиационных атак по наземным целям.
Пикирующие бомбардировщики и истребители становятся уязвимы даже для огня из стрелкового оружия. Одна шальная пуля — и пиши пропало…
Свои мысли Илюшин изложил Сталину, предложив создать хорошо защищенный от средств ПВО самолет. Говорят, уже в первой докладной верховному Илюшин назвал свое детище «летающим танком». Сталина доводы вполне убедили, и дело пошло.
Летающий броневик
Танк не танк, но защита у Ил-2 действительно была серьезная. Конструктивно фюзеляж машины состоял из двух половинок. И если задняя хвостовая часть была максимально облеченной, сделанной из фанеры и дерева, то передняя часть фюзеляжа — несущая бронекапсула. Толщина бронирования составляла 4-6 мм и более чем эффективно защищала пилота от огня с земли.
Это не говоря уже о 12-миллиметровой бронеспинке сиденья пилота и о пуленепробиваемом стекле фонаря кабины. Пожалуй, в этом компоненте Ил-2 действительно был уникальной машиной. Подобного уровня защиты и живучести в начале 40-х не было ни у одного самолета в мире. Были случаи, когда на благополучно вернувшихся на родной аэродром штурмовиках насчитывали свыше сотни пулевых отверстий…
Так почему же «гроб»?
Беда пришла, откуда не ждали. Первые же боевые вылеты показали, что, несмотря на отличную защищенность, Ил-2 несут большие потери. Все объяснялось просто. Конструкторы изначально сконцентрировались на бронировании машины от наземного огня, не предоставив штурмовику должную защиту от истребителей.
Изначально подразумевалось, что Ил-2 будут прикрывать свои И-16 и «Яки». Увы, в реальности все получилось иначе. Большая часть советской истребительной авиации погибла в первые же дни войны, и защищать штурмовики стало некому.
Пока в КБ Илюшина срочно решали проблему — выкраивали позади пилота места для пулемета и стрелка — Ил-2 несли серьезные потери. Так что про «летающие гробы», увы, правда.
Грозный соперник
Ил-2 с задним стрелком стали появляться на фронте только в 1942-м. Зато рестайлинг сразу изменил баланс сил в воздухе. Одиночные штурмовики, отставшие от эскорта, вдруг перестали быть легкой добычей для охотников люфтваффе.
Крупнокалиберный пулемет УБТ-1 в задней полусфере был грозным оружием. Теперь «мессершмитты» и «фоккеры» не могли безнаказанно расстреливать Ил-2 сзади.
Некоторые немецкие пилоты даже сравнивали атаку штурмовика с попыткой поцеловать ежа. Ну а другие вообще ничего не могли больше рассказать.
Именно на боевому счету стрелка Ил-2 значится один из самых известных немецких асов Второй мировой — Отто Киттель. До рокового для себя боевого вылета в феврале 1945-го у Отто было 267 заявленных побед.
Разное оружие, разные тактики
Все же основной целью Ил-2 были наземные цели. И для борьбы с ними в арсенале штурмовика имелись разные средства. Автоматические пушки калибром 20 и 23 мм, грозные на бумаге, оказались не очень эффективными в реальности. Во всяком случае, против танков вермахта. Эффективно поражать из них получалось только легкие танки Pz.II и Pz.38, да и то в боковой проекции.
Гораздо больше толку было от неуправляемых ракетных снарядов (по сути, аналог снарядов «катюш») и бомб — фугасных и кумулятивных. Последние появились на «Илах» в 1943-м и быстро отучили немецких танкистов от привычки атаковать сосредоточенным строем.
Клин на танках, впрочем, не сошелся. Пилоты Ил-2 наводили страху и на пехоту, и на артиллерию и даже на военно-морские соединения немцев.
Самый массовый — значит самый лучший?
Для оценки реальной боевой эффективности Ил-2 важную роль играет и тот факт, что штурмовик в итоге стал самым массовым самолетом Второй мировой. Общий тираж самолета всех версий составил 35 941 штуку. Это где-то на пять тысяч экземпляров больше результата серебряного и бронзового призеров — истребителей Як-3 и «Мессершмитт-Bf 109». Согласись, бесполезный самолет вряд ли бы смог стать самым массовым.
Неоднозначная репутация не помешала Ил-2 стать одним из символов победы в Великой Отечественной войне. Да и машина, чего уж там, была интересная.
Испанский след
Идея создания Ил-2 пришла авиаконструктору Сергею Илюшину после изучения опыта войны в Испании 1936-го. Тогда главный конструктор ОКБ имени себя обратил внимание, что возросшая плотность зенитного огня снижает эффективность авиационных атак по наземным целям.
Пикирующие бомбардировщики и истребители становятся уязвимы даже для огня из стрелкового оружия. Одна шальная пуля — и пиши пропало…
Свои мысли Илюшин изложил Сталину, предложив создать хорошо защищенный от средств ПВО самолет. Говорят, уже в первой докладной верховному Илюшин назвал свое детище «летающим танком». Сталина доводы вполне убедили, и дело пошло.
Летающий броневик
Танк не танк, но защита у Ил-2 действительно была серьезная. Конструктивно фюзеляж машины состоял из двух половинок. И если задняя хвостовая часть была максимально облеченной, сделанной из фанеры и дерева, то передняя часть фюзеляжа — несущая бронекапсула. Толщина бронирования составляла 4-6 мм и более чем эффективно защищала пилота от огня с земли.
Это не говоря уже о 12-миллиметровой бронеспинке сиденья пилота и о пуленепробиваемом стекле фонаря кабины. Пожалуй, в этом компоненте Ил-2 действительно был уникальной машиной. Подобного уровня защиты и живучести в начале 40-х не было ни у одного самолета в мире. Были случаи, когда на благополучно вернувшихся на родной аэродром штурмовиках насчитывали свыше сотни пулевых отверстий…
Так почему же «гроб»?
Беда пришла, откуда не ждали. Первые же боевые вылеты показали, что, несмотря на отличную защищенность, Ил-2 несут большие потери. Все объяснялось просто. Конструкторы изначально сконцентрировались на бронировании машины от наземного огня, не предоставив штурмовику должную защиту от истребителей.
Изначально подразумевалось, что Ил-2 будут прикрывать свои И-16 и «Яки». Увы, в реальности все получилось иначе. Большая часть советской истребительной авиации погибла в первые же дни войны, и защищать штурмовики стало некому.
Пока в КБ Илюшина срочно решали проблему — выкраивали позади пилота места для пулемета и стрелка — Ил-2 несли серьезные потери. Так что про «летающие гробы», увы, правда.
Грозный соперник
Ил-2 с задним стрелком стали появляться на фронте только в 1942-м. Зато рестайлинг сразу изменил баланс сил в воздухе. Одиночные штурмовики, отставшие от эскорта, вдруг перестали быть легкой добычей для охотников люфтваффе.
Крупнокалиберный пулемет УБТ-1 в задней полусфере был грозным оружием. Теперь «мессершмитты» и «фоккеры» не могли безнаказанно расстреливать Ил-2 сзади.
Некоторые немецкие пилоты даже сравнивали атаку штурмовика с попыткой поцеловать ежа. Ну а другие вообще ничего не могли больше рассказать.
Именно на боевому счету стрелка Ил-2 значится один из самых известных немецких асов Второй мировой — Отто Киттель. До рокового для себя боевого вылета в феврале 1945-го у Отто было 267 заявленных побед.
Разное оружие, разные тактики
Все же основной целью Ил-2 были наземные цели. И для борьбы с ними в арсенале штурмовика имелись разные средства. Автоматические пушки калибром 20 и 23 мм, грозные на бумаге, оказались не очень эффективными в реальности. Во всяком случае, против танков вермахта. Эффективно поражать из них получалось только легкие танки Pz.II и Pz.38, да и то в боковой проекции.
Гораздо больше толку было от неуправляемых ракетных снарядов (по сути, аналог снарядов «катюш») и бомб — фугасных и кумулятивных. Последние появились на «Илах» в 1943-м и быстро отучили немецких танкистов от привычки атаковать сосредоточенным строем.
Клин на танках, впрочем, не сошелся. Пилоты Ил-2 наводили страху и на пехоту, и на артиллерию и даже на военно-морские соединения немцев.
Самый массовый — значит самый лучший?
Для оценки реальной боевой эффективности Ил-2 важную роль играет и тот факт, что штурмовик в итоге стал самым массовым самолетом Второй мировой. Общий тираж самолета всех версий составил 35 941 штуку. Это где-то на пять тысяч экземпляров больше результата серебряного и бронзового призеров — истребителей Як-3 и «Мессершмитт-Bf 109». Согласись, бесполезный самолет вряд ли бы смог стать самым массовым.
17
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: