Первый лимузин Страны Советов, или С кого слизали ЗИС-101 (10 фото)

Для кого-то и 1937 год был не таким уж плохим…



В этот день ровно 83 года назад на заводе ЗИС начался выпуск первого советского лимузина. ЗИС-101 создавался не только на заводе имени Сталина, Иосиф Виссарионович и сам принимал непосредственное участие в проекте. Но обо всем по порядку.

Вообще-то он питерский



Судьба ЗИС-101 довольно путаная. До такой степени, что изначально автомобиль, который потом выпускали в Москве, разрабатывали вообще-то в Питере. Правильнее сказать, в Ленинграде.

Еще в 1932-м на заводе «Красный путиловец» вместо устаревших тракторов решили вдруг выпускать современные автомобили. Почему — даже не спрашивай. Идея, учитывая полное отсутствие у путиловцев опыта разработки автомобилей, более чем странная. Бредовая, можно сказать. Тем не менее всего спустя год машина была готова.

Доблестное копирование
Ну как готова… Доблестные ленинградцы в силу своих ограниченных возможностей просто взяли и досконально скопировали американский Buick 32-90. Из красавца американца, сиявшего хромом и лаком, получилась его бледная тень под названием Л-1. Упрощенная по технике, бедненькая в отделке, она все же ездила. Правда, как выяснилось, не очень хорошо и не очень долго.





В итоге в серийное производство Л-1 так и не пошел. Зато идеей советского представительского автомобиля заинтересовались в Москве. Иван Лихачев, директор ЗИСа и, что важнее, любимчик Сталина, взял проект под свое крыло. Но, подумав, в столице все же решили не продолжать работы над Л-1, а строить совсем другой автомобиль.

Опять слизали? А вот и нет!





Русский «Бьюик» казался маловат для представительского транспорта первых лиц СССР. За основу инженеры ЗИСа взяли более крупный «Бьюик-33-90» с удлиненной колесной базой, а вот с дизайном поступили более цивилизованно. Ничего красть не стали, просто заказали на американской фирме Budd готовый кузов под ключ. Получилось пусть и очень дорого, но качественно и добротно.

Так что те, кто называют ЗИС-101 бессовестной копипастом с «паккардов» тех лет, мягко говоря, неправы.



Готовую машину показали Сталину 29 апреля 1936 года. Вождь народов машину в целом принял благодушно. Только попросил переделать идеологически неправильную фирменную эмблему и добавить машине перегородку между водителем и пассажирским салоном. Ну и примерно через полгода началось серийное производство.

Первый блин — нормом



По советским меркам ЗИС-101 получился передовой конструкцией. Здесь впервые в истории отечественного автопрома появились печка в салоне, радиоприемник, термостат системы охлаждения, двухкамерный карбюратор, вакуумные сервоусилители сцепления и тормозов, а также синхронизаторы на трехступенчатой коробке.

Но вот мощностью 101-й не баловал. В теории серьезная 5,8-литровая бензиновая «восьмерка» на деле выдавала всего 90 л.с. Это было скромно даже по меркам 1930-х годов.







Поэтому практически сразу после запуска первого советского лимузина в производство на ЗИСе занялись его доработкой. Улучшенная версия ЗИС-101А появилась в 1939-м и отличалась среди прочего более мощным 115-сильным мотором. Всего же с 1936-го по 1941-й на ЗИСе было выпущено восемь с половиной тысяч «сто первых».

Уже после войны ему на смену придет еще более пафосный и солидный ЗИС-110.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

6
1
Другие новости

Оставить комментарий

Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) :
23 января 2021 13:58 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
А что на последнем фото?
А что на последнем фото?
bond62
bond62 Добавил(а) :
23 января 2021 16:19 #
ПивоРыбкаТортик
Просто прохожий
ЗиС-101А Спорт
Просто прохожий
ЗиС-101А Спорт

показать все комментарии (3)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!