«Аэрокобра» Покрышкина: американская хищница для советских асов (7 фото)

История настоящей Бэллочки-людоедки.




Из 59 подтвержденных воздушных побед в Великой Отечественной трижды Герой Советской Союза Александр Покрышкин 48 побед одержал на истребителе P-39 Airacobra фирмы Bell Aircraft. Сам по себе этот факт можно воспринимать двояко и даже извращенно. Например, так: даже советские воздушные асы наилучших результатов добивались не на родных, а на заграничных самолетах.


Александр Покрышкин заполняет форму на очередную звезду. На фото хорошо видна автомобильная дверь «Аэрокобры»

Но это, кстати, в корне неверно. Например, Иван Кожедуб летал исключительно на советских машинах. Главное же — американские летчики (а также британские и французские) эту самую «Аэрокобру» не очень-то и любили. Отсюда растут ноги и другого большого заблуждения: мол, масштабные поставки P-39 в СССР по ленд-лизу — это номер из серии «На тебе, боже, что нам негоже». Но и это не совсем так.

Правда же в том, что «Аэрокобра» — действительно очень необычный самолет. По сути этот истребитель строили вокруг… пушки. Еще в 1935 году Лоуренс Вудс, главный конструктор фирмы Bell Aircraft, впечатленный мощью 37-миллиметровой авиационной пушки Oldsmobile T9, решил оснастить ею истребитель-перехватчик.



В те времена даже 20-миллиметровые пушки были редкостью на самолетах, а уж монстр калибра 37 мм (на вооружение его примут под индексом М4) — и подавно. Мощное вооружение потребовало нетривиальных решений в конструкции истребителя. Можно смело утверждать: другого такого самолета, как «Аэрокобра», во времена Второй мировой просто не существовало.

Во-первых и в-главных, P-39 удивлял расположением двигателя в средней, а не в передней части фюзеляжа. Спереди, четко по оси самолета, установили ту самую пушку М4. Центральномоторная компоновка отчасти была вынужденной мерой, но стала важной фишкой «Аэрокобры».


Трехстоечное шасси — характерная черта P-39



Да, конечно, сложности были. Скажем, тягу от 12-цилиндрового V-образного мотора Allison к пропеллеру пришлось доставлять посредством 3-метрового карданного вала, который проходил… прямо между ногами пилота.


Зато среднемоторный P-39 оказался очень маневренным: «Аэрокобра» быстрее, чем переднемоторные машины реагировала на команды пилота. При этом компактный нос значительно улучшил как аэродинамику самолета, так и обзорность для летчика. Последнее жизненно важно в воздушном бою.

Из других особенностей P-39 отметим трехстоечное шасси и двери автомобильного типа для доступа в кокпит вместо сдвижного фонаря. Ничего подобного в 40-х точно еще не было!


Сборка AIracobra на заводе Bell Aircraft в Ниагара-Фоллс



Но у передовой конструкции был и серьезный недостаток. Вернее, особенность. Среднемоторная компоновка хоть и сулила выигрыш в маневренности — полный разворот «Кобра» совершала всего за 19 секунд, но достигалось это преимущество только в руках опытных и умелых летчиков.

Нельзя сказать, что конструктивно уникальный P-39 заставлял пилотов переучиваться летать заново, но дилетантского отношения к себе не прощал. Машина в определенных режимах сравнительно легко могла свалиться в плоский штопор. А это почти всегда — финита ля… Кстати, именно так и произошло с лучшим итальянским асом Второй мировой. Терезио Мартиноли разбился во время тренировочного полета на «Аэрокобре» в 1944-м.


Обзорность для пилота у «Аэрокобры» была просто образцовой


Союзнические же пилоты невзлюбили P-39 еще раньше. Строгость и требовательность в управлении были не по нраву многим. Но главное, на больших высотах, где обычно воевали пилоты ВВС Великобритании и США, у «Аэрокобры» не было никакого преимущества перед другими самолетами. Свои лучшие качества «змеюка» демонстрировала на малых и средних эшелонах. Именно поэтому ее так и полюбили советские летчики.

Большинство воздушных боев на Восточном фронте велись именно на этих высотах. И здесь «Аэрокобра» (опять же в опытных руках) показала себя с лучшей стороны. Хорошие скорость, маневренность и потрясающее мощное вооружение сделали «змейку» настоящей грозой люфтваффе.

Пусть боезапас пушки М4 составлял всего 30 снарядов, зато даже одного попадания во вражеский истребитель обычно оказывалось более чем достаточно. При весе снаряда в 650 грамм это в общем-то неудивительно… Даже на тяжелый бомбардировщик вполне хватало трех-четырех попаданий.


А вот чего «бэллочка» терпеть не могла, так это посадок на брюхо. Это почти всегда заканчивалось очень плохо и для самолета, и для летчика



Ценили советские летчики и просторное, хорошо продуманное место пилота, и высокое качество изготовления самолета, и отличную ремонтопригодность, и классную радиостанцию, которая не шла ни в какое сравнение с отечественными аналогами. Не говоря уже о том, что центральное расположение мотора обеспечивало дополнительную защиту задней полусферы пилота, а трехстоечное шасси облегчало взлет даже на раскисших ВПП полевых аэродромов.


Жалила «Аэрокобра» очень больно. Точный залп из всех стволов P-39 не мог выдержать ни один самолет Второй мировой


Вот почему именно «Аэрокобра» стала самым результативным американским истребителем по числу сбитых немецких самолетов. К 48 победам Покрышкина добавим и полсотни фашистов Григория Рычкалова. Всего же из 27 летчиков, получивших звание дважды Героев Советского Союза, 11 летали на «Аэрокборах». Нормальная такая статистика!

Неудивительно, что эту машину, капризную и сложную для новичка, но красивую и смертоносную в умелых руках, советские летчики любовно называли «Бэллочкой». В честь фирмы-производителя — Bell Aircraft Corporation.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

12
1
Другие новости

Оставить комментарий

Wolosan
Wolosan Добавил(а) через 1 минуту:
20 декабря 2020 12:40 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКоньяк за первую публикацию
marginal
Не свисти. Потери по трассе АЛСИБ известны. Статистика есть. Никакой и близко ПОЛОВИНЫ потерянных нет в природе. Трасса проходила через нас. Есть места падений. Я в теме немножко. Не свисти лишнего.
marginal
Не свисти. Потери по трассе АЛСИБ известны. Статистика есть. Никакой и близко ПОЛОВИНЫ потерянных нет в природе. Трасса проходила через нас. Есть места падений. Я в теме немножко. Не свисти лишнего.
Wolosan
Wolosan Добавил(а) через 7 минут:
20 декабря 2020 12:48 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКоньяк за первую публикацию
marginal
Вот место падения А-20 Бостон возле Сусумана например. Никаких массовых завалов не было. Самая большая катастрофа случилась когда в Красноярске рухнул Дуглас с пилотами-перегонщиками. А общая статистика потерь на самом деле не такая уж и большая. На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. При этом было перегнано всего Почти 8 тысяч машин. Так что никакой ПОЛОВИНЫ даже близко нет.

marginal
Вот место падения А-20 Бостон возле Сусумана например. Никаких массовых завалов не было. Самая большая катастрофа случилась когда в Красноярске рухнул Дуглас с пилотами-перегонщиками. А общая статистика потерь на самом деле не такая уж и большая. На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. При этом было перегнано всего Почти 8 тысяч машин. Так что никакой ПОЛОВИНЫ даже близко нет.

показать все комментарии (9)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!