«По дороге едет ЗИМ…»: советский автомобиль, который неожиданно обогнал время (10 фото)

Его строили для министров, но его можно было купить в магазинах.



Автомобильная промышленность СССР всегда была штукой строго сегрегированной. Высшим чинам Компартии, генералам и министрам шел топовый товар, простому работяге (если сильно повезет) предназначались машины попроще. Только раз это четкое правило было нарушено. Хорошо известный ЗИМ (он же ГАЗ-12) создавался для чиновников предтопового уровня, но при этом формально его можно купить в магазине. Впрочем, это не единственный интересный факт из биографии автомобиля, которому даже посвящали поэтические строчки.

ЗИМ был первым в мире!



Советские автомобили принято обвинять во второсортности. Мол, дизайн слизан, технические решения — отсталые. Ну все в таком духе… В этом плане ЗИМ — счастливое исключение. Между прочим, это первый в мире серийный автомобиль с несущим кузовом и тремя рядами сидений. Такого до газовцев не делал вообще никто!

Другой вопрос, что несущая конструкция кузова была мерой вынужденной. Просто конструкторы ГАЗа сразу поняли, что имеющийся в их распоряжении шестицилиндровый 90-сильный мотор ГАЗ-11 просто не потянет машину такого класса, построенную на лонжеронной раме. Много килограммов, мало лошадей… Вот и пришлось экспериментировать.

Кстати, в долгой перспективе несущий кузов себя не очень-то и оправдал. Тяжелые свесы в буквальном смысле надламывали конструкцию — передок и задок ЗИМа со временем в буквальном смысле опускались вниз.

Дизайн-то слизали?


Это ЗИМ…



…а это Buick Super. Выводы делайте сами


Здесь споры не утихают. Кто-то называет ЗИМ самостоятельной моделью, другие настаивают, что газовские дизайнеры тупо перерисовали «Бьюик-Супер» 1948 модельного года. Истина, как водится, где-то посередине.

На самом деле работу газовского дизайнера Льва Еремеева (он в будущем нарисует и культовую «Волгу» ГАЗ-21) правильно назвать фантазией на тему американского автопрома второй половины 40-х. Конечно, без влияния «Бьюика» не обошлось. Но в целом при жизни ЗИМ никто из иностранцев не упрекал в плагиате.

Так он ЗИМ или ГАЗ-12?


Здесь как в анекдоте про Ирак или Иран — и так, и так можно. Вообще-то изначально машина официально называлась ЗИМ (Завод имени Молотова), а ГАЗ-12 был лишь заводским индексом для внутреннего применения. Но после того, как в 1957-м Молотов впал в немилость верховного руководства страны, его фамилия исчезла из названия предприятия и конкретной модели. Напротив, индекс для внутреннего использования — ГАЗ-12 — стал основным именем автомобиля.

Конские цены



Мы уже сказали, что, будучи изначально задуман как автомобиль министерско-партийной элиты, ЗИМ формально был доступен для приобретения и обычными гражданами. Правда, граждане эти явно должны были быть не самыми обычными. Ведь розничная цена машины составляла 40 тысяч дореформенных рублей. То есть в два с половиной раза больше, чем просили за «Победу». Откуда у работяг такие деньжищи?!

В любом случае, говорят, что реальная себестоимость машины все равно превышала розничную цену ЗИМа аж в два раза! Советская экономика, она такая…

Роскошь оттепели



По сегодняшним меркам оснащение ЗИМа кажется смехотворным, но для начала 50-х это был супермегадрайв. Для советского автолюбителя во всяком случае. Уже в базе на ГАЗ-12 ставили шесть подушек безопасности, климат-контроль, музыкальный центр Bose радиоприемник, отопитель задней части салона и четыре пепельницы. К элементам роскоши можно было причислить и электрозапуск двигателя кнопкой, а главное — совершенно роскошный запас пространства для пассажиров дивана. В этом ЗИМ мало чем уступал представительским ЗИСам.

А вот динамика была довольно скромной. Все, на что хватало 90-сильного мотора и 3-ступенчатой МКП, — 120 км/ч максималки и 37 (тридцать семь!) секунд разгона до сотни. Думаете, откуда пошла поговорка "Лучше медленно ехать, чем бодро идти пешком"?






Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

7
1
Другие новости

Оставить комментарий

El_patriotos
El_patriotos Добавил(а) :
15 октября 2020 13:31 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикСтихоплётЗабанен админами за неподобающее поведение3Зонтик - 3000 комментовКорона - репутация +100Коньяк за первую публикацию
Прикольная машинка.
Прикольная машинка.
dabar80
dabar80 Добавил(а) :
20 июня 2023 00:21 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
Да, деградация "максимки" идет всё больше и больше)).
1. В передней части ЗИМа использовалась архитектура "Победы", исключение это боковое открытие капота, но тут то, как раз и есть объяснение), у ЗИМа морда длинее, так что Победовские петли этой массы просто не выдерживали.
2. Чисто с боку ЗИМ скорее похож на Нэш Амбассадор, но только "вот беда, не ездит тёща в город")), они с ЗИМом в один год вышли))).
3. "Победа" впервые засветилась на Нюрнбергском процессе, так что тот же Buick Super из себя представлял переработку идей, заложенных в "Победе" и концепций Харли Эрла)), особенно если учесть, что основной дизайн "Победы" сложился уже в 1943-м году, когда она на испытания пошла.
4. В разных модификациях ЗИМ шел не только для номенклатуры, но и в такси со скорой помощью, а "Чайка" туда не направилась только потому, что в то же время для этих целей РАФики выпускать начали)).
5. В свободную продажу ЗИМ поступил только потому, что после Великой Отечественной у народа надо было излишек свободной денежной массы изъять, причём официальной)), то есть спекулянты такими суммами светить не превлекая к себе внимания просто не могли, а вот профессора с академиками и военные вполне могли себе это позволить)), при этом в отличии от тех же "Москвича" с "Победой" ЗИМ был единственной машиной которой ждать не приходилось, то есть сразу пришёл, бабок в кассу отдал и поехал)), 13-я "Чайка" в свободную продажу не пошла только потому, что после денежной реформы в этом надобность отпала.
Ну и как минимум, 6. Использование ЗИМа кроме номенклатуры в такси, скорой и свободной продаже просто тупо позволяло нарастить объем выпуска и снизить издержки производства)), то есть то, что ЗиЛ потом попытался использовать запустив "Юность" на 114-м шасси)).
Да, деградация "максимки" идет всё больше и больше)).
1. В передней части ЗИМа использовалась архитектура "Победы", исключение это боковое открытие капота, но тут то, как раз и есть объяснение), у ЗИМа морда длинее, так что Победовские петли этой массы просто не выдерживали.
2. Чисто с боку ЗИМ скорее похож на Нэш Амбассадор, но только "вот беда, не ездит тёща в город")), они с ЗИМом в один год вышли))).
3. "Победа" впервые засветилась на Нюрнбергском процессе, так что тот же Buick Super из себя представлял переработку идей, заложенных в "Победе" и концепций Харли Эрла)), особенно если учесть, что основной дизайн "Победы" сложился уже в 1943-м году, когда она на испытания пошла.
4. В разных модификациях ЗИМ шел не только для номенклатуры, но и в такси со скорой помощью, а "Чайка" туда не направилась только потому, что в то же время для этих целей РАФики выпускать начали)).
5. В свободную продажу ЗИМ поступил только потому, что после Великой Отечественной у народа надо было излишек свободной денежной массы изъять, причём официальной)), то есть спекулянты такими суммами светить не превлекая к себе внимания просто не могли, а вот профессора с академиками и военные вполне могли себе это позволить)), при этом в отличии от тех же "Москвича" с "Победой" ЗИМ был единственной машиной которой ждать не приходилось, то есть сразу пришёл, бабок в кассу отдал и поехал)), 13-я "Чайка" в свободную продажу не пошла только потому, что после денежной реформы в этом надобность отпала.
Ну и как минимум, 6. Использование ЗИМа кроме номенклатуры в такси, скорой и свободной продаже просто тупо позволяло нарастить объем выпуска и снизить издержки производства)), то есть то, что ЗиЛ потом попытался использовать запустив "Юность" на 114-м шасси)).

показать все комментарии (9)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!