Что означают цифры на штрихкодах?
Знай, когда в следующий раз захочешь отсканировать агента из «Хитмана».
Пиканье сканеров на кассах супермаркетов стало таким же привычным повседневным звуком, как фразы «Пакет нужен?» или «Галя, отмена!». Но если раньше ты не задумывался, зачем нужны сканеры и какую информацию они считывают с твоей упаковки пельменей по акции, — сейчас расскажем.
История создания штрихкода от идеи до первого «пробитого» товара насчитывает больше 25 лет, а первой покупкой с автоматически отсканированной информацией стала жвачка Wrigley в 1974 году. С тех пор магазинные штрихкоды начали внедряться повсеместно, и сейчас невозможно себе представить упаковку без него, если это, конечно, не ведро яблок у бабушки возле трассы.
Но что же означает набор цифр на штрихкоде? Всё одновременно и довольно просто, и нет. Штрихкоды бывают нескольких видов. В России наиболее распространены JEAN-13 из 13 цифр и EAN-8 из восьми.
Первые две или три цифры обозначают код страны, в которой изготовлен товар. Например, Великобритания — 50, Испания — 84, Германия — 400-440, Россия — 460-469, и так далее.
Следующие пять цифр (3-5 или 3-7) — код предприятия, выпустившего товар. В каждой стране такой присваивается каждому предприятию.
Еще пять цифр (6-7 или 8-12) — код самого товара, который присваивает уже предприятие либо сам продавец. В них можно закодировать необходимые данные: наименование, сорт, массу и тому подобное.
И наконец, последняя цифра — контрольная. С ее помощью компьютер проверяет, что все предыдущие были введены правильно (ну или если сканер сломался, и Галя из «Пятерочки» вбивает код руками). Контрольная цифра рассчитывается по простой формуле, а чтобы было совсем понятно, приведем в пример трехзначное число.
Чтобы найти контрольную цифру, нужно взять разницу между первыми двумя цифрами. Например, если эти цифры 4 и 3, то контрольная цифра — 1. Только так со всеми цифрами в штрихкоде.
Для чего нужен штрихкод?
В первую очередь штрих-коды облегчают жизнь магазинам. С их помощью автоматизируют контроль и учет проданных товаров; видят, сколько товара осталось на складе; штрихкоды помогают в маркетинговых исследованиях, а лично для тебя, покупатель, ускоряют процесс обслуживания. В общем, во всех смыслах полезная штука.
Кстати, ничто не мешает тебе узнать по штрихкоду информацию самому. Скачать сканер штрихкода можно практически на любой смартфон и потом сканировать что угодно. Даже код агента 47 из игры «Хитман», и это не шутка: он тоже имеет значение.
А именно: 640509 — дата рождения, то есть 5 сентября 1964 года, 04 — четвертое поколение клонов, 01 — первый представитель, 47 — количество хромосом в ДНК. Правда, все это в американской кодировке, так что подносить голову киллера к сканерам российских магазинов бесполезно: ничего, кроме информации, что такого товара нет в наличии, ты не увидишь. Потренируйся пока на чипсах.
Пиканье сканеров на кассах супермаркетов стало таким же привычным повседневным звуком, как фразы «Пакет нужен?» или «Галя, отмена!». Но если раньше ты не задумывался, зачем нужны сканеры и какую информацию они считывают с твоей упаковки пельменей по акции, — сейчас расскажем.
История создания штрихкода от идеи до первого «пробитого» товара насчитывает больше 25 лет, а первой покупкой с автоматически отсканированной информацией стала жвачка Wrigley в 1974 году. С тех пор магазинные штрихкоды начали внедряться повсеместно, и сейчас невозможно себе представить упаковку без него, если это, конечно, не ведро яблок у бабушки возле трассы.
Но что же означает набор цифр на штрихкоде? Всё одновременно и довольно просто, и нет. Штрихкоды бывают нескольких видов. В России наиболее распространены JEAN-13 из 13 цифр и EAN-8 из восьми.
Первые две или три цифры обозначают код страны, в которой изготовлен товар. Например, Великобритания — 50, Испания — 84, Германия — 400-440, Россия — 460-469, и так далее.
Следующие пять цифр (3-5 или 3-7) — код предприятия, выпустившего товар. В каждой стране такой присваивается каждому предприятию.
Еще пять цифр (6-7 или 8-12) — код самого товара, который присваивает уже предприятие либо сам продавец. В них можно закодировать необходимые данные: наименование, сорт, массу и тому подобное.
И наконец, последняя цифра — контрольная. С ее помощью компьютер проверяет, что все предыдущие были введены правильно (ну или если сканер сломался, и Галя из «Пятерочки» вбивает код руками). Контрольная цифра рассчитывается по простой формуле, а чтобы было совсем понятно, приведем в пример трехзначное число.
Чтобы найти контрольную цифру, нужно взять разницу между первыми двумя цифрами. Например, если эти цифры 4 и 3, то контрольная цифра — 1. Только так со всеми цифрами в штрихкоде.
Для чего нужен штрихкод?
В первую очередь штрих-коды облегчают жизнь магазинам. С их помощью автоматизируют контроль и учет проданных товаров; видят, сколько товара осталось на складе; штрихкоды помогают в маркетинговых исследованиях, а лично для тебя, покупатель, ускоряют процесс обслуживания. В общем, во всех смыслах полезная штука.
Кстати, ничто не мешает тебе узнать по штрихкоду информацию самому. Скачать сканер штрихкода можно практически на любой смартфон и потом сканировать что угодно. Даже код агента 47 из игры «Хитман», и это не шутка: он тоже имеет значение.
А именно: 640509 — дата рождения, то есть 5 сентября 1964 года, 04 — четвертое поколение клонов, 01 — первый представитель, 47 — количество хромосом в ДНК. Правда, все это в американской кодировке, так что подносить голову киллера к сканерам российских магазинов бесполезно: ничего, кроме информации, что такого товара нет в наличии, ты не увидишь. Потренируйся пока на чипсах.
2
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (4)
Написать комментарий: