«Я выучилась на запрещенную для женщин профессию»
История первой дипломированной машинистки электропоезда
В июле Софья Дорофеева с отличием окончила Московский колледж железнодорожного и городского транспорта. Она стала первой девушкой, которая получила диплом по специальности «машинист локомотива (электропоезда)», несмотря на то что эта профессия в России относится к запрещенным среди женщин. Однако уже в 2021 году ограничение должны отменить, и тогда Софья сможет устроиться на работу по специальности. Поговорили с девушкой о проблемах на пути к неженской профессии, феминизме и очаровании железных дорог.
Об увлечении поездами
Железную дорогу я люблю с детства. Поезда были моим любимым видом транспорта. С ними связаны приятные воспоминания о путешествиях с семьей. Мы с сестрой обожали плацкарты, там родители даже заваривали нам запрещенные дошираки.
До поступления в Московский колледж железнодорожного и городского транспорта я училась в художественной школе и вообще не думала, что буду связана с железной дорогой. Тогда я хотела стать художником-мультипликатором, даже подавала документы на эту специальность. У меня есть любимая электричка — тоже ЭР2Р с номером 7013, которую я часто рисую. Мне нравится, как они визуально выглядят, у них довольно милые мордахи, круглые буферные огни. Мне всегда нравилось, как поезда выглядят, помню, часто искала в интернете фотографии электропоездов.
Мысль пойти работать на железную дорогу пришла ко мне впервые, когда я попала на экскурсию в депо Лобня пару лет назад, мне там безумно понравилось. Тогда же я узнала о девушках — помощниках машинистов, которые работают в частных перевозках. Частный перевозчик может брать на работу женщин при соблюдении нормальных условий труда — например, если они ездят на новых поездах, где нет вибраций, шума, слабее электромагнитное поле.
Я вдохновилась примером этих девушек и подумала, что я ничуть не хуже и тоже могу получить эту профессию. А не сдаваться и не отступать меня всегда вдохновляли мои друзья. Они тоже связаны с железной дорогой — это машинист и его жена, которая сначала была слесарем, а теперь тоже учится на помощника машиниста. Я начала интересоваться железной дорогой, устройством поезда и все больше общалась с железнодорожниками. С ними я познакомилась сначала как с подписчиками после того, как в интернете распространились мои рисунки с поездами, потом мы стали хорошими друзьями. Они начали меня подталкивать получить профессию помощника машиниста, несмотря на то что для девушек на тот момент это было под запретом.
Ограничения объясняли вредом для женского здоровья. Якобы условия труда слишком тяжелые для женщин: высокая опасность получить травму или отравиться вредными испарениями, где-то просто работа физически слишком сложная. Однако далеко не все специальности из этого перечня действительно настолько опасны. Поезда, например, постоянно модифицируются, множество вредоносных факторов сходит на нет со временем.
В колледже мне говорили, что потом я сама буду разбираться с трудоустройством. Я была к этому готова, но мне повезло: когда я училась, в конце первого курса, вышел законопроект, согласно которому c 2021 года женщины смогут работать в локомотивной бригаде.
Об учебе
Когда я пришла поступать в 2018 году, мне отказали со словами: «Мы не берем девочек, нельзя, лучше не трать наше время или разбирайся с директором». Я посчитала это наглостью с их стороны, ведь обучаться-то никто не запрещал, с работой еще более-менее понятно. Потом я пошла разговаривать к директору, объяснила свою позицию. Директора (к слову, мужчину) даже особо уговаривать не пришлось, так как он выслушал меня и понял. Я просто сказала, что мне нужна эта профессия, что подвижной состав обновляется и уже даже есть девушки, которые работают в этой сфере; с работой в дальнейшем я сама разберусь, но хочу получить образование, ведь это не запрещено законом. В итоге мне разрешили поступать.
На первом курсе я была единственной девушкой среди всех обучающихся в колледже. Первые несколько дней, конечно, были косые взгляды в мою сторону, но потом все привыкли. Вообще, все зависит от самих студентов: как ты себя в коллективе поставишь, так к тебе и будут относиться — это касается не только мужского коллектива. Меня интересовало именно образование, поэтому я не видела проблемы в гендере. Я такой же студент, как и все.
Со стороны преподавателей не было никакого предвзятого отношения. Все относились нейтрально. Когда я начала показывать хорошие результаты, меня даже зауважали. Само обучение длится год, потом десять месяцев практики, когда мы расходимся по цехам. Мы изучали как общие, так и узкопрофильные дисциплины. Мне особенно нравились конструкция и управление поездом, обслуживание и ремонт, потому что именно за этими предметами я пришла в колледж.
Еще мы изучали электротехнику, материаловедение, слесарное дело. Мы отрабатывали навыки на тренажерах, но на них сажали только тех, кто хорошо учится. Это не сравнится с настоящим управлением электропоездом — там совсем другая атмосфера, ты чувствуешь все движения поезда. Изначально всех нас учили работать на поездах ЭД4М — они самые популярные в России. Еще рассказывали про старые поезда, потому что где-то они до сих пор в эксплуатации. Что касается новых составов, то машинисты потом идут в учебные центры и обучаются на сертификат, например, на ту же «Ласточку». Нельзя сразу стать машинистом после колледжа, надо сначала отработать помощником и получить права управления — так было всегда, и это обязательно везде.
Пока на работу меня не взяли. Чтобы не нарушать закон, надо ждать 2021 год. Вот теперь планирую устроиться зимой. Многие мои одногруппники еще во время учебы пошли на практику на МЦК помощниками.
О работе
Вообще, работа у нас такая, что знания нужно постоянно дополнять и обновлять. Нам даже в колледже говорили, что машинист — вечный студент. Что касается конкуренции, ее у нас особо нет. На работу берут после прохождения медкомиссии, то есть первым делом нужно быть здоровым. После этого мы сдаем экзамены. На них задают вопросы, которые прорабатывались на дублерских поездах во время практики. Спрашивают простейшие действия при какой-то неисправности, скорости по станциям и остальные базовые вещи. Если все это успешно пройдено, спокойно берут в локомотивную бригаду, потому что в этой сфере вечная нехватка работников.
Про меня написал департамент образования, а потом СМИ, что я уже машинист и прямо сразу иду водить поезда, а это не совсем правда. Из-за заголовков типа «Первая девушка-машинист» некоторые думают, что я сразу после выпуска сяду за контроллер и начну управлять составом.
Но перед тем как начать работать машинистом, нужно получить опыт работы на железной дороге, поработать помощником, полностью изучить машину. После этого необходимо отучиться на права управления в школе машинистов при РЖД, успешно сдать экзамены. Только после всех этих этапов можно получить должность машиниста электропоезда, а мне до нее еще расти. Так что сейчас машинист локомотива я только на бумаге.
В обязанности машиниста входит, кроме прочего, обслуживание электропоезда, то есть, если что-то выйдет из строя, бригада (машинист и помощник машиниста) должна это устранить. При этом случаются и странные происшествия с пассажирами. Например, во время моей практики был необычный случай. Подошла женщина пожилого возраста и начала кричать на бригаду, спрашивая, почему в кабине находится женщина. Изрядно поскандалив, она зашла в вагон. Бригада вызвала полицию на следующую станцию, мы хотели припугнуть женщину, которая нецензурно выражалась, но наряд пришлось отменить, потому что пассажирка вышла на следующей платформе.
О феминизме и планах на будущее
Я не сильно углублялась в вопросы феминизма, если честно. Для меня это про здравый смысл, которого в нашем мире порой очень мало, мы это видим на примере списка запрещенных для женщин профессий. Я себя феминисткой не считаю, просто хочу получить желаемую профессию. Если для этого нужен феминизм, то я готова его поддержать.
Мне бы хотелось, чтобы люди наконец поняли, что нельзя жить предрассудками. Жизнь одна, поэтому нужно получать ту профессию, которую действительно хочется, ведь на работе мы проводим бóльшую часть своего времени. Я надеюсь, что у девушек, которые мечтают о таких запрещенных профессиях, все получится. Касательно заботы о женском здоровье, которой объясняют запрет на некоторые профессии для девушек, скажу, что каждый имеет право распоряжаться своим здоровьем так, как считает нужным.
Если правильно отдыхать, вести здоровый образ жизни, с женским здоровьем ничего не случится. Если у меня будет своя семья, я обязательно придумаю, как совмещать ее с работой.
В июле Софья Дорофеева с отличием окончила Московский колледж железнодорожного и городского транспорта. Она стала первой девушкой, которая получила диплом по специальности «машинист локомотива (электропоезда)», несмотря на то что эта профессия в России относится к запрещенным среди женщин. Однако уже в 2021 году ограничение должны отменить, и тогда Софья сможет устроиться на работу по специальности. Поговорили с девушкой о проблемах на пути к неженской профессии, феминизме и очаровании железных дорог.
Об увлечении поездами
Железную дорогу я люблю с детства. Поезда были моим любимым видом транспорта. С ними связаны приятные воспоминания о путешествиях с семьей. Мы с сестрой обожали плацкарты, там родители даже заваривали нам запрещенные дошираки.
До поступления в Московский колледж железнодорожного и городского транспорта я училась в художественной школе и вообще не думала, что буду связана с железной дорогой. Тогда я хотела стать художником-мультипликатором, даже подавала документы на эту специальность. У меня есть любимая электричка — тоже ЭР2Р с номером 7013, которую я часто рисую. Мне нравится, как они визуально выглядят, у них довольно милые мордахи, круглые буферные огни. Мне всегда нравилось, как поезда выглядят, помню, часто искала в интернете фотографии электропоездов.
Мысль пойти работать на железную дорогу пришла ко мне впервые, когда я попала на экскурсию в депо Лобня пару лет назад, мне там безумно понравилось. Тогда же я узнала о девушках — помощниках машинистов, которые работают в частных перевозках. Частный перевозчик может брать на работу женщин при соблюдении нормальных условий труда — например, если они ездят на новых поездах, где нет вибраций, шума, слабее электромагнитное поле.
Я вдохновилась примером этих девушек и подумала, что я ничуть не хуже и тоже могу получить эту профессию. А не сдаваться и не отступать меня всегда вдохновляли мои друзья. Они тоже связаны с железной дорогой — это машинист и его жена, которая сначала была слесарем, а теперь тоже учится на помощника машиниста. Я начала интересоваться железной дорогой, устройством поезда и все больше общалась с железнодорожниками. С ними я познакомилась сначала как с подписчиками после того, как в интернете распространились мои рисунки с поездами, потом мы стали хорошими друзьями. Они начали меня подталкивать получить профессию помощника машиниста, несмотря на то что для девушек на тот момент это было под запретом.
На первом курсе я была единственной девушкой среди всех обучающихся в колледже
Ограничения объясняли вредом для женского здоровья. Якобы условия труда слишком тяжелые для женщин: высокая опасность получить травму или отравиться вредными испарениями, где-то просто работа физически слишком сложная. Однако далеко не все специальности из этого перечня действительно настолько опасны. Поезда, например, постоянно модифицируются, множество вредоносных факторов сходит на нет со временем.
В колледже мне говорили, что потом я сама буду разбираться с трудоустройством. Я была к этому готова, но мне повезло: когда я училась, в конце первого курса, вышел законопроект, согласно которому c 2021 года женщины смогут работать в локомотивной бригаде.
Об учебе
Когда я пришла поступать в 2018 году, мне отказали со словами: «Мы не берем девочек, нельзя, лучше не трать наше время или разбирайся с директором». Я посчитала это наглостью с их стороны, ведь обучаться-то никто не запрещал, с работой еще более-менее понятно. Потом я пошла разговаривать к директору, объяснила свою позицию. Директора (к слову, мужчину) даже особо уговаривать не пришлось, так как он выслушал меня и понял. Я просто сказала, что мне нужна эта профессия, что подвижной состав обновляется и уже даже есть девушки, которые работают в этой сфере; с работой в дальнейшем я сама разберусь, но хочу получить образование, ведь это не запрещено законом. В итоге мне разрешили поступать.
На первом курсе я была единственной девушкой среди всех обучающихся в колледже. Первые несколько дней, конечно, были косые взгляды в мою сторону, но потом все привыкли. Вообще, все зависит от самих студентов: как ты себя в коллективе поставишь, так к тебе и будут относиться — это касается не только мужского коллектива. Меня интересовало именно образование, поэтому я не видела проблемы в гендере. Я такой же студент, как и все.
Со стороны преподавателей не было никакого предвзятого отношения. Все относились нейтрально. Когда я начала показывать хорошие результаты, меня даже зауважали. Само обучение длится год, потом десять месяцев практики, когда мы расходимся по цехам. Мы изучали как общие, так и узкопрофильные дисциплины. Мне особенно нравились конструкция и управление поездом, обслуживание и ремонт, потому что именно за этими предметами я пришла в колледж.
Пока на работу меня не взяли. Чтобы не нарушать закон, надо ждать 2021 год
Еще мы изучали электротехнику, материаловедение, слесарное дело. Мы отрабатывали навыки на тренажерах, но на них сажали только тех, кто хорошо учится. Это не сравнится с настоящим управлением электропоездом — там совсем другая атмосфера, ты чувствуешь все движения поезда. Изначально всех нас учили работать на поездах ЭД4М — они самые популярные в России. Еще рассказывали про старые поезда, потому что где-то они до сих пор в эксплуатации. Что касается новых составов, то машинисты потом идут в учебные центры и обучаются на сертификат, например, на ту же «Ласточку». Нельзя сразу стать машинистом после колледжа, надо сначала отработать помощником и получить права управления — так было всегда, и это обязательно везде.
Пока на работу меня не взяли. Чтобы не нарушать закон, надо ждать 2021 год. Вот теперь планирую устроиться зимой. Многие мои одногруппники еще во время учебы пошли на практику на МЦК помощниками.
О работе
Вообще, работа у нас такая, что знания нужно постоянно дополнять и обновлять. Нам даже в колледже говорили, что машинист — вечный студент. Что касается конкуренции, ее у нас особо нет. На работу берут после прохождения медкомиссии, то есть первым делом нужно быть здоровым. После этого мы сдаем экзамены. На них задают вопросы, которые прорабатывались на дублерских поездах во время практики. Спрашивают простейшие действия при какой-то неисправности, скорости по станциям и остальные базовые вещи. Если все это успешно пройдено, спокойно берут в локомотивную бригаду, потому что в этой сфере вечная нехватка работников.
Про меня написал департамент образования, а потом СМИ, что я уже машинист и прямо сразу иду водить поезда, а это не совсем правда. Из-за заголовков типа «Первая девушка-машинист» некоторые думают, что я сразу после выпуска сяду за контроллер и начну управлять составом.
Но перед тем как начать работать машинистом, нужно получить опыт работы на железной дороге, поработать помощником, полностью изучить машину. После этого необходимо отучиться на права управления в школе машинистов при РЖД, успешно сдать экзамены. Только после всех этих этапов можно получить должность машиниста электропоезда, а мне до нее еще расти. Так что сейчас машинист локомотива я только на бумаге.
Я себя феминисткой не считаю, просто хочу получить желаемую профессию. Если для этого нужен феминизм, то я готова его поддержать
В обязанности машиниста входит, кроме прочего, обслуживание электропоезда, то есть, если что-то выйдет из строя, бригада (машинист и помощник машиниста) должна это устранить. При этом случаются и странные происшествия с пассажирами. Например, во время моей практики был необычный случай. Подошла женщина пожилого возраста и начала кричать на бригаду, спрашивая, почему в кабине находится женщина. Изрядно поскандалив, она зашла в вагон. Бригада вызвала полицию на следующую станцию, мы хотели припугнуть женщину, которая нецензурно выражалась, но наряд пришлось отменить, потому что пассажирка вышла на следующей платформе.
О феминизме и планах на будущее
Я не сильно углублялась в вопросы феминизма, если честно. Для меня это про здравый смысл, которого в нашем мире порой очень мало, мы это видим на примере списка запрещенных для женщин профессий. Я себя феминисткой не считаю, просто хочу получить желаемую профессию. Если для этого нужен феминизм, то я готова его поддержать.
Мне бы хотелось, чтобы люди наконец поняли, что нельзя жить предрассудками. Жизнь одна, поэтому нужно получать ту профессию, которую действительно хочется, ведь на работе мы проводим бóльшую часть своего времени. Я надеюсь, что у девушек, которые мечтают о таких запрещенных профессиях, все получится. Касательно заботы о женском здоровье, которой объясняют запрет на некоторые профессии для девушек, скажу, что каждый имеет право распоряжаться своим здоровьем так, как считает нужным.
Если правильно отдыхать, вести здоровый образ жизни, с женским здоровьем ничего не случится. Если у меня будет своя семья, я обязательно придумаю, как совмещать ее с работой.
3
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (18)
Написать комментарий: