Как работают в «AliExpress Россия» (40 фото)
Совместные ланчи, праздники распродаж и медитация онлайн
Офис «AliExpress Россия» отвечает за весь бизнес китайского онлайн-гиганта на территории России. До пандемии в его опенспейсах работали четыре сотни сотрудников. Сейчас большинство из них остается дома — приходить в офис можно по желанию и по записи. Мы начали готовить этот материал до начала нерабочих дней, так что теперь можем не только рассказать, как работается в российско-китайской компании, но и показать, что изменилось в ее офисе после начала пандемии.
КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ
420 человек
ПЛОЩАДЬ ПОМЕЩЕНИЙ
4 000 м²
Как устроен офис
«AliExpress Россия» — это совместное предприятие, которое принадлежит Alibaba Group, Mail.Ru Group, «Мегафону» и Российскому фонду прямых инвестиций. Оно выполняет все бизнес-функции AliExpress на территории России. Свой офис в московском «Сити» китайский гигант онлайн-ретейла открыл три года назад. Тогда же в Россию переехал Лю Вэй — всего он работает в компании 13 лет, семь лет назад он возглавил направление AliExpress Russia. Прошлым летом, когда было создано совместное предприятие, у него появился российский коллега — Дмитрий Сергеев, который до 2019 года был заместителем директора Mail.Ru Group. Сейчас в «AliExpress Россия» работает 420 человек — разработчики, специалисты по работе с российскими и международными продавцами, маркетинг, коммуникации, бизнес-аналитика, юристы, отдел персонала и другие.
Дмитрий Сергеев и Лю Вэй вместе возглавляют «AliExpress Россия»
Примерно две трети сотрудников — россияне, еще треть — китайские специалисты. Все они работают в опенспейсах, занимающих два этажа в одной из башен «Сити». В интерьерах использовали яркие цвета и китайские мотивы. Входы в кофе-пойнты и зоны отдыха оформлены в виде азиатских «лунных дверей» круглой формы. Под потолком висят вдохновляющие слоганы на английском и китайском. Кое-где на столах можно увидеть наборы посуды для чайной церемонии и фигурки котов манэки-нэко. Есть и гонг, звук которого отмечает конец больших распродаж. Но здесь виден и западный подход к офисным пространствам. Стеклянные переговорки, пуфики для отдыха, здоровые перекусы возле кофемашин — типичные приметы интерьера глобальной IT-компании налицо. Основной язык общения — английский.
Культурные различия
«Поскольку это российско-китайская компания, наша сила в разнообразии. Мы — результат слияния, и мы понимаем, что это позволяет нам выиграть», — говорит Лю Вэй. К примеру, в китайской культуре принято много работать, поэтому многие сотрудники приходят в офис к девяти утра и задерживаются в нем допоздна, хотя их никто не обязывает это делать.
При этом русский характер отличается от китайского. «Русские люди очень сильные и темпераментные. Когда возникают трудности, это очень увлекательно. Китайцы обычно более спокойные и невозмутимые, предпочитают сглаживать углы», — рассказывает Лю Вэй. В этом плане главный офис Alibaba тоже отличается от других китайских компаний. «Мы говорим прямо, посредством спора пытаемся разрешить трудную ситуацию, при этом уважая собеседника. Это весьма эффективно», — считает китайский директор компании.
Он считает, что в международном офисе очень важно принимать понятные решения, объяснять свою мотивацию и действия. «Так будет гораздо проще для всех, и, в конце концов, все культурные недопонимания будут устранены в силу того, что люди умны и способны рассуждать логически», — говорит Лю Вэй.
Он рассказывает, что в самом начале работы российского офиса сюда на работу устроилась девушка, которая уволилась через две недели. По ее мнению, российское представительство было больше похоже на хаотичный стартап, а не на часть огромной корпорации. С тех пор, нанимая сотрудников, Лю Вэй сразу предупреждает: «Мы сразу говорим: мы не Google или Amazon, не корпорация, а больше стартап. При этом мы большие, поэтому стоит быть готовым много работать и многое строить с нуля».
Российский директор компании Дмитрий Сергеев считает, что не стоит переоценивать культурные различия. «Китай — это достаточно закрытая тысячелетняя культура, принципиально другой язык, несколько другое, более визуальное восприятие информации. Но я бы не сказал, что есть какие-то суперфундаментальные отличия», — говорит он. По его словам, «AliExpress Россия» много коммуницирует с Китаем, потому что маркетплейс и большинство продавцов находятся там, и в этом смысле она похожа на другие международные компании, тесно связанные с главным офисом за границей.
Между сотрудниками происходит постоянный культурный обмен: к примеру, они вместе заказывают еду. В компании есть традиция ланч-клуба, когда раз в неделю разные команды собираются за обедом, чтобы пообщаться и лучше понять задачи друг друга. Раз в месяц проходит all-hands meeting. «Это общая встреча с сотрудниками, где мы обсуждаем, что произошло за месяц, и все могут задать любой вопрос», — рассказывает Дмитрий Сергеев. В офисе отмечают как русские, так и китайские праздники, а также даты больших и успешных распродаж вроде Дня холостяка 11 ноября. Правда, в этом году китайский Новый год пришлось отменить из-за пандемии. «Многие работали из дома, кто-то был в Китае — было немножко не до отмечания», — объясняет Сергеев.
Что изменилось в пандемию
На Новый год некоторые китайские сотрудники уехали домой к родным и остались там, чтобы работать удаленно. Те, кто вернулся в Москву, отсидели 14 дней на карантине. «Меня восхищает в китайцах то, что они очень четко соблюдают правила. И когда китайцу говоришь про карантин, он реально будет сидеть дома. В этом есть сильная разница с нами: для нас круто любое правило нарушить, потому что, если ты правила не нарушаешь, ты не крутой», — рассуждает Дмитрий Сергеев.
В нерабочие дни сотрудники «AliExpress Россия» работали из дома и начали возвращаться в офис только в начале июля. Во время удаленной работы здесь активно использовали опыт коллег из Alibaba: онлайн-занятия йогой, медитацией и танцами для снятия стресса, а также планка-челлендж и мастер-классы от разных сотрудников. Каждый день нужно было пройти опрос о самочувствии и отправить отчет о своей работе в корпоративном мессенджере DingTalk, руководители компании регулярно выступали перед коллегами, чтобы помочь им адаптироваться к новым условиям работы.
Сейчас в офис каждый день приходит не более 40 человек из 420, в основном это разработчики. Чтобы поработать в опенспейсе, нужно записаться в специальном графике. На ресепшене всем выдают маски и перчатки. Рассадку изменили в соответствии с правилами социальной дистанции: люди сидят в полутора метрах друг от друга, в переговорных комнатах может находиться не более пяти человек одновременно. В помещениях есть специальные аппараты для дезинфекции, бесконтактные санитайзеры и схемы движения, позволяющие избежать скопления людей. Офис продолжит работать в таком режиме до тех пор, пока возврат к старым порядкам не станет безопасным. А пока сотрудники сидели дома, показатели компании росли. Так, на 40 % увеличился оборот, в три раза выросла выручка российских производителей, а дневная аудитория достигла 8,8 миллиона уникальных пользователей.
Офис «AliExpress Россия» отвечает за весь бизнес китайского онлайн-гиганта на территории России. До пандемии в его опенспейсах работали четыре сотни сотрудников. Сейчас большинство из них остается дома — приходить в офис можно по желанию и по записи. Мы начали готовить этот материал до начала нерабочих дней, так что теперь можем не только рассказать, как работается в российско-китайской компании, но и показать, что изменилось в ее офисе после начала пандемии.
КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ
420 человек
ПЛОЩАДЬ ПОМЕЩЕНИЙ
4 000 м²
Как устроен офис
«AliExpress Россия» — это совместное предприятие, которое принадлежит Alibaba Group, Mail.Ru Group, «Мегафону» и Российскому фонду прямых инвестиций. Оно выполняет все бизнес-функции AliExpress на территории России. Свой офис в московском «Сити» китайский гигант онлайн-ретейла открыл три года назад. Тогда же в Россию переехал Лю Вэй — всего он работает в компании 13 лет, семь лет назад он возглавил направление AliExpress Russia. Прошлым летом, когда было создано совместное предприятие, у него появился российский коллега — Дмитрий Сергеев, который до 2019 года был заместителем директора Mail.Ru Group. Сейчас в «AliExpress Россия» работает 420 человек — разработчики, специалисты по работе с российскими и международными продавцами, маркетинг, коммуникации, бизнес-аналитика, юристы, отдел персонала и другие.
Дмитрий Сергеев и Лю Вэй вместе возглавляют «AliExpress Россия»
Примерно две трети сотрудников — россияне, еще треть — китайские специалисты. Все они работают в опенспейсах, занимающих два этажа в одной из башен «Сити». В интерьерах использовали яркие цвета и китайские мотивы. Входы в кофе-пойнты и зоны отдыха оформлены в виде азиатских «лунных дверей» круглой формы. Под потолком висят вдохновляющие слоганы на английском и китайском. Кое-где на столах можно увидеть наборы посуды для чайной церемонии и фигурки котов манэки-нэко. Есть и гонг, звук которого отмечает конец больших распродаж. Но здесь виден и западный подход к офисным пространствам. Стеклянные переговорки, пуфики для отдыха, здоровые перекусы возле кофемашин — типичные приметы интерьера глобальной IT-компании налицо. Основной язык общения — английский.
Культурные различия
«Поскольку это российско-китайская компания, наша сила в разнообразии. Мы — результат слияния, и мы понимаем, что это позволяет нам выиграть», — говорит Лю Вэй. К примеру, в китайской культуре принято много работать, поэтому многие сотрудники приходят в офис к девяти утра и задерживаются в нем допоздна, хотя их никто не обязывает это делать.
При этом русский характер отличается от китайского. «Русские люди очень сильные и темпераментные. Когда возникают трудности, это очень увлекательно. Китайцы обычно более спокойные и невозмутимые, предпочитают сглаживать углы», — рассказывает Лю Вэй. В этом плане главный офис Alibaba тоже отличается от других китайских компаний. «Мы говорим прямо, посредством спора пытаемся разрешить трудную ситуацию, при этом уважая собеседника. Это весьма эффективно», — считает китайский директор компании.
Он считает, что в международном офисе очень важно принимать понятные решения, объяснять свою мотивацию и действия. «Так будет гораздо проще для всех, и, в конце концов, все культурные недопонимания будут устранены в силу того, что люди умны и способны рассуждать логически», — говорит Лю Вэй.
Он рассказывает, что в самом начале работы российского офиса сюда на работу устроилась девушка, которая уволилась через две недели. По ее мнению, российское представительство было больше похоже на хаотичный стартап, а не на часть огромной корпорации. С тех пор, нанимая сотрудников, Лю Вэй сразу предупреждает: «Мы сразу говорим: мы не Google или Amazon, не корпорация, а больше стартап. При этом мы большие, поэтому стоит быть готовым много работать и многое строить с нуля».
Российский директор компании Дмитрий Сергеев считает, что не стоит переоценивать культурные различия. «Китай — это достаточно закрытая тысячелетняя культура, принципиально другой язык, несколько другое, более визуальное восприятие информации. Но я бы не сказал, что есть какие-то суперфундаментальные отличия», — говорит он. По его словам, «AliExpress Россия» много коммуницирует с Китаем, потому что маркетплейс и большинство продавцов находятся там, и в этом смысле она похожа на другие международные компании, тесно связанные с главным офисом за границей.
Между сотрудниками происходит постоянный культурный обмен: к примеру, они вместе заказывают еду. В компании есть традиция ланч-клуба, когда раз в неделю разные команды собираются за обедом, чтобы пообщаться и лучше понять задачи друг друга. Раз в месяц проходит all-hands meeting. «Это общая встреча с сотрудниками, где мы обсуждаем, что произошло за месяц, и все могут задать любой вопрос», — рассказывает Дмитрий Сергеев. В офисе отмечают как русские, так и китайские праздники, а также даты больших и успешных распродаж вроде Дня холостяка 11 ноября. Правда, в этом году китайский Новый год пришлось отменить из-за пандемии. «Многие работали из дома, кто-то был в Китае — было немножко не до отмечания», — объясняет Сергеев.
Что изменилось в пандемию
На Новый год некоторые китайские сотрудники уехали домой к родным и остались там, чтобы работать удаленно. Те, кто вернулся в Москву, отсидели 14 дней на карантине. «Меня восхищает в китайцах то, что они очень четко соблюдают правила. И когда китайцу говоришь про карантин, он реально будет сидеть дома. В этом есть сильная разница с нами: для нас круто любое правило нарушить, потому что, если ты правила не нарушаешь, ты не крутой», — рассуждает Дмитрий Сергеев.
В нерабочие дни сотрудники «AliExpress Россия» работали из дома и начали возвращаться в офис только в начале июля. Во время удаленной работы здесь активно использовали опыт коллег из Alibaba: онлайн-занятия йогой, медитацией и танцами для снятия стресса, а также планка-челлендж и мастер-классы от разных сотрудников. Каждый день нужно было пройти опрос о самочувствии и отправить отчет о своей работе в корпоративном мессенджере DingTalk, руководители компании регулярно выступали перед коллегами, чтобы помочь им адаптироваться к новым условиям работы.
Сейчас в офис каждый день приходит не более 40 человек из 420, в основном это разработчики. Чтобы поработать в опенспейсе, нужно записаться в специальном графике. На ресепшене всем выдают маски и перчатки. Рассадку изменили в соответствии с правилами социальной дистанции: люди сидят в полутора метрах друг от друга, в переговорных комнатах может находиться не более пяти человек одновременно. В помещениях есть специальные аппараты для дезинфекции, бесконтактные санитайзеры и схемы движения, позволяющие избежать скопления людей. Офис продолжит работать в таком режиме до тех пор, пока возврат к старым порядкам не станет безопасным. А пока сотрудники сидели дома, показатели компании росли. Так, на 40 % увеличился оборот, в три раза выросла выручка российских производителей, а дневная аудитория достигла 8,8 миллиона уникальных пользователей.
1
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: