Усть-Катав: трамвайная столица России без трамвая (39 фото)
Усть-Катав – один из самых известных городов России. Его хорошо знают не только в России, но и в странах бывшего СССР. Хм... не слышали? Но трамвай-то точно видели! Усть-Катав – это город-завод. Ему даже принадлежит своеобразный мировой рекорд. Именно тут выпустили почти 15 000 вагонов одной модели. Повод для гордости так себе. В то время как другие заводы постоянно обновляли модельный ряд, УКВЗ клепал свой металлический гробик на колёсах. В любом случае, у города есть имя! Город так или иначе знают, и он мог бы развивать промышленный туризм.
К сожалению, в Усть-Катаве вообще не понимают, что такое туризм. То есть в городе нет ни одного трамвая. Я был уверен, что на трассе рядом со стелой с названием города будет стоять трамвай-рекордсмен, но нет! Я был уверен, что в городе будет парочка памятников трамваю, но тоже нет. В городе нет даже намёка на трамвай – только пути, которые завод использует для тестов и обкатки. И это грустно. Сюда было бы интересно заехать, но сегодня в Усть-Катаве совершенно нечего делать.
Недавно город прославился ещё тем, что Рогозин пригрозил Илону Маску выпускать лифты с голосом Гагарина. Да, именно на вагоностроительном заводе делают лифты, которые должны говорить "Поехали!". Уверен, Илон Маск, узнав об этом, продал все свои акции, закрыл дом на ключ и ушёл в лес молиться... чтобы больше никакого Рогозина в его жизни не было.
Усть-Катав во многом похож на Златоуст, если не считать того, что он намного меньше. Как и Златоуст, изначально это был посёлок металлургов, выросший вокруг завода. Как и Златоуст, он очень зависим от крупных промышленных предприятий (точнее, одного предприятия). Как и Златоуст, он потерял значительную часть населения после распада СССР. Сейчас в городе осталось всего 22 тысячи жителей.
Но если Златоуст известен прежде всего своим богато декорированным холодным оружием, то Усть-Катав знаменит благодаря трамваям! Трамвайные вагоны местного производства можно встретить по всей России. По данным официального сайта УКВЗ, усть-катавские трамваи служат – или, во всяком случае, служили – на линиях 95% российских городов, где есть трамвайные системы (жаль, что таких городов с каждым годом всё меньше).
При этом в самом Усть-Катаве трамвая нет. Вернее, это трамвай Шрёдингера. Тут есть трамвайная линия для испытаний, но горожанам такая роскошь, как трамвай, недоступна. Если верить "Википедии", система была пассажирской до 1997 года, но и то ей могли пользоваться только сотрудники УКВЗ. Ну а в последние годы все вынуждены ездить на автобусах и маршрутках. Такая вот горькая ирония. Да и испытательная линия частично заброшена, остался лишь небольшой участок. Кстати, огромная по сравнению с Усть-Катавом Тверь решила пойти по его пути и тоже выпилила свой трамвай, хотя производит вагоны на ТВЗ.
Но трамваи – это только часть усть-катавской производственной мощи! Я уже напомнил вам о лифтах с голосом Гагарина. Дело в том, что завод входит в Объединённую ракетно-космическую корпорацию, которая на 100% принадлежит Роскосмосу. Кстати, сегодня тут вроде бы заодно строят ракетные двигатели, но это производство было мне не так интересно, как трамвайные цеха.
01. Усть-Катав – город малоэтажный. Пятиэтажки есть только в центре, большая часть города – это частный сектор.
02. Заводские корпуса занимают несколько кварталов
Сам УКВЗ как будто застрял в советской эпохе. Трамваи вроде как современные, а завод очень старый. Вообще, трамваи тут собираются с 1901 года, когда был построен первый открытый трамвай для Тбилиси (тогда он назывался Тифлис). При советской власти трамвайное производство не закрылось, а расширилось, а в 1960 году у завода появилось даже собственное конструкторское бюро.
Именно здесь был разработан самый массовый в России и в мире трамвай КТМ-5 (он же 71-605), который производился 23 года и был выпущен в количестве 14 991 штуки. Большинству россиян эта жестянка хорошо известна. Вот КТМ-5 в Челябинске, городе с самым большим парком таких вагонов:
Но давайте посмотрим, как делают более современные усть-катавские модели. Сначала варится рама.
Затем на неё крепятся панели корпуса. Гершман жаловался на "гаражную сборку" усть-катавских трамваев. И правда, похоже.
Когда корпус собран, его шлифуют, грунтуют и окрашивают.
. А это тележка, благодаря которой трамвай, собственно, может двигаться по рельсам.
Скоро это колесо поедет, например, по Краснодару, который недавно купил сразу 100 вагонов.
. Тем временем вагон уже остеклили.
Салон почти готов, но сидений пока нет.
Кабина
Монтаж проводки
В современном трамвайном вагоне длина кабелей может составлять десятки километров.
Располагать кресла друг напротив друга в сравнительно узком трамвайном вагоне – так себе идея. Как и ставить их против хода движения. Но конструктор этой модели уверен, что всё хорошо.
Морда
Мы с Аркадием думали, что при заводе будет большой трамвайный музей, но вместо него там оказалась маленькая комнатка с несколькими макетами. Чтобы посетить её, надо за сутки получать разрешение у службы безопасности.
Это, мягко говоря, странно. Усть-Катаву сегодня совершенно нечем привлечь туристов, хотя можно было бы сравнительно легко сыграть на звании трамвайной столицы. Как минимум – сделать существующую линию работающей, пустить по ней парочку отреставрированных легендарных КТМ-5 для туристов и выставочные образцы современной техники для возможных покупателей. Можно в одном из цехов сделать полноценный музей, можно продумать и построить новый туристический трамвайный маршрут, с которого будут открываться шикарные виды на город...
Но Усть-Катав не хочет эксплуатировать свою славу, он застрял в советской эпохе и в роли сурового градообразующего предприятия, где работяги вручную клепают вагоны сомнительного качества... Кстати, я не уверен, что подчинение завода космической корпорации – хорошая идея. Усть-Катаву нужна открытость, а не наоборот.
23. Справа видна часть испытательного полигона, сегодня заброшенная.
Ладно, давайте посмотрим на сам город. Это центр Усть-Катава – советский ДК и ксиловский городок. Радует, что на центральной площади нет парковки
Дети гоняют на роликах и самокатах. Так и должно быть, более крупным городам есть чему поучиться.
Свежевыкрашенный Ленин в промышленном городе смотрится достаточно органично, но всё равно хочется сдать его в музей. Почему бы не отвезти его на завод?
В городе до сих пор осталось много артефактов из прошлого века, например старые светофоры. Они уже давно не работают, в других городах их давно сдали на металлолом или сняли на продажу, а в Усть-Катаве они просто висят, всеми забытые, на старых столбах.
Человек отдыхает прямо на центральной площади, и никто к нему не пристаёт. Вон даже опохмел рядом стоит. Разве не чудо?
Здание администрации Усть-Катава
В городе очень любят заборы и оградки. О причинах – чуть ниже.
Это, пожалуй, главная после трамваев достопримечательность города – пешеходный Брянский мост, построенный в 1944 году. Кстати, изначально он был автомобильно-пешеходным, и по нему ездили даже грузовики, но в 70-е его закрыли для машин.
Для пешеходов сделали крутейший деревянный настил!
Ещё одним символов Усть-Катава могли бы считаться коровы. Хозяева обычно отпускают их погулять во дворе. Теоретически корову могут забрать на "штрафстоянку", но городу это не очень выгодно, потому что корову надо кормить. В итоге коровки гуляют на вольном выпасе, и никого это особенно не тревожит.
Благоустройство
Обилие разнообразных заборчиков и оградок связано, как я понял, как раз с прожорливостью коров. Впрочем, не знаю, что мешает корове перегнуться через забор и сожрать цветочки.
. Обратите внимание, что местные жители предпочитают сидеть не на голой лавочке у подъезда, а на хорошей скамейке со спинкой в окружении зелени. Это к вопросу о том, какими должны быть лавочки.
К сожалению, в Усть-Катаве вообще не понимают, что такое туризм. То есть в городе нет ни одного трамвая. Я был уверен, что на трассе рядом со стелой с названием города будет стоять трамвай-рекордсмен, но нет! Я был уверен, что в городе будет парочка памятников трамваю, но тоже нет. В городе нет даже намёка на трамвай – только пути, которые завод использует для тестов и обкатки. И это грустно. Сюда было бы интересно заехать, но сегодня в Усть-Катаве совершенно нечего делать.
Недавно город прославился ещё тем, что Рогозин пригрозил Илону Маску выпускать лифты с голосом Гагарина. Да, именно на вагоностроительном заводе делают лифты, которые должны говорить "Поехали!". Уверен, Илон Маск, узнав об этом, продал все свои акции, закрыл дом на ключ и ушёл в лес молиться... чтобы больше никакого Рогозина в его жизни не было.
Усть-Катав во многом похож на Златоуст, если не считать того, что он намного меньше. Как и Златоуст, изначально это был посёлок металлургов, выросший вокруг завода. Как и Златоуст, он очень зависим от крупных промышленных предприятий (точнее, одного предприятия). Как и Златоуст, он потерял значительную часть населения после распада СССР. Сейчас в городе осталось всего 22 тысячи жителей.
Но если Златоуст известен прежде всего своим богато декорированным холодным оружием, то Усть-Катав знаменит благодаря трамваям! Трамвайные вагоны местного производства можно встретить по всей России. По данным официального сайта УКВЗ, усть-катавские трамваи служат – или, во всяком случае, служили – на линиях 95% российских городов, где есть трамвайные системы (жаль, что таких городов с каждым годом всё меньше).
При этом в самом Усть-Катаве трамвая нет. Вернее, это трамвай Шрёдингера. Тут есть трамвайная линия для испытаний, но горожанам такая роскошь, как трамвай, недоступна. Если верить "Википедии", система была пассажирской до 1997 года, но и то ей могли пользоваться только сотрудники УКВЗ. Ну а в последние годы все вынуждены ездить на автобусах и маршрутках. Такая вот горькая ирония. Да и испытательная линия частично заброшена, остался лишь небольшой участок. Кстати, огромная по сравнению с Усть-Катавом Тверь решила пойти по его пути и тоже выпилила свой трамвай, хотя производит вагоны на ТВЗ.
Но трамваи – это только часть усть-катавской производственной мощи! Я уже напомнил вам о лифтах с голосом Гагарина. Дело в том, что завод входит в Объединённую ракетно-космическую корпорацию, которая на 100% принадлежит Роскосмосу. Кстати, сегодня тут вроде бы заодно строят ракетные двигатели, но это производство было мне не так интересно, как трамвайные цеха.
01. Усть-Катав – город малоэтажный. Пятиэтажки есть только в центре, большая часть города – это частный сектор.
02. Заводские корпуса занимают несколько кварталов
Сам УКВЗ как будто застрял в советской эпохе. Трамваи вроде как современные, а завод очень старый. Вообще, трамваи тут собираются с 1901 года, когда был построен первый открытый трамвай для Тбилиси (тогда он назывался Тифлис). При советской власти трамвайное производство не закрылось, а расширилось, а в 1960 году у завода появилось даже собственное конструкторское бюро.
Именно здесь был разработан самый массовый в России и в мире трамвай КТМ-5 (он же 71-605), который производился 23 года и был выпущен в количестве 14 991 штуки. Большинству россиян эта жестянка хорошо известна. Вот КТМ-5 в Челябинске, городе с самым большим парком таких вагонов:
Но давайте посмотрим, как делают более современные усть-катавские модели. Сначала варится рама.
Затем на неё крепятся панели корпуса. Гершман жаловался на "гаражную сборку" усть-катавских трамваев. И правда, похоже.
Когда корпус собран, его шлифуют, грунтуют и окрашивают.
. А это тележка, благодаря которой трамвай, собственно, может двигаться по рельсам.
Скоро это колесо поедет, например, по Краснодару, который недавно купил сразу 100 вагонов.
. Тем временем вагон уже остеклили.
Салон почти готов, но сидений пока нет.
Кабина
Монтаж проводки
В современном трамвайном вагоне длина кабелей может составлять десятки километров.
Располагать кресла друг напротив друга в сравнительно узком трамвайном вагоне – так себе идея. Как и ставить их против хода движения. Но конструктор этой модели уверен, что всё хорошо.
Морда
Мы с Аркадием думали, что при заводе будет большой трамвайный музей, но вместо него там оказалась маленькая комнатка с несколькими макетами. Чтобы посетить её, надо за сутки получать разрешение у службы безопасности.
Это, мягко говоря, странно. Усть-Катаву сегодня совершенно нечем привлечь туристов, хотя можно было бы сравнительно легко сыграть на звании трамвайной столицы. Как минимум – сделать существующую линию работающей, пустить по ней парочку отреставрированных легендарных КТМ-5 для туристов и выставочные образцы современной техники для возможных покупателей. Можно в одном из цехов сделать полноценный музей, можно продумать и построить новый туристический трамвайный маршрут, с которого будут открываться шикарные виды на город...
Но Усть-Катав не хочет эксплуатировать свою славу, он застрял в советской эпохе и в роли сурового градообразующего предприятия, где работяги вручную клепают вагоны сомнительного качества... Кстати, я не уверен, что подчинение завода космической корпорации – хорошая идея. Усть-Катаву нужна открытость, а не наоборот.
23. Справа видна часть испытательного полигона, сегодня заброшенная.
Ладно, давайте посмотрим на сам город. Это центр Усть-Катава – советский ДК и ксиловский городок. Радует, что на центральной площади нет парковки
Дети гоняют на роликах и самокатах. Так и должно быть, более крупным городам есть чему поучиться.
Свежевыкрашенный Ленин в промышленном городе смотрится достаточно органично, но всё равно хочется сдать его в музей. Почему бы не отвезти его на завод?
В городе до сих пор осталось много артефактов из прошлого века, например старые светофоры. Они уже давно не работают, в других городах их давно сдали на металлолом или сняли на продажу, а в Усть-Катаве они просто висят, всеми забытые, на старых столбах.
Человек отдыхает прямо на центральной площади, и никто к нему не пристаёт. Вон даже опохмел рядом стоит. Разве не чудо?
Здание администрации Усть-Катава
В городе очень любят заборы и оградки. О причинах – чуть ниже.
Это, пожалуй, главная после трамваев достопримечательность города – пешеходный Брянский мост, построенный в 1944 году. Кстати, изначально он был автомобильно-пешеходным, и по нему ездили даже грузовики, но в 70-е его закрыли для машин.
Для пешеходов сделали крутейший деревянный настил!
Ещё одним символов Усть-Катава могли бы считаться коровы. Хозяева обычно отпускают их погулять во дворе. Теоретически корову могут забрать на "штрафстоянку", но городу это не очень выгодно, потому что корову надо кормить. В итоге коровки гуляют на вольном выпасе, и никого это особенно не тревожит.
Благоустройство
Обилие разнообразных заборчиков и оградок связано, как я понял, как раз с прожорливостью коров. Впрочем, не знаю, что мешает корове перегнуться через забор и сожрать цветочки.
. Обратите внимание, что местные жители предпочитают сидеть не на голой лавочке у подъезда, а на хорошей скамейке со спинкой в окружении зелени. Это к вопросу о том, какими должны быть лавочки.
10
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (4)
Написать комментарий: