Чемпионат Формулы 1: как устроен питлейн (37 фото)

В отличие от стадионных видов спорта, где всё происходящее видно как на ладони, зрители гонок ограничены видом лишь небольшого участка трассы, который открывается с их трибуны. Всё остальное приходится смотреть на экранах, почти как дома по телеку. Машины проносятся мимо на очень большой скорости и исчезают за поворотом. Если вам повезло сидеть на трибуне напротив пит-лейна, то вы сможете так же увидеть как гонщики заезжают в боксы для обслуживания машин и замены колёс. Но всё, что происходит внутри боксов, вам вряд ли удастся рассмотреть в деталях своими глазами да ещё и помучать вопросами присутствующих там специалистов. Если вы, конечно, не аккредитованный журналист или вип-зритель для которого в перерывах между заездами могут устроить экскурсию. Компания Pirelli, шины которой используются в Формуле 1, приоткрыла дверку с табличкой «только для персонала», что бы у тебя, читатель, была возможность узнать об одной из небольших, но очень важных технических сторон Чемпионата.



01. С трибун зрители видят Формулу 1 как-то так.


02. Чемпионат длится несколько дней, обычно это пятница и выходные. В самый первый день свободные заезды, практика. Во второй день квалификация, когда гонщики состязаются на лучшее время круга. Квалификация длится один час, от её результатов зависит позиция гонщика на старте, а некоторые из показавших самое худшее время участников и вовсе выбывают. И, наконец на третий день проводится основной этап гонок, длящийся около 2х часов.


03. Во время основного заезда на автодроме Сочи гонщики проходят 53 круга. Длина одного круга в Сочи 5 км 848 метров. Общая дистанция гонки соответственно 309 км 745 метров.



04. Как уже было сказанно зрители видят все подробности гонки на больших экранах, установленных по несколько штук напротив каждой трибуны. Там же им показывают и то, что происходит на питлейне, в боксах, а так же церемонию награждения (в Сочи она проводится напротив главной трибуны). Камеры установлены по всему треку, на земле, на подъемниках, на специальных направляющих троссах, а так же на вертолёте, который периодически баражирует над треком.


Можно так же походить вдоль трассы, если не сидится на месте, что я и сделал. Однако, трасса обнесена двойным сетчатым забором, прежде всего для безопасности, что бы в случае аварии предотвратить вылет отломавшихся деталей за пределы трека. Но в Сочи так же вдоль забора зачем-то посадили ещё и плотный кустарник


Лучший вид на питлейн открывается с трибун паддок-клуба. Это что-то вроде vip-трибуны куда даже аккредитованных журналистов пускают сюда далеко не всех. Эти трибуны находятся напротив главной трибуны и точки старта, но расположены прямо над питлейном.


Отсюда можно увидеть чуть больше закулисья гонок. Питлейн на самом деле разделён на две полосы. Скорость на нём ограничивается 80 км/ч, а за её превышение команду нарушителя могут оштрафовать на 100 Евро за каждый лишний километр в час, максимум до 1000 евро (представляете себе такое на дорогах общего пользования? )) ). Заезжают участники на питлейн во время основного заезда от 2 до 4х раз. Одновременно только один автомобиль из двух у каждой из команд может находиться на питлейне, и на оба автомобиля работат одна команда.


Болиды останавливаются на чётко обознаенных позициях напротив гаражей своих комманд. Человек со значком «Brakes» (тормоза) на автоспортивном сленге обзывается смешным термином «Lollypop man», дословно «Человек-леденец», за форму его знака. Правда, сейчас одновременно, или вместо него используются светофоры.



На самом деле, результат гонки зависит далеко не только от водителей топящих по треку, а от слаженной работы всей их команды. Механики специально обучаются менять колёса и проверять автомобиль за считанные секунды.



В каждой команде 4 механика отвинчивают и завинчивают болты, которыми крепятся колёса, делается это с помощью скоростных пневматических отвёрток; 8 человек (по два на каждое колесо) задействованы для замены колёс, пока один снимает и уносит изношенное колесо, второй приносит и устанавливает новое; 2 человека по бортам стабилизируют автомобиль по центру, в то время как ещё двое поднимают специальными домкратами машину спереди и сзади, причём, у впереди стоящего наиболее опасное положение, он стоит наготове прямо перед заезжающим на пит-стоп автомобилем; один механик настраивает передний спойлер; ещё один дежурит рядом с огнетушителем, на случай возгорания (это вошло в практику после пожара на питлейне в 1994 году); и, наконец ещё один находится рядом с бустером, на случай если движок автомобиля не заведётся.



. На питлейне так же присутствуют пожарные и медики. Они находятся там в течение всего гоночного дня



Заглянем теперь в сами боксы. На питлейн во время квалификационных и свободных заездов в первые два дня можно попасть во время перерыва или после заезда. Но, правда, если только вы гости питлейн-клуба или журналисты.



В боксах автомобили обслуживаются, производится настройка всех их систем, меняется масло и другие жидкости, заправляется топливо. В таком полуразобранном состоянии как на фото она находятся в основном до и после заездов.



Раньше подзаправить болид можно было прямо во время питстопа. С 2009 года эту возможность отменили, приняли решение, что топливо влияет на вес болида, и во время гонки это может давать одним пилотам преимущества перед другими. Кстати, минимально допустимый вес автомобиля вместе с гонщиком должен быть не менее 702 килограммов, топливо в эту цифру не входит. Количество топлива ограничено 100 килограмммами на один заезд.



Болиды Формулы 1 не производятся серийно, каждая команда собирает свои болиды из деталей и узлов, соответствующих стандартам Чемпионата. Причём, стандарты могут изменяться от сезона к сезону. Болиды дорабатываются командами по ходу сезона для достижения лучших результатов, естественно, в разрешённых правилами пределах.



Начиная с сезона 2014 года применяются турбированные двигатели типа V6 (шестицилиндровые) объемом 1,6 литра, развивающие мощность до 600 л.с. Трансмиссия полуавтоматическая, 8-скоростная, пилот переключает скорости лепестками, расположенными под рулевым колесом, сцепление при этом работает автоматически.



Топливо, которым заправляют болиды представляет собой практически тот же самый бензин, которым вы заправляете ваши легковые автомобили, но его качество и химический состав регулярно проверяется для исключения случаев манипуляции со стороны команд. Например, в 1997 году пилот Микка Хаккинен был лишен третьего места на чемпионате в Бельгии, так как было обнаружено, что бензин, которым заправляли его болид не соответствовал оригинальной формуле. А в 1976 автомобили команд Макларен и Пенске были отправлены на последнии позиции Итальянского Чемпионата, за использование бензина с более высоким октановым числом, чем разрешено правилами.



У команды Mercedes AMG Petronas девушка в команде механиков работает )).




Болид Формулы 1 это вроде бы автомобиль, но он имеет много общего с авиацией. Это не только аэродинамически совершенная форма кузова, но и крылья. Правда если самолёту крылья позволяют взлететь, то крылья болида должны наоборот не позволить ему взлететь, и обеспечить лучшее сцепление с дорогой. Геометрия такого крыла противоположна крылу самолёта. Первые эксперементы с крыльями в Формуле 1 начались в 1960х годах, а в 1970х были разработаны правила регулирующие их конструкцию. Сначала крылья ставили только сзади, передние появились позже. Вместе эти крылья обеспечивают автомобилю 60% прижимной силы.



Вот и колёса. О них я расскажу подробней, так как от сцепления автомобиля с поверхностью трассы зависит очень многое. С 2011 года, после длительного перерыва, шины для Формулы 1 снова поставляет комания Пирелли.



Цвет фирменной окантовки колёс различается вовсе не для красоты (или соответствия цветовой гамме болида), как можно было бы подумать. Так обозначаются разные модели шин, всего их 7. В текщем сезоне добавлена новая модель Ultra Soft (с фиолетовым ободком).




Шины отличаются мягкостью. Более мягкие шины подходят для более высоких скоростей, но в то же время чем они мягче, тем быстрей изнашиваются. Те или иные шины устанавливаются на болид в зависимости от состояния трассы, а так же от стратегии, выбранной командой.



Две модели шин с синим и зелёным ободком и привычным глазу рядового автовладельца протектором предназначены для сырой трассы.



Промежуточная шина является наиболее универсальной в дождливых условиях и отводит из пятна контакта около 25 литров воды в секунду на высокой скорости. Эта шина может использоваться как на мокрой, так и на высыхающей трассе.




У каждого пилота имеется 13 наборов шин на все три дня заездов. Pirelli назначает два обязательных набора шин для каждой машины, и один, самый мягкий из них необходимо отложить на третий этап квалификации. Остальные 10 наборов выбираются каждой командой из трёх комплектов, предложенных Pirelli.



В отличие от обычных дорожных шин, рассчитанных на десятки тысяч километров пробега, шины для Формулы 1 пробегают от 60 до 120 км, после чего их меняют (всего 2-3 раза в течение одного заезда). Вот так выглядят шины после отведённого им расстояния.



Заглянем в цех по обслуживанию колёс. Шиномонтаж, если говорить проще )).



В общем-то здесь можно углядеть и знакомые по обычному шиномаонтажу инструменты.



Это насосы. Шины Формулы 1 накачиваются не просто воздухом, а азотно-воздушной смесью. Давление в шинах, накаченных азотной смесью изменяется гораздо меньше в результате температурного воздействия.




Колёса конечно же балансируются, прежде чем их устанавливают на болид.



Рёв моторов на всегда был неизменныйм атрибутом в автоспорте. Прогресс сделал современные движки менее шумными, за что их не редко критиковали любители Формулы 1. Поэтому, в текущем сезоне в конструкцию машин добавили перепускной клапан, который перенаправляет выхлопные газы и болиды рычат более ощутимо.



Болид Формулы 1 разгоняется от 0 до 100 км/ч менее чем за 2 секунды, а от 0 до 300 км/ч за 8,6 сек. Ваш автомобиль так может? ))
(Последнее предложение, конечно же, шутка. Сообщество «Как это сделано» и автор поста крайне не рекомендуют самостоятельно устанавливать скоростные рекорды, в особенности на дорогах общего пользования!!! Хотите гонять, запишитесь в автоспорт.)



. Скорость болида во время гонок может достигать 369,9 км/ч, именно такой рекорд установил Антонио Пиццониа из комманды BMW WilliamsF1 на итальянском ГранПри 2004 года. Однако вне гонок комманда BAR Honda разогнала свой болид до 413 км/ч установив таким образом неофициальный рекорд в 2005 году.



Конечно же такие скорости связаны с серъезными перегрузками. Например, в поворотах угловые перегрузки могут достигать 3,5G, а во время аварийного торможения с максимальных скоростей до 5-6G.



Чтобы выдерживать такие нагрузки пилоты Формулы 1 тренеруются на уровне профессиональных атлетов: бегают, занимаются в спортзале и соблюдают специальную диету.



Лучшие из них поднимаются на подиум и поливают друг друга (а так же журналистов изрителей, оказавшихся внизу) шампанским. )) По итогам этапа в Сочи в мае 2016 года ими стали немец Нико Розберг, англичанин Льюис Хамильтон (оба из команды Мерседес) и финн Кими Райкконен из команды Феррари.



Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

3
Другие новости

Оставить комментарий

nvv2005
nvv2005 Добавил(а) :
9 мая 2020 15:51 #
ПивоРыбкаТортик
питлейн шмитлей, какая разница
питлейн шмитлей, какая разница
_DR!V3R_
_DR!V3R_ Добавил(а) :
11 мая 2020 01:17 #
ПивоРыбкаТортик
Шины Формулы 1 накачиваются не просто воздухом, а азотно-воздушной смесью. Давление в шинах, накаченных азотной смесью изменяется гораздо меньше в результате температурного воздействия.

Еще один дебил писал. Так мы и дышим азотно-воздушной смесью. 78% азота в воздухе это не ноль целых хрен десятых. Коэффициенты тепловых расширений воздуха и чистого азота реально разные, но разница настолько мала, до четвертях пятых знаков после запятой, вы где такие манометры видели, кроме лабораторий?
ЗЫ: Накачка шин инертными газами на соревнованиях, диктуется только пожарной безопасностью.
Шины Формулы 1 накачиваются не просто воздухом, а азотно-воздушной смесью. Давление в шинах, накаченных азотной смесью изменяется гораздо меньше в результате температурного воздействия.
Еще один дебил писал. Так мы и дышим азотно-воздушной смесью. 78% азота в воздухе это не ноль целых хрен десятых. Коэффициенты тепловых расширений воздуха и чистого азота реально разные, но разница настолько мала, до четвертях пятых знаков после запятой, вы где такие манометры видели, кроме лабораторий?
ЗЫ: Накачка шин инертными газами на соревнованиях, диктуется только пожарной безопасностью.

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!