Крушение «Максима Горького»: почему в 1935 году разбился АНТ-20
В мае 1935 года недалеко от Москвы упал самолет АНТ-20 «Максим Горький». Виновником трагедии назвали пилота другого самолета Николая Благина, который совершил мертвую петлю слишком близко от «Горького». Все казалось понятным. Однако после крушения стали выясняться странные подробности этого крушения.
Чудо техники
Строительство самолета было приурочено к 40-летию творчества Максима Горького. Именно поэтому машина и была названа в честь писателя. Для создания самолета организовали фонд, который занимался сбором денег. Скоро внушительная сумма — более 5 миллионов рублей — была в руках руководителей проекта.
Самолет соорудили всего за несколько месяцев. По тем временам это было настоящее чудо техники. АНТ-20 имел 8 моторов, общей мощностью 7200 лошадиных сил. Несмотря на внушительные размеры, «Максим Горький» имел длину разбега 300-400 метров и мог взлетать даже с самых скромных по размерам аэродромов.
Кроме того, самолет и внутри блистал роскошью. Там располагались буфет, телефонная станция, киноустановка, фотолаборатория, пневмопочта, радиостудия, библиотека и даже типография. Имелись и отдельные каюты с двухъярусными кроватями и прозрачными полами.
Катастрофа
Самолет «Максим Горький» успешно прошел все испытания. А 18 мая 1935 года под управлением опытных пилотов совершал показательный полет над Москвой. На торжественное мероприятие пригласили передовиков самолетостроения и членов их семей. Сопровождали «Горького» два самолета Р-5 и И-5, за штурвалом первого находился пилот по фамилии Рыбушкин, за штурвалом второго – Благин. Участникам события и наблюдателям с земли стало ясно, что дело идет к трагической развязке, когда Благин начал совершать маневры в опасной близости к АНТ-20. Выполняя мертвую петлю, И-5 рухнул на «Горького». Самолет Благина выбил из гиганта двигатель и буквально воткнулся в образовавшееся от потерянного мотора отверстие. Потом от истребителя оторвался хвост, который нанес АНТ-20 последний сокрушительный удар. «Горький» перевернулся и рухнул в районе селения Сокол. Все члены экипажа и пассажиры (48 человек) погибли.
Почему Благин не мог совершить ошибку?
Сразу после катастрофы ее виновником объявили Николая Благина. Как сообщило ТАСС, Благин вопреки приказу руководства начал выполнять запрещенные фигуры высшего пилотажа, что и привело к трагедии. Все решили, что опытный пилот переоценил свои силы, за что и поплатился. Однако товарищи Благина в один голос заявляли, что тот был очень дисциплинированным сотрудником и никогда бы не ослушался приказа начальства. Невыполнение приказа не сулило пилоту ничего хорошего. Скорее всего, при успешном выполнении трюка его бы с позором уволили. К тому же в салоне «Максима Горького» находились сослуживцы Благина и их дети. А рисковать жизнями своих коллег и тем более детей он вряд ли бы стал.
Версию о несчастном случае поставила под сомнение и статья в польском издании «Меч». В газете было напечатано якобы подлинное письмо пилота, которое тот написал незадолго до гибели. В нем Благин заявлял о том, что он ненавидит советскую власть, и что таран «Максима Горького» он спланировал. Таким образом, по словам пилота, он собирался расправиться хотя бы с несколькими коммунистами. Вот только жена Благина, прочитав заметку, искренне удивилась, так как ни о каком письме она не знала, да и стиль изложения абсолютно не согласовывался со стилем, присущим ее мужу.
Странным кажется и то, что пилота, которого признали виновным в гибели нескольких десятков человек, похоронили вместе с погибшими. Расходы на погребение взяло на себя государство. Причем, семьям пострадавших было выплачено по 10 тысяч рублей. Значительную помощь оказали власти и вдове Благина.
Чудо техники
Строительство самолета было приурочено к 40-летию творчества Максима Горького. Именно поэтому машина и была названа в честь писателя. Для создания самолета организовали фонд, который занимался сбором денег. Скоро внушительная сумма — более 5 миллионов рублей — была в руках руководителей проекта.
Самолет соорудили всего за несколько месяцев. По тем временам это было настоящее чудо техники. АНТ-20 имел 8 моторов, общей мощностью 7200 лошадиных сил. Несмотря на внушительные размеры, «Максим Горький» имел длину разбега 300-400 метров и мог взлетать даже с самых скромных по размерам аэродромов.
Кроме того, самолет и внутри блистал роскошью. Там располагались буфет, телефонная станция, киноустановка, фотолаборатория, пневмопочта, радиостудия, библиотека и даже типография. Имелись и отдельные каюты с двухъярусными кроватями и прозрачными полами.
Катастрофа
Самолет «Максим Горький» успешно прошел все испытания. А 18 мая 1935 года под управлением опытных пилотов совершал показательный полет над Москвой. На торжественное мероприятие пригласили передовиков самолетостроения и членов их семей. Сопровождали «Горького» два самолета Р-5 и И-5, за штурвалом первого находился пилот по фамилии Рыбушкин, за штурвалом второго – Благин. Участникам события и наблюдателям с земли стало ясно, что дело идет к трагической развязке, когда Благин начал совершать маневры в опасной близости к АНТ-20. Выполняя мертвую петлю, И-5 рухнул на «Горького». Самолет Благина выбил из гиганта двигатель и буквально воткнулся в образовавшееся от потерянного мотора отверстие. Потом от истребителя оторвался хвост, который нанес АНТ-20 последний сокрушительный удар. «Горький» перевернулся и рухнул в районе селения Сокол. Все члены экипажа и пассажиры (48 человек) погибли.
Почему Благин не мог совершить ошибку?
Сразу после катастрофы ее виновником объявили Николая Благина. Как сообщило ТАСС, Благин вопреки приказу руководства начал выполнять запрещенные фигуры высшего пилотажа, что и привело к трагедии. Все решили, что опытный пилот переоценил свои силы, за что и поплатился. Однако товарищи Благина в один голос заявляли, что тот был очень дисциплинированным сотрудником и никогда бы не ослушался приказа начальства. Невыполнение приказа не сулило пилоту ничего хорошего. Скорее всего, при успешном выполнении трюка его бы с позором уволили. К тому же в салоне «Максима Горького» находились сослуживцы Благина и их дети. А рисковать жизнями своих коллег и тем более детей он вряд ли бы стал.
Версию о несчастном случае поставила под сомнение и статья в польском издании «Меч». В газете было напечатано якобы подлинное письмо пилота, которое тот написал незадолго до гибели. В нем Благин заявлял о том, что он ненавидит советскую власть, и что таран «Максима Горького» он спланировал. Таким образом, по словам пилота, он собирался расправиться хотя бы с несколькими коммунистами. Вот только жена Благина, прочитав заметку, искренне удивилась, так как ни о каком письме она не знала, да и стиль изложения абсолютно не согласовывался со стилем, присущим ее мужу.
Странным кажется и то, что пилота, которого признали виновным в гибели нескольких десятков человек, похоронили вместе с погибшими. Расходы на погребение взяло на себя государство. Причем, семьям пострадавших было выплачено по 10 тысяч рублей. Значительную помощь оказали власти и вдове Благина.
-14
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (8)
Написать комментарий: