Рогоносец: почему троллейбусы не путаются «рогами»?



Он перевозит тысячи пассажиров ежедневно, но ни один из них не представляет, насколько сложна организация самой троллейбусной линии, ее интеграция в городскую инфраструктуру и дорожную сеть. Все, что мы знаем и видим — это «рога» и пучки из множества проводов, без которых он практически недвижимость. И пока этот динозавр общественного транспорта окончательно не вымер, мы решили разобраться, как эта штука приходит в движение.




Давайте сразу ликвидируем безграмотность: «рога» растут у оленей, лосей и некоторых мужей, а у троллейбуса — пара штанговых токоприемников. Одна штанга контактирует с плюсовым проводом контактной сети, другая — с отрицательным. В контактной сети 600 вольт (падение напряжения не превышает 15%) постоянного тока, так что штанги производят из изоляционного материала или металла, покрытого изолятором, обладающим повышенной механической прочностью. На конце каждой штанги есть подвижная токосъемная головка (в простонародье «башмак») с контактной вставкой. В обычных условиях используются вставки из графита с добавлением смол, пропитанные парафином, называемые в обиходе «угли». Они почти не оказывают изнашивающего воздействия на контактный провод, да и недороги в производстве.



Штанги имеют две степени свободы (вертикальную и горизонтальную) и позволяют троллейбусу отклоняться от оси контактной линии не менее чем на четыре метра для обгона или объезда. В местах расхождения направлений маршрутов в контактной сети предусмотрены специальные троллейбусные стрелки. Скорость их проезда — не выше 10 км/ч, а в некоторых случаях и вовсе до 5 км/ч, при этом есть определенные алгоритмы прохождения такого спецучастка в зависимости от того, куда нужно повернуть троллейбусу. Для поворота на левую линию троллейбус проходит развилку под нагрузкой, благодаря которой создается электрическая цепь, и перья стрелки переводятся на левое направление контактной линии. Проезд по правой линии наоборот проходит с минимальным током.

Кстати, дабы контактные провода не замыкались, участок правого направления в районе стрелки длиной порядка двух метров всегда обесточен. Если по каким-либо причинам троллейбусу пришлось остановиться именно на этом участке, то выход один — толкать. Все из тех же соображений электробезопасности все направления в районе специальных пересечений линий на перекрестках обесточены. На таких участках могут пересекаться до трех-четырех линий, скорость их прохождения до 15 км/ч.



Троллейбусы физически не могут обгонять друг друга, если только это не предусмотрено контактной линией. Что касается скорости, то тут все упирается не столько в возможности троллейбуса как автотранспорта, сколько в контактную линию. Теоретически, при идеальных условиях максимальная конструкционная скорость троллейбуса составляет 60−75 км/ч. Но с ростом скорости растет и вероятность схода контактной вставки штанги с провода. Вдобавок, даже условно прямой участок линии (без стрелок и пересечений) разделен на независимые сегменты (до 500 метров).

При всех своих достоинствах (больший по сравнению с автобусом срок службы, экологичность) троллейбус обречен, и в скором времени он уступит место более совершенным транспортным средствам. Он потребляет больше электроэнергии, чем трамвай, более чувствителен к падению напряжения (например, из-за обледенения) у большинства из них нет автономного хода, что даже при возможности отклониться от оси контактной линии может стать проблемой в некоторых дорожных ситуациях. Наконец, построить троллейбусную линию и регулярно ее обслуживать гораздо дороже, чем автобусную.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

11
Другие новости

Оставить комментарий

1wlad1
1wlad1 Добавил(а) :
27 февраля 2020 15:53 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикРеспектЗонтик - 3000 комментов
Давайте сразу ликвидируем безграмотность

Хм.. автор на этот раз потрудился, и выдал текст без ошибок. Браво! Так держать! Можно сказать, "Бис!"
Давайте сразу ликвидируем безграмотность
Хм.. автор на этот раз потрудился, и выдал текст без ошибок. Браво! Так держать! Можно сказать, "Бис!"
VadimTLT
VadimTLT Добавил(а) :
27 февраля 2020 16:10 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовКоньяк за первую публикацию
"Давайте сразу ликвидируем безграмотность: «рога» растут у оленей, лосей и некоторых мужей"
Ну да,автор грамотный капец,пора диссертацию писать про рога)))
"Давайте сразу ликвидируем безграмотность: «рога» растут у оленей, лосей и некоторых мужей"
Ну да,автор грамотный капец,пора диссертацию писать про рога)))

показать все комментарии (23)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!