Генуя: город, погубленный Колумбом ❘ фото + видео
Все мы знаем Христофора Колумба, как одного из первооткрывателей Америки. Конечно, европейцы пересекали Атлантику и до его неудачного путешествия в Индию, но плавание Колумба изменило мир — товары из новых земель изменили торговую карту Европы, сместив торговые пути из Средиземноморья на запад. Наверное, самый известный город, пострадавший от покорения Америки — Венеция, но та и сегодня остаётся на слуху из-за своего туристического и культурного потенциала, обеспеченного её расположением, архитектурой и городским транспортом. Но Венеция не была единственной торговой республикой Средиземноморья и современной Италии. И одним из её многовековых конкурентов была Генуя, родина Христофора Колумба.
Как и в случае с Венецией, звезда Генуи зашла в середине второго тысячелетия — первое время она ещё держались при помощи Испании, но скоро стала захолустьем, а при Наполеоне рассталась с независимостью, побывав во Франции и Пьемонте, а затем и в современной Италии. Кажется, за последние годы Генуя попадала в мировые новости лишь однажды, но не в связи с кинофестивалем или биеннале, как та же Венеция, а, из-за катастрофичного обрушения виадука на окраине города.
Давайте посмотрим, что стало с Генуей через полтысячи лет после рокового для неё путешествия Колумба:
01. Улица Антонио Грамши, выходящая на генуэзскую гавань. Вернее, так: дома выходят на шоссе, над ним проходит эстакада, за ней парковка и только за всеми этими рядами стоящих и движущихся машин начинается порт.
02. Если с активным градостроительством в центре Генуи давно покончено, то вот с возведением инфраструктуры для автомобилистов, похоже, всё в порядке. К сожалению.
03. С учётом эстакады здесь до десяти автомобильных полос — шесть визу и четыре наверху. Но кое в чём с генуэзцев всё же можно взять пример — даже в этих условиях они не отгрохали внеуличные переходы и на протяжении всей улицы стоят светофоры.
4. Лайфхак: если вы вдруг обнаружили себя в европейском городе, заставленном скутерами — скорее всего, вы в Италии. Любовью к этому транспорту отличаются и соседи итальянцев, но масштабы несравнимы. А позади виднеется Палаццо Сан-Джорджо — одно из старейших зданий города, к нему мы ещё вернёмся.
В Генуе со скутерами ещё более-менее порядок, не то, что в Милане.
То ли дело — улочки между домами! Да, не все они пешеходные, и тем не менее, людям отдана значительная часть пространства, а смешанное движение здесь подчёркнуто незначительным возвышением тротуара над проезжей частью и почти полным выравниванием на переходе. И никаких заборов — только столбики у кафе!
07. Улицы узкие, дороги узкие, а значит, и тротуары тоже узкие. Как в этой ситуации обезопасить пешеходов? Поставить заборов, как в Гонконге? А может, ограничиться деревьями?
. Ещё одна общая улица, и снова никаких заборов. И дверь, конечно же, огромная дверь!!!
А архитектура! Рельефы, окна, ставни, аккуратный водоотвод! Напомню, что центр по сути остановился в развитии ещё в XVII веке! Конечно, есть дома и помоложе, но в целом архитектурный облик Генуи сформировался ещё до утраты её государственности при Наполеоне Бонапарте — кривые узкие улицы и потерявшиеся между домами церкви.
Дверь в какой-то бизнес-центр с кучей вывесок. Можно было сто раз поменять её на дешёвую и «надёжную» китайскую или там пластик какой с таким же стеклом, но и здесь этого никто не сделал. Загадка итальянской души, не иначе…
В чём к Генуе не придраться — так это к деталям! За столько лет и даже столетий, прошедших со дня генуэзского величия, горожане могли бы забыть о славном прошлом, поменять исторические двери на пластик, выбросить ставшие ненужными дверные молотки, избавиться от архитектурных излишеств. Но почему-то они этого не сделали. И это большая радость.
Ну а в жилых домах всё попроще. Решётка, верёвка, одежда — мы же, в конце концов, в Италии )
Переулок, за которым паркуют мопеды.
Обратите внимание, как даже в таком неказистом переулке решён вопрос с водоотводом. Вода с крыши через примыкающую к стене трубу уходит под землю, а в углублениях на склоне — сразу две решётки ливнёвки.
На пешеходной улице Гарибальди ремонтируют дворец, но его не обнесли огромным сплошным забором, а закрыли прозрачной оградой чуть выше человеческого роста. Несмотря на реставрацию, облик улицы практически не изменился.
Проблема городов со столь плотной застройкой — недостаток зелёных насаждений. В таких случаях на незастроенных участках и во дворах дворцов встречаются небольшие скверы, а дома и тротуары украшают растения, выращиваемые властями или самими жителями.
Кажется, со времён Колумба здесь только рекламную растяжку повесили да решётки на окна поставили.
. Кстати о рекламе… Наверное, здесь можно было обойтись и без неё, открыв туристам вид на здание, а не перекрывать его рекламой хештега.
Интерьер кафедрального собора Сан-Лоренцо, постепенно возводившийся с 1118 года до XVII века. Храм находится недалеко от гавани и чудом уцелел во время Второй мировой войны. В феврале 1941 года британский флот атаковал Геную и Специю, намереваясь добить повреждённые итальянские линкоры, а заодно продемонстрировать военную мощь прибывшему к дуче испанскому диктатору Франко, поддерживавшему страны Оси. Единственный линкор, оказавшийся в Генуе, не только не пострадал, но и пережил войну, Испания сохранила нейтралитет, а в Сан-Лоренцо попал британский артиллерийский снаряд. Но обошлось — он не сдетонировал и поныне хранится в соборе.
Росписью стен и купола занимались итальянские мастера с XIV века до 1914 года.
А эта громада — оперный театр Карло Феличе, возведённый в 20–х годах XIX века. Конечно, в этом есть некоторое лукавство — от оригинального театра сохранилась лишь часть фасада, в то время как большая его часть погибла во время Второй мировой. Во время вышеописанного морского рейда крышу повредил британский снаряд, в 1943 году зажигательные бомбы Союзников сожгли кулисы, а при авианалёте в сентябре 1944 года была уничтожена большая часть здания. Театр был восстановлен только в 1991 году и только отдалённо напоминает своего предшественника.
А вот так театр выглядел в начале XX века.
Опера находится на площади Феррари. С автомобилями название никак не связано, а итальянская фамилия Феррари — это то же, что по-английски Смит, по-немецки Шмидт, а по-русски Кузнецов. Это одна из самых распространённых фамилий в стране и особенно на её севере, где и находится Генуя. Ну а эта площадь названа в честь жившего здесь герцога с такой фамилией, взявшего на себя расходы на расширение городского порта в конце XIX века.
Здесь же и парламент Лигурии — провинции, столицей которой является Генуя.
Напротив — фондовая биржа Генуи, построенная накануне Первой мировой войны. Современные технологии позволили освободить её от брокеров, и сегодня здание биржи стало общественным пространством.
Фонари на протянутых между зданиями кабелях — обычное дело, такое можно увидеть и в российских городах. А как насчёт подвешенных на них светофоров?
Кстати, в Генуе есть троллейбусы! И на её примере видно будущее наших городов, отказывающихся от этого вида транспорта. Первая троллейбусная система существовала с 1938 по 1973 год, пока троллейбусы не заменили автобусами. Наверное, тогда казалось, что так будет лучше , но не прошло и тридцати лет, как троллейбусы вернулись на улицы Генуи! Но вот загвоздка: сеть построена заново, и вместо восьми маршрутов на 26 километрах пути сегодня действует лишь один, куда меньшей протяжённости. Ещё в Генуе есть метро, но оно тоже совсем молодое и с одной веткой.
А основной городской транспорт — автобус. Заметьте, что на небольшой улице нашли место и выделенной полосе для общественного транспорта.
Ограничение скорости в центре города — 20 километров в час. Не восемьдесят, не шестьдесят и не сорок, а все двадцать! И ничего, все нормально едут, без пробок.
С велодорожками в Генуе туго, и велосипедисты встречаются куда реже мотоциклистов.
Италия — страна горная, через всю её территорию проходят Апеннины, а чуть западнее Генуи они переходят в Лигурийские Альпы.
Раздельный сбор мусора да автомобили — что ещё тут изменилось за столетия?
Некоторым зданиям Генуи не помешал бы косметический ремонт, а пока за обвалившейся штукатуркой можно оценить древность строения.
Все знают и многие видели воочию дворец дожей в Венеции, а это его генуэзский собрат. Как и в бывшем городе-сопернике, теперь здесь больше не обитают правители, а организован музей.
Палаццо Сан-Джорджо, дворец, построенный в XIII веке. Украшение его фасада — вовсе не рельефы, а роспись. И это не упрощённая варварская замена старины, а оригинальная задумка эпохи Возрождения!
Сан-Джорджо это, как нетрудно догадаться, святой Георгий. И конечно же, он убивает дракона.
Здание несколько раз расширяли, а в его стенах одно время была тюрьма, в которой пленённый венецианец Марко Поло диктовал рассказы о своих путешествиях сокамернику и соавтору Рустикелло. Затем здесь был банк Генуи, ведавший делами республики и её колоний, а сейчас в стенах дворца находится администрация порта. Интересна и судьба материала, из которого построено здание. В первой половине XIII века Константинополь был захвачен Венецией и стал столицей католической Латинской империи, в то время как Византия временно перестала существовать. Однако уже через полвека византийцы, сохранившие власть в Малой Азии, с помощью генуэзцев вернули свою древнюю столицу и наградили союзников тем, что некогда было посольством Венеции в Константинополе.
А это сооружение называется Bigo и было построено в порту Генуи к 500–летию открытия Америки в 1992 году. Его тросы поддерживают купол палатки на пирсе позади и поднимают смотровую кабинку, с которой открывается вид на город. А стеклянный шар на другой стороне бухты — «Биосфера», внутри которой находится искусственно созданный тропический лес с соответствующими ему флорой и фауной.
Как вам Генуя, город который так крупно подставил его самый известный уроженец?
6
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (7)
Написать комментарий: