Какие фильмы о русских снимал Голливуд во время Великой Отечественной
После того, как президент Рузвельт заключил союз со Сталиным, американская «фабрика грёз» выпустила ряд фильмов об СССР. Голливудские ленты, снятые в годы Второй мировой войны, интересны тем, что в них ещё не было того критического отношения к советскому строю, которое закрепилось в западном кинематографе после Фултонской речи Черчилля.
«Русская рапсодия»
В первую очередь американцев интересовал, конечно, ход войны на Восточном фронте. Информационный запрос могли удовлетворить только реальные кадры.
«Выпущено несколько документальных фильмов, смонтированных из советской хроники: «Советская власть», «Наш русский фронт» и «Русская повесть». Последний из них рассказывает о военных традициях русского народа, не раз громившего захватчиков и интервентов», — отмечал в 1944 году киновед Георгий Авенариус (цитируется по журналу «Смена», No17).
Затронута «русская» тема и в жанре мультфильма. Очень характерна для военных лет пропагандистская короткометражка «Русская рапсодия», которую студия Warner Brothers выпустила в 1944 году. Собственно, под «русскими» здесь подразумеваются низкорослые гремлины, запрыгнувшие в самолёт Адольфа Гитлера, пока тот летел бомбить Кремль. Возглавляет странных существ усач в папахе. Гремлины пропиливают в стенке фюзеляжа дыру, и фюрер, пролетев несколько сот метров, оказывается погребён под обломками собственного самолёта.
«Миссия в Москву»
Но основу продукции Голливуда всегда составляли жанровые игровые фильмы. Среди них «Миссия в Москву» — экранизация воспоминаний бывшего американского посла в СССР Джозефа Эдварда Дэвиса. В этой ленте, снятой в 1943 году, показана верхушка партийного аппарата и члены их семей – Михаил Калинин, жена Молотова Полина Жемчужина. СССР предстаёт как сытое счастливое общество, устремлённое к единой цели. Сталинские репрессии оправдываются борьбой с реальными внутренними врагами. Столь приглаженный позитивный образ союзника связан с тем, что на стадии производства в съемки лично вмешался президент Франклин Рузвельт, который исправил некоторые политические акценты.
«Северная звезда»
Продолжением «советской» линии в том же году стала лента «Северная звезда» киностудии RKO Pictures. Она показывает довоенный быт колхозников Украины и горькую реальность оккупации, заставляющую их пойти в партизаны. Стоит отметить, что «партизанская» тема звучала в Голливуде очень часто. Возможно, для съёмок батальных сцен и показа героизма Красной Армии на передовой у киноделов просто не было средств.
Продюсер Сэм Голдвин, выполняя заказ Рузвельта, стремился пробудить в американцах симпатию к советским гражданам. Сценарий написала коммунистка Лилиан Хеллман. Вдохновляясь русской классикой, она создала историю, в которой нашлось место и любви, и героизму. Сюжетные мотивы фильма основаны на подлинных преступлениях немцев, например, взятии крови у русских детей. Финальный монолог актрисы Энн Бакстер, сыгравшей колхозницу Марину Павлову, звучит как политический манифест:
«Мы сделаем эту войну последней. Мы сделаем мир свободным для всех. Земля принадлежит нам, народу. Если мы сражаемся за нее. И мы будем сражаться!»
Тем более примечательно, что в 1957 году фильм был перемонтирован и переозвучен так, что украинские партизаны «превратились» в… венгров, сопротивляющихся советской оккупации.
«Песнь о России»
Продолжилась «русская» серия и на следующий год. Фильм «Песнь о России» для кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer снимал режиссёр-эмигрант Григорий Ратов. И вновь повторяется тема счастливой советской жизни, растоптанной немецким нашествием. На этом фоне разворачивается любовь дирижёра-американца Джона Мередита и советской пианистки Нади Степановой. С художественной точки зрения лента не блещет особыми достоинствами, её даже называли «патриотической ерундой». О режиссёрских качествах Григория Ратова негативно отзывался Михаил Чехов (племянник классика), сыгравший одну из «русских» ролей.
«Дни славы»
Напротив, фильм «Дни славы», в котором балерина российского происхождении Тамара Туманова составила компанию «звёздному» Грегори Пеку, считается одной из лучших картин 1944 года. И вновь американскому зрителю показывают партизан на оккупированной территории, причём Россия предстаёт как суровая заснеженная страна. Командир партизанского отряда Владимир Дитятько воюет бок о бок с отважной девушкой Ниной. Роман героев выглядит искренним ещё и потому, что сами актёры после съемок едва не поженились.
Кроме этих картин, в годы войны Голливуд снял ленты «Мисс В. из Москвы», «Почва для опасного конфликта», «Три русских девушки», «Сталинградский паренёк», «Контратака» и другие.
Впоследствии Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности назвала фильмы, вышедшие в прокат при Рузвельте, «просоветской пропагандой».
«Русская рапсодия»
В первую очередь американцев интересовал, конечно, ход войны на Восточном фронте. Информационный запрос могли удовлетворить только реальные кадры.
«Выпущено несколько документальных фильмов, смонтированных из советской хроники: «Советская власть», «Наш русский фронт» и «Русская повесть». Последний из них рассказывает о военных традициях русского народа, не раз громившего захватчиков и интервентов», — отмечал в 1944 году киновед Георгий Авенариус (цитируется по журналу «Смена», No17).
Затронута «русская» тема и в жанре мультфильма. Очень характерна для военных лет пропагандистская короткометражка «Русская рапсодия», которую студия Warner Brothers выпустила в 1944 году. Собственно, под «русскими» здесь подразумеваются низкорослые гремлины, запрыгнувшие в самолёт Адольфа Гитлера, пока тот летел бомбить Кремль. Возглавляет странных существ усач в папахе. Гремлины пропиливают в стенке фюзеляжа дыру, и фюрер, пролетев несколько сот метров, оказывается погребён под обломками собственного самолёта.
«Миссия в Москву»
Но основу продукции Голливуда всегда составляли жанровые игровые фильмы. Среди них «Миссия в Москву» — экранизация воспоминаний бывшего американского посла в СССР Джозефа Эдварда Дэвиса. В этой ленте, снятой в 1943 году, показана верхушка партийного аппарата и члены их семей – Михаил Калинин, жена Молотова Полина Жемчужина. СССР предстаёт как сытое счастливое общество, устремлённое к единой цели. Сталинские репрессии оправдываются борьбой с реальными внутренними врагами. Столь приглаженный позитивный образ союзника связан с тем, что на стадии производства в съемки лично вмешался президент Франклин Рузвельт, который исправил некоторые политические акценты.
«Северная звезда»
Продолжением «советской» линии в том же году стала лента «Северная звезда» киностудии RKO Pictures. Она показывает довоенный быт колхозников Украины и горькую реальность оккупации, заставляющую их пойти в партизаны. Стоит отметить, что «партизанская» тема звучала в Голливуде очень часто. Возможно, для съёмок батальных сцен и показа героизма Красной Армии на передовой у киноделов просто не было средств.
Продюсер Сэм Голдвин, выполняя заказ Рузвельта, стремился пробудить в американцах симпатию к советским гражданам. Сценарий написала коммунистка Лилиан Хеллман. Вдохновляясь русской классикой, она создала историю, в которой нашлось место и любви, и героизму. Сюжетные мотивы фильма основаны на подлинных преступлениях немцев, например, взятии крови у русских детей. Финальный монолог актрисы Энн Бакстер, сыгравшей колхозницу Марину Павлову, звучит как политический манифест:
«Мы сделаем эту войну последней. Мы сделаем мир свободным для всех. Земля принадлежит нам, народу. Если мы сражаемся за нее. И мы будем сражаться!»
Тем более примечательно, что в 1957 году фильм был перемонтирован и переозвучен так, что украинские партизаны «превратились» в… венгров, сопротивляющихся советской оккупации.
«Песнь о России»
Продолжилась «русская» серия и на следующий год. Фильм «Песнь о России» для кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer снимал режиссёр-эмигрант Григорий Ратов. И вновь повторяется тема счастливой советской жизни, растоптанной немецким нашествием. На этом фоне разворачивается любовь дирижёра-американца Джона Мередита и советской пианистки Нади Степановой. С художественной точки зрения лента не блещет особыми достоинствами, её даже называли «патриотической ерундой». О режиссёрских качествах Григория Ратова негативно отзывался Михаил Чехов (племянник классика), сыгравший одну из «русских» ролей.
«Дни славы»
Напротив, фильм «Дни славы», в котором балерина российского происхождении Тамара Туманова составила компанию «звёздному» Грегори Пеку, считается одной из лучших картин 1944 года. И вновь американскому зрителю показывают партизан на оккупированной территории, причём Россия предстаёт как суровая заснеженная страна. Командир партизанского отряда Владимир Дитятько воюет бок о бок с отважной девушкой Ниной. Роман героев выглядит искренним ещё и потому, что сами актёры после съемок едва не поженились.
Кроме этих картин, в годы войны Голливуд снял ленты «Мисс В. из Москвы», «Почва для опасного конфликта», «Три русских девушки», «Сталинградский паренёк», «Контратака» и другие.
Впоследствии Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности назвала фильмы, вышедшие в прокат при Рузвельте, «просоветской пропагандой».
5
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (7)
Написать комментарий: