Почему «Неуловимые мстители» впали в немилость у Госкино СССР (6 фото)
Один из самых популярных фильмов в СССР это «Неуловимые мстители». Вышедший на экраны весной 1969 года он уже через два месяца набрал 30 миллионов просмотров. Для мальчишек всего Союза фильм сразу стал культовым...
На экране похожие на них ребята лихо скакали на конях и с лету стреляли из револьверов. Гораздо круче, чем в любом американском вестерне. Популярность картины была столь высока, что Госкино заказало еще два фильма-продолжения. Вся кинотрилогия дала старт новому жанру – истерну, своеобразному ответу советского кино заморскому Голливуду. Так стали называть приключенческие фильмы, снятые преимущественно в СССР, имеющие схожие с вестернами внешние атрибуты – перестрелки, погони, лошади, "плохие" и "хорошие" персонажи, нередко даже пустынная местность (многие из таких фильмов переносили зрителя в азиатские части Союза – взять хотя бы "Белое солнце пустыни").
«Неуловимых» крутили в кинотеатрах, а к знаменательным датам показывали по телевизору. Но в конце 70-х – начале 80-х годов фильм почему-то исчез с экранов. Как будто его и не существовало. Видеомагнитофонов тогда не было, а всё телевидение состояло из трёх-четырёх каналов. Так что увидеть фильмы про «неуловимых» можно было лишь в клубах сельской глубинки. Иногда на большие экраны проникала «Корона российской империи», но две первые части трилогии оставались недоступны для зрителей в течение десятка лет.
В чем же дело? Почему популярнейшие «Неуловимые» попали под негласный запрет Госкино СССР? А все дело в актерах и создателях фильма. После первых показов они стали суперпопулярными, но за редким исключением невостребованными. По мнению партийного руководства Советского Союза, артисты, воплотившие героев революции в кино, должны были оставаться такими и в жизни. Некими иконами – честными, неподкупными, без тени порока, без вредных привычек. Идеальными образцами «молодых строителей коммунизма».
Но очень сложно оставаться вечно живым «памятником», «идеальным героем на все времена». Практически невозможно. То Данька Щусь, в жизни актер Виктор Косых, подружившись с «зеленым змием», устроит пьяный дебош в ресторане, то Яшка-цыган, он же Василий Васильев, набьет кому-нибудь морду или по цыганской натуре что-нибудь сопрет. А о любовных похождениях Вали Курдюковой (Ксанка Щусь) шептался весь Мосфильм и, соответственно, вся Москва, с обязательным добавлением к имени таких слов как ша…ва и шл…а.
Но это главные герои с сравнительно мелкими недостатками. У второстепенных актеров и создателей фильма «грехи» были покрупнее. Сценарист первого фильма о «неуловимых» Сергей Ермолинский открыто выступил в поддержку письма А.И. Солженицына об отмене цензуры. За это его отстранили от второго фильма. Взяли сценаристом писателя Артура Макарова. Тот хоть и не выступал открыто с антисоветскими заявлениями, но был весьма дружен с неудобными для партийных чиновников людьми – Тарковским, Шукшиным, Высоцким, Мариной Влади. Кроме того, имел связи и с криминальным миром, что сыграло трагически – в 90-х он был зарезан в квартире неофициальной жены.
Режиссер Эдмон Кеосаян после создания «Неуловимых» по мнению киношных чиновников «зазвездился», стал требовать чересчур многого. Его обвинили в провале «Короны российской империи», и он был вынужден уехать в Армению, где стал снимать малобюджетное кино.
Актер Владимир Трещалов по характеру и темпераменту мало чем отличался от своего героя – атамана Лютого. Вечно конфликтовал с начальством, в том числе и с таким же темпераментным Кеосаяном. Одна из ссор привела к тому, что режиссер решил поскорее избавиться от Лютого, «убил» его в первом фильме. Характер мешал Трещалову и дальше. В семидесятые после инцидента с руководителем актерского отдела «Мосфильма» Адольфом Гуревичем он вообще остался без ролей и некоторое время работал водителем троллейбуса.
Перечислять грешки актеров и создателей фильма можно долго. Но все это были мелочи, которые можно было хоть как-то скрыть. Но как утаить «преступление» актеров, на которых держалась вся комическая сторона фильма – Бориса Сичкина и Савелия Крамарова? Ведь они, по мнению партийных чиновников, изменили родине – эмигрировали из СССР. И причем не куда-нибудь, а в стан главного политического противника – США.
После выхода картины на экраны Сичкин проснулся настоящей звездой, его концерты проходили при полном аншлаге. В 1973 году в Тамбове он был посажен в тюрьму по сфабрикованному делу о левых концертах, что попадало под статью о хищении государственного имущества в крупных размерах. Через год был освобождён. Следствие продолжалось ещё несколько лет. В конце концов, Борис Сичкин был окончательно оправдан. Но путь на эстраду и в кино ему был закрыт. В 1979-м от безысходности с семьей он уехал в Америку, не зная английского, с одним чемоданом вещей на всех, с 40 долларами, без друзей и знакомых, которые могли бы помочь в Нью-Йорке.
Савелию Крамарову популярность тоже принесли «Неуловимые». Фраза его героя: «А вдоль дороги мёртвые с косами стоять… И – тишина!» стала крылатой. А после «Джентльменов удачи» Крамаров стал одним из самых популярных комедийных актёров страны. Дурашливая внешность и помогала, и одновременно мешала. Стоило появиться на экране его физиономии – и зритель готов был смеяться.
В 1980 году его дядя Леопольд Волчек, который был Крамарову вместо отца, эмигрировал в США. Актер сразу стал для «компетентных органов» человеком с сомнительными связями, что было равнозначно концу карьеры. Кроме того, он начал заниматься йогой и ударился в религию, периодически посещая синагогу и отказываясь от съёмок в субботу. Его стали снимать всё реже, а вскоре и вовсе перестали предлагать роли. Актёр подал документы на эмиграцию в Израиль, аргументируя тем, что там у него там единственный родной ему человек – дядя. Но Крамарову отказали в выезде из СССР, ведь он снялся более чем в сорока фильмах, и в случае его эмиграции все эти картины по принятым тогда правилам должны были «положить на полку».
Из страны Крамарова не выпускали, но и работать по специальности не давали. И тогда актер решился на шаг, который советские органы оценили как открытое предательство. В 1981 году вместе с Александром Левенбуком он написал письмо президенту США Рональду Рейгану, назвав его «Как артист артисту», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз прочитали в эфире радиостанции «Голос Америки».
Крамарова, скрипя зубками, отпустили, но стали вырезать из всех фильмов, вычеркивать его имя из титров и энциклопедий. Доходило до смешного, например картина «Большая перемена» показывалась без Крамарова, все эпизоды с ним были тщательно вырезаны.
За «Неуловимых» заступиться было некому. Кеосаян находился в ссылке на Арменфильме. Сценаристы – все неблагонадежные. Третий, Александр Червинский (автор «Короны»), тоже свалил в Америку. Как и многие из второстепенных актеров и членов съемочной группы. И если Савелия Крамарова с его коронной фразой еще как то можно было вырезать, то что было делать с Бубой Касторским, на котором держалась вся вторая часть «Неуловимых»? Вот и положили популярный фильм на полку.
Источник: picturehistory.livejournal.com
На экране похожие на них ребята лихо скакали на конях и с лету стреляли из револьверов. Гораздо круче, чем в любом американском вестерне. Популярность картины была столь высока, что Госкино заказало еще два фильма-продолжения. Вся кинотрилогия дала старт новому жанру – истерну, своеобразному ответу советского кино заморскому Голливуду. Так стали называть приключенческие фильмы, снятые преимущественно в СССР, имеющие схожие с вестернами внешние атрибуты – перестрелки, погони, лошади, "плохие" и "хорошие" персонажи, нередко даже пустынная местность (многие из таких фильмов переносили зрителя в азиатские части Союза – взять хотя бы "Белое солнце пустыни").
«Неуловимых» крутили в кинотеатрах, а к знаменательным датам показывали по телевизору. Но в конце 70-х – начале 80-х годов фильм почему-то исчез с экранов. Как будто его и не существовало. Видеомагнитофонов тогда не было, а всё телевидение состояло из трёх-четырёх каналов. Так что увидеть фильмы про «неуловимых» можно было лишь в клубах сельской глубинки. Иногда на большие экраны проникала «Корона российской империи», но две первые части трилогии оставались недоступны для зрителей в течение десятка лет.
В чем же дело? Почему популярнейшие «Неуловимые» попали под негласный запрет Госкино СССР? А все дело в актерах и создателях фильма. После первых показов они стали суперпопулярными, но за редким исключением невостребованными. По мнению партийного руководства Советского Союза, артисты, воплотившие героев революции в кино, должны были оставаться такими и в жизни. Некими иконами – честными, неподкупными, без тени порока, без вредных привычек. Идеальными образцами «молодых строителей коммунизма».
Но очень сложно оставаться вечно живым «памятником», «идеальным героем на все времена». Практически невозможно. То Данька Щусь, в жизни актер Виктор Косых, подружившись с «зеленым змием», устроит пьяный дебош в ресторане, то Яшка-цыган, он же Василий Васильев, набьет кому-нибудь морду или по цыганской натуре что-нибудь сопрет. А о любовных похождениях Вали Курдюковой (Ксанка Щусь) шептался весь Мосфильм и, соответственно, вся Москва, с обязательным добавлением к имени таких слов как ша…ва и шл…а.
Но это главные герои с сравнительно мелкими недостатками. У второстепенных актеров и создателей фильма «грехи» были покрупнее. Сценарист первого фильма о «неуловимых» Сергей Ермолинский открыто выступил в поддержку письма А.И. Солженицына об отмене цензуры. За это его отстранили от второго фильма. Взяли сценаристом писателя Артура Макарова. Тот хоть и не выступал открыто с антисоветскими заявлениями, но был весьма дружен с неудобными для партийных чиновников людьми – Тарковским, Шукшиным, Высоцким, Мариной Влади. Кроме того, имел связи и с криминальным миром, что сыграло трагически – в 90-х он был зарезан в квартире неофициальной жены.
Режиссер Эдмон Кеосаян после создания «Неуловимых» по мнению киношных чиновников «зазвездился», стал требовать чересчур многого. Его обвинили в провале «Короны российской империи», и он был вынужден уехать в Армению, где стал снимать малобюджетное кино.
Актер Владимир Трещалов по характеру и темпераменту мало чем отличался от своего героя – атамана Лютого. Вечно конфликтовал с начальством, в том числе и с таким же темпераментным Кеосаяном. Одна из ссор привела к тому, что режиссер решил поскорее избавиться от Лютого, «убил» его в первом фильме. Характер мешал Трещалову и дальше. В семидесятые после инцидента с руководителем актерского отдела «Мосфильма» Адольфом Гуревичем он вообще остался без ролей и некоторое время работал водителем троллейбуса.
Перечислять грешки актеров и создателей фильма можно долго. Но все это были мелочи, которые можно было хоть как-то скрыть. Но как утаить «преступление» актеров, на которых держалась вся комическая сторона фильма – Бориса Сичкина и Савелия Крамарова? Ведь они, по мнению партийных чиновников, изменили родине – эмигрировали из СССР. И причем не куда-нибудь, а в стан главного политического противника – США.
После выхода картины на экраны Сичкин проснулся настоящей звездой, его концерты проходили при полном аншлаге. В 1973 году в Тамбове он был посажен в тюрьму по сфабрикованному делу о левых концертах, что попадало под статью о хищении государственного имущества в крупных размерах. Через год был освобождён. Следствие продолжалось ещё несколько лет. В конце концов, Борис Сичкин был окончательно оправдан. Но путь на эстраду и в кино ему был закрыт. В 1979-м от безысходности с семьей он уехал в Америку, не зная английского, с одним чемоданом вещей на всех, с 40 долларами, без друзей и знакомых, которые могли бы помочь в Нью-Йорке.
Савелию Крамарову популярность тоже принесли «Неуловимые». Фраза его героя: «А вдоль дороги мёртвые с косами стоять… И – тишина!» стала крылатой. А после «Джентльменов удачи» Крамаров стал одним из самых популярных комедийных актёров страны. Дурашливая внешность и помогала, и одновременно мешала. Стоило появиться на экране его физиономии – и зритель готов был смеяться.
В 1980 году его дядя Леопольд Волчек, который был Крамарову вместо отца, эмигрировал в США. Актер сразу стал для «компетентных органов» человеком с сомнительными связями, что было равнозначно концу карьеры. Кроме того, он начал заниматься йогой и ударился в религию, периодически посещая синагогу и отказываясь от съёмок в субботу. Его стали снимать всё реже, а вскоре и вовсе перестали предлагать роли. Актёр подал документы на эмиграцию в Израиль, аргументируя тем, что там у него там единственный родной ему человек – дядя. Но Крамарову отказали в выезде из СССР, ведь он снялся более чем в сорока фильмах, и в случае его эмиграции все эти картины по принятым тогда правилам должны были «положить на полку».
Из страны Крамарова не выпускали, но и работать по специальности не давали. И тогда актер решился на шаг, который советские органы оценили как открытое предательство. В 1981 году вместе с Александром Левенбуком он написал письмо президенту США Рональду Рейгану, назвав его «Как артист артисту», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз прочитали в эфире радиостанции «Голос Америки».
Крамарова, скрипя зубками, отпустили, но стали вырезать из всех фильмов, вычеркивать его имя из титров и энциклопедий. Доходило до смешного, например картина «Большая перемена» показывалась без Крамарова, все эпизоды с ним были тщательно вырезаны.
За «Неуловимых» заступиться было некому. Кеосаян находился в ссылке на Арменфильме. Сценаристы – все неблагонадежные. Третий, Александр Червинский (автор «Короны»), тоже свалил в Америку. Как и многие из второстепенных актеров и членов съемочной группы. И если Савелия Крамарова с его коронной фразой еще как то можно было вырезать, то что было делать с Бубой Касторским, на котором держалась вся вторая часть «Неуловимых»? Вот и положили популярный фильм на полку.
Источник: picturehistory.livejournal.com
4
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (7)
Написать комментарий: