Аутизм предсказали по нежеланию младенцев привлечь внимание взрослых к происходящему
Шведские ученые выяснили, что у младенцев из группы риска появления расстройства аутистического спектра наблюдаются проблемы с распределением совместного внимания: они реже привлекают внимание других людей к интересному объекту и реже реагируют на привлечение внимания другими. Более того, способность к инициированию такого внимания также эффективно предсказывает постановку диагноза в возрасте до трех лет, пишут ученые в журнале Biological Psychiatry.
Расстройство аутистического спектра в мире достаточно распространено: его диагностируют примерно у одного ребенка из 160. При этом причины его появления все еще не изучены до конца. В свое время в повышении риска развития аутизма обвиняли прививки и отношение матерей (обе эти теории затем были опровергнуты), а сейчас ученые больше сосредоточены на изучении влияния генетических факторов и образа жизни матери во время беременности (подробнее об истории изучения расстройства аутистического спектра вы можете прочитать в нашем материале «Дети дождя»).
При этом важно диагностировать расстройство как можно раньше и начать соответствующую поведенческую терапию: от этого зависит, насколько функциональным ребенок будет в обществе. В новой работе ученые под руководством Пера Нюстрёма (Pär Nyström) из Уппсальского университета решили проверить, можно ли предсказать развитие аутизма у младенца по одной из важных когнитивных функций — вниманию.
В исследовании участвовали 102 десятимесячных младенца, из которых 81 ребенок входил в группу риска (у старшего брата или сестры уже было диагностировано расстройство аутистического спектра). В качестве основного показателя оценки внимания ученые изучили способность младенцев к распределению совместного внимания: к десяти месяцам ребенок может заметить объект и привлечь к нему внимание взрослого, а также способен посмотреть на объект, на который указывают ему.
Во время эксперимента напротив младенцев, которых сопровождали родители, находился исследователь, а движения глаз участников записывали с помощью айтрекера. Задания в эксперименте было два: во время первого ученые следили за тем, как младенцы реагируют, когда их внимание привлекают, а во втором — то, как они сами могут привлечь внимание. В первом эксперименте исследователь показывал ребенку две игрушки, смотря каждую из них по очереди: показателем совместного внимания было то, может ли ребенок уловить перемещение взгляда исследователя. Во втором эксперименте за исследователем справа и слева по очереди загорались лампы: экспериментатор делал вид, что о них ему неизвестно, поэтому задачей ребенка было привлечь его внимание к ним (либо переводя взгляд с ламп на исследователя, либо указывая на лампы и вербализуя).
Информацию о наличии диагностированного расстройства аутистического спектра собрали позже, когда детям было три года: аутизм был диагностирован у 22 детей из группы риска. Ученые выяснили, что дети из группы риска, у которых в три года диагностировали расстройство аутистического спектра, в десять месяцев значительно реже остальных участников исследования инициировали совместное внимание (p < 0,01). То, как ребенок отвечал на распределение внимания, в свою очередь, не было связано с риском развития у него расстройства, но различалось в зависимости от того, входил ли ребенок в группу риска: младенцы из этой группы делали это реже.
Авторы работы пришли к выводу, что совместное внимание (а именно то, как хорошо младенец может его инициировать в возрасте нескольких месяцев) может быть использовано для ранней диагностики расстройства аутистического спектра. Совместное внимание — важный показатель способности ребенка к коммуникации и задержки в развитии такого внимания могут, по мнению ученых, предсказать развитие аутистического расстройства. В особенности это заметно в группе риска — этим детям авторы советуют уделять особое внимание.
Еще один способ оценки риска развития аутизма два года назад предложили американские ученые: на основе данных фМРТ они научились автоматически предсказывать развитие расстройства аутистического спектра по функциональным связям головного мозга.
Источник: nplus1.ru
Расстройство аутистического спектра в мире достаточно распространено: его диагностируют примерно у одного ребенка из 160. При этом причины его появления все еще не изучены до конца. В свое время в повышении риска развития аутизма обвиняли прививки и отношение матерей (обе эти теории затем были опровергнуты), а сейчас ученые больше сосредоточены на изучении влияния генетических факторов и образа жизни матери во время беременности (подробнее об истории изучения расстройства аутистического спектра вы можете прочитать в нашем материале «Дети дождя»).
При этом важно диагностировать расстройство как можно раньше и начать соответствующую поведенческую терапию: от этого зависит, насколько функциональным ребенок будет в обществе. В новой работе ученые под руководством Пера Нюстрёма (Pär Nyström) из Уппсальского университета решили проверить, можно ли предсказать развитие аутизма у младенца по одной из важных когнитивных функций — вниманию.
В исследовании участвовали 102 десятимесячных младенца, из которых 81 ребенок входил в группу риска (у старшего брата или сестры уже было диагностировано расстройство аутистического спектра). В качестве основного показателя оценки внимания ученые изучили способность младенцев к распределению совместного внимания: к десяти месяцам ребенок может заметить объект и привлечь к нему внимание взрослого, а также способен посмотреть на объект, на который указывают ему.
Во время эксперимента напротив младенцев, которых сопровождали родители, находился исследователь, а движения глаз участников записывали с помощью айтрекера. Задания в эксперименте было два: во время первого ученые следили за тем, как младенцы реагируют, когда их внимание привлекают, а во втором — то, как они сами могут привлечь внимание. В первом эксперименте исследователь показывал ребенку две игрушки, смотря каждую из них по очереди: показателем совместного внимания было то, может ли ребенок уловить перемещение взгляда исследователя. Во втором эксперименте за исследователем справа и слева по очереди загорались лампы: экспериментатор делал вид, что о них ему неизвестно, поэтому задачей ребенка было привлечь его внимание к ним (либо переводя взгляд с ламп на исследователя, либо указывая на лампы и вербализуя).
Информацию о наличии диагностированного расстройства аутистического спектра собрали позже, когда детям было три года: аутизм был диагностирован у 22 детей из группы риска. Ученые выяснили, что дети из группы риска, у которых в три года диагностировали расстройство аутистического спектра, в десять месяцев значительно реже остальных участников исследования инициировали совместное внимание (p < 0,01). То, как ребенок отвечал на распределение внимания, в свою очередь, не было связано с риском развития у него расстройства, но различалось в зависимости от того, входил ли ребенок в группу риска: младенцы из этой группы делали это реже.
Авторы работы пришли к выводу, что совместное внимание (а именно то, как хорошо младенец может его инициировать в возрасте нескольких месяцев) может быть использовано для ранней диагностики расстройства аутистического спектра. Совместное внимание — важный показатель способности ребенка к коммуникации и задержки в развитии такого внимания могут, по мнению ученых, предсказать развитие аутистического расстройства. В особенности это заметно в группе риска — этим детям авторы советуют уделять особое внимание.
Еще один способ оценки риска развития аутизма два года назад предложили американские ученые: на основе данных фМРТ они научились автоматически предсказывать развитие расстройства аутистического спектра по функциональным связям головного мозга.
Источник: nplus1.ru
1
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: