Прощай, легендарный Ту-134: каким он запомнится (4 фото)

20 мая закончилась более чем полувековая гражданская эксплуатация пассажирского лайнера Ту-134, одного из самых массовых гражданских отечественных самолетов.



Принадлежащий авиакомпании «Алроса» самолет Ту-134 совершил последний коммерческий рейс из Иркутска в Мирный и теперь должен стать экспонатом Новосибирского музея авиации и космонавтики. Это был последний из эксплуатирующихся в России в коммерческих целях самолетов этого типа. Ещё несколько Ту-134 специальных версий находятся на балансе Министерства обороны и будут какое-то время эксплуатироваться.

Первоначально КБ Туполева планировало провести глубокую модернизацию лайнера Ту-124, удлинив фюзеляж и перенеся двигателе из основания крыла на заднюю часть фюзеляжа. В советские времена бытовала полулегенда, что генсеку Никите Хрущеву так понравился французский лайнер Caravelle, что он чуть ли не в приказном порядке потребовал сделать пассажирский самолет с задним расположением двигателей.



Первый полет Ту-124А совершил 29 июля 1963 года, а в ноябре того же года самолет переименовали в Ту-134, так как вместо глубокой модернизации получилась фактически новая машина, похожая на предшественника лишь рядом элементов. Ту-134 стал первым советским реактивным лайнером второго поколения, и именно ему в ближайшие десятилетия суждено было перевезти миллионы пассажиров. Причем не только в СССР, но и в других странах. Также он стал первым советским лайнером, получившим сертификат летной годности на тип самолета.

Выпуск Ту-134 был организован в Харькове, где 21 июля 1966 года был собран первый серийный самолет. Забегая вперед стоит сказать, что к моменту прекращения серийного производства в 1984 году, Харьковский авиазавод выпустит 854 лайнера, 134 из которых будут экспортированы. Для сравнения, так понравившийся Хрущеву французский Caravelle был выпущен в количестве всего лишь 282 штук. Также, забегая вперед, стоит привести и другую цифру: к моменту распада СССР Ту-134 перевезут более 500 миллионов пассажиров.



В момент своего рождения Ту-134 хоть и обладал рядом прогрессивных решений, но имел недостатки. Двигатели Д-30 не имели реверса, пассажировместимость также не удовлетворяла требованиям к современному самолету, поэтому уже к 1970 году была запущена в серию модификация Ту-134А с удлиненным фюзеляжем, возросшей до 76 мест пассажировместимостью, а двигатели Д-30 получили режим реверса. В 1980 году началось серийное производство ещё более совершенной версии Ту-134Б, в которой экипаж сократили до трех человек — два пилота и бортмеханик, еще на четыре места увеличилась пассажировместимость, кроме того в кабине устанавливалось более современное пилотажно-навигационное оборудование.

Пассажирские авиаперевозки в СССР стремительно росли с начала шестидесятых годов прошлого века. Например, если в 1965 году было перевезено 42 миллиона пассажиров, то всего за десять лет, к 1975 году, этот показатель возрос более чем вдвое — до 98 миллионов человек. Львиная доля всех авиаперевозок приходилась на Ту-134, который обслуживал маршруты малой дальности — не более 2100 км. Почти полторы сотни машин трудились в других странах, записывая на счет Ту-134 дополнительные десятки тысяч перевезенных пассажиров.



Для своего времени Ту-134 был вполне удачным самолетом: максимальная взлетная масса составляла 47600 кг, коммерческая нагрузка — 8200 кг, пассажировместимость от 76 до 80 человек, крейсерская скорость — 850 км/ч, практический потолок — 11 000 метров. В чем-то он уступал западным конкурентам, в чем-то превосходил, но самое главное — он вполне удовлетворял запросам главного эксплуатанта — авиакомпании «Аэрофлот», которая эксплуатировала Ту-134 с августа 1967 года по январь 2008 года. То есть более сорока лет.

В последние годы эксплуатации Ту-134 все серьезнее проигрывал западным лайнерам по шумности, экологичности и коммерческой эффективности, но это не помешало ему войти в историю как отечественной, так и мировой авиации, зарекомендовав себя честной рабочей реактивной «лошадкой». За десятилетия он перевез сотни миллионов пассажиров, что в немалой степени способствовало развитию советских пассажирских авиаперевозок. Да и в других странах самолет оставил свой вслед, причем не только в авиации. Достаточно вспомнить хотя бы болгарские сигареты Tu-134, весьма популярные в СССР. К сожалению, преемник Ту-134 — Ту-334, в серийное производство в силу ряда причин запущен не был, хотя имел все шансы стать такой же честной рабочей «лошадкой» как и предок.

Источник: www.popmech.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

1
1
Другие новости

Оставить комментарий

Сатэн
Сатэн Добавил(а) :
22 мая 2019 12:13 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикУважуха2РеспектЗвезда Героя Екабу2Участник Движух ЕкабуПочетный клуб ЕкабуЕкатеринбургПокажитесь уже всеУчастник Зимних игрищ2Забанен админами за неподобающее поведениеУчастник Майской прогулкиХеллоуинЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКорона - репутация +1003Малорик - показал(а), как изменился(-ась) с Екабу за 6 лет!8 Марта 2014Весенний ледДР Екабу: 7 летТурнир по боулингуЕкабу Kids MarketШайберЧемпионат по КикеруДжек-ФонарьPacman-буквоедБицепс - 30 000 комментовГубки - 50 000 комментовОсенний лед Екабу 2015Зимние Игрища 2016Лауреат премии Екабу 2015Караоке турнир 2016Майская прогулка 2016ДР Екабу: 9 летЮбилей Екабу. Нам 10 летКоньяк за первую публикацию
не довелось, летал тока на 154-м
не довелось, летал тока на 154-м
Дицезябр
Дицезябр Добавил(а) :
22 мая 2019 13:00 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикУчастник Мистер ЕкабуКоньяк за первую публикацию
Сатэн
Такая же ситуация. В армейке чуть было не попал на 134А "Тихоокеанский Флот", но в итоге повезли на Ил-62.
Сатэн
Такая же ситуация. В армейке чуть было не попал на 134А "Тихоокеанский Флот", но в итоге повезли на Ил-62.

показать все комментарии (12)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!