Врать по-русски: 9 фактов об «Охотниках на привале» (10 фото)
Глядя на «Охотников на привале» Василия Перова, современный зритель вряд ли замечает, что на картине изображена такая же ерунда, как и в охотничьих байках, которые «травит» один из персонажей.
Перов Василий Григорьевич (1834-1882) «Охотники на привале». 1871 г.
Холст, масло. 119 х 183 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Две авторские копии картины находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Николаевском областном художественном музее имени В.В. Верещагина на Украине.
«Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чём он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», — хвалил картину Фёдор Достоевский, восхищаясь выразительностью и достоверностью типажей. Однако в деталях сцена отдыха трёх товарищей вовсе не правдива. Персонажи неправильно обращаются с оружием, а их снаряжение и добыча относятся к разным видам охоты. Кажется, живописец выбрал тему, в которой мало что понимал.
На самом деле Перов прекрасно разбирался в охоте. Художник ходил на зверя, как выразился его первый биограф Николай Собко, «во все времена года и без устали», впоследствии даже делился опытом в очерках для журнала «Природа и охота», который издавал натуралист Леонид Сабанеев. В конечном счёте увлечение охотой стоило художнику жизни: из-за подхваченной в лесу простуды у Перова развилась чахотка, от которой он умер, не дожив до 50 лет.
А «Охотников на привале» Перов создавал как картину-анекдот, чтобы понимающий зритель смеялся над ней не меньше, чем над совсем уж завиральными охотничьими историями.
1. Скептик. Крестьянин, посмеивающийся над рассказом барина, написан с врача, художника-любителя и писателя Василия Бессонова. Перов изобразил его простолюдином, подчеркнув, что охотничий азарт, как эта трапеза на траве, объединяет дворян и их слуг.
2. Новичок. Он так заслушался рассказчика, что забыл зажечь папиросу. Судя по новым, не успевшим ещё износиться в лесах тулупу и дорогому снаряжению, персонаж увлекся охотой недавно. Перов написал доверчивого неофита с 26-летнего Николая Нагорнова, в доме которого его друзья Кувшинников и Бессонов обычно собирались, чтобы вместе пойти на охоту.
3. Заяц-русак. Профессор РАН Валентин Головин отметил: по линьке зверька можно определить: действие происходит поздней осенью. Странно, что тушка не повреждена: по правилам псовой охоты убитого зайца обязательно надо было отколоть (ткнуть кинжалом между лопаток), отпазанить (отрезать передние лапы) и приторочить (вставить в седло).
4. Рябчик. Птица лесная не могла быть убита на той же охоте, что и заяц-русак, обитатель полей.
5. Враль. В роли помещика-рассказчика Перову позировал друг, полицейский врач Дмитрий Кувшинников. В 1880-1890-е годы доктор вместе с женой Софьей организовывал в своем доме литературно-художественный салон. Кувшинниковы и пейзажист Исаак Левитан, с которым Софья изменяла мужу, стали прототипами героев чеховского рассказа «Попрыгунья».
6. Сапоги. Обувь новичка, как отметил профессор Головин, тоже выдаёт неопытность персонажа: на таких высоких каблуках охотиться было очень неудобно.
7. Бинокль. У рассказчика бинокль старой модели, первой половины XIX века, что свидетельствует о солидном охотничьем стаже.
8. Рожок. Использовался на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но никаких признаков стаи гончих нет. Единственный пёс, по разным версиям, либо борзая, либо сеттер — легавая. На псовой охоте не нужны ружья, так как дичь берет собака. А на ружейной не нужен рожок.
9. Ружья. Опытный охотник, чтобы не засорить канал ствола, никогда не положит ружье дульной частью на землю. Особенно если это первоклассное, дорогое оружие английской фирмы «Энфилд», как здесь.
Источник: picturehistory.livejournal.com
Перов Василий Григорьевич (1834-1882) «Охотники на привале». 1871 г.
Холст, масло. 119 х 183 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Две авторские копии картины находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Николаевском областном художественном музее имени В.В. Верещагина на Украине.
«Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чём он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», — хвалил картину Фёдор Достоевский, восхищаясь выразительностью и достоверностью типажей. Однако в деталях сцена отдыха трёх товарищей вовсе не правдива. Персонажи неправильно обращаются с оружием, а их снаряжение и добыча относятся к разным видам охоты. Кажется, живописец выбрал тему, в которой мало что понимал.
На самом деле Перов прекрасно разбирался в охоте. Художник ходил на зверя, как выразился его первый биограф Николай Собко, «во все времена года и без устали», впоследствии даже делился опытом в очерках для журнала «Природа и охота», который издавал натуралист Леонид Сабанеев. В конечном счёте увлечение охотой стоило художнику жизни: из-за подхваченной в лесу простуды у Перова развилась чахотка, от которой он умер, не дожив до 50 лет.
А «Охотников на привале» Перов создавал как картину-анекдот, чтобы понимающий зритель смеялся над ней не меньше, чем над совсем уж завиральными охотничьими историями.
1. Скептик. Крестьянин, посмеивающийся над рассказом барина, написан с врача, художника-любителя и писателя Василия Бессонова. Перов изобразил его простолюдином, подчеркнув, что охотничий азарт, как эта трапеза на траве, объединяет дворян и их слуг.
2. Новичок. Он так заслушался рассказчика, что забыл зажечь папиросу. Судя по новым, не успевшим ещё износиться в лесах тулупу и дорогому снаряжению, персонаж увлекся охотой недавно. Перов написал доверчивого неофита с 26-летнего Николая Нагорнова, в доме которого его друзья Кувшинников и Бессонов обычно собирались, чтобы вместе пойти на охоту.
3. Заяц-русак. Профессор РАН Валентин Головин отметил: по линьке зверька можно определить: действие происходит поздней осенью. Странно, что тушка не повреждена: по правилам псовой охоты убитого зайца обязательно надо было отколоть (ткнуть кинжалом между лопаток), отпазанить (отрезать передние лапы) и приторочить (вставить в седло).
4. Рябчик. Птица лесная не могла быть убита на той же охоте, что и заяц-русак, обитатель полей.
5. Враль. В роли помещика-рассказчика Перову позировал друг, полицейский врач Дмитрий Кувшинников. В 1880-1890-е годы доктор вместе с женой Софьей организовывал в своем доме литературно-художественный салон. Кувшинниковы и пейзажист Исаак Левитан, с которым Софья изменяла мужу, стали прототипами героев чеховского рассказа «Попрыгунья».
6. Сапоги. Обувь новичка, как отметил профессор Головин, тоже выдаёт неопытность персонажа: на таких высоких каблуках охотиться было очень неудобно.
7. Бинокль. У рассказчика бинокль старой модели, первой половины XIX века, что свидетельствует о солидном охотничьем стаже.
8. Рожок. Использовался на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но никаких признаков стаи гончих нет. Единственный пёс, по разным версиям, либо борзая, либо сеттер — легавая. На псовой охоте не нужны ружья, так как дичь берет собака. А на ружейной не нужен рожок.
9. Ружья. Опытный охотник, чтобы не засорить канал ствола, никогда не положит ружье дульной частью на землю. Особенно если это первоклассное, дорогое оружие английской фирмы «Энфилд», как здесь.
Источник: picturehistory.livejournal.com
7
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (7)
Написать комментарий: