Что такое счастье
Почти все люди дофаминовые торчки.
М.б вы видели в интернете пост про то, как отвечать ребенку, почему у бобра такие зубы, а зебры полосатые. Потому, что все остальные бобры не с такими зубами вымерли. А бобры с такими зубами смогли выжить, и зубы им как-то в этом помогли. Сурово, но правда, эволюция, ты сука бессердечная. Про зебр вы уже поняли?
Так вот, нам от наших далеких предков достался мозг, нацеленный на выживание. Потому, что у кого он не нацелен на выживание, как правило, не успевают размножиться (ролики в интернете часто это подтверждают).
Это имеет много плюсов, т.к вся система отлажена до автоматизма (за миллионы-то лет). Обратная сторона любой автоматики – некорректное поведение, если ситуация изменяется от штатных условий.
А ситуация изменилась очень сильно, у нас в жизни уже нет тех угроз для жизни, на которых вся эта прошивка формировалась и обкатывалась. Мамонты нас не топчут, тигры не едят, более сильный сородич не забирает последнюю еду или не ест наших детенышей.
Чем более мягкой становится для нас окружающая среда, тем сильнее старые программы начинают люфтить. И чем динамичнее изменяется окружающий мир, тем больше наши автоматические программы выживания срабатывают на «случайные» триггеры.
Пример? Кто-то оставил нам коммент в соц. сетях, который нас очень задевает. Несет это прямую угрозу нашей жизни? Нет. Полдня коту под хвост? Часто да.
Как же работает вся эта система?
Как и любые практичные выверенные инструменты (АК-47, например), система проста в целом и сложна в деталях.
Для начала вернемся к целям программы, а их ровно две:
выживание особи (краткосрочное и среднесрочное)
передача своих ДНК потомству и обеспечение его (ДНК) выживания
Этот все напоминает какую-то глобальную игру с общими для всех правилами: размножься или слейся (эволюция такая эволюция).
Чтобы особь понимала, что для нее хорошо, а что плохо (с точки зрения задач программы), чтобы обеспечить саморегуляцию поведения особи, чтобы дать ей дополнительные ресурсы в моменты критической опасности для текущего выживания, были сформированы пряники и кнут.
Ну а как еще эффективно управлять в меру осознанной тушкой, которая то пальцы в розетку засунуть хочет, то тигра за усы дергает, в общем, в силу своего любопытства (назовем это так) всячески пытается слиться и помешать реализации высших целей (выжить и размножиться, ага).
Вся эта система управляется нейромедиаторами, переходим к интересному. Знакомьтесь, наши пряники:
Дофамин
Серотонин
Окситоцин
Эндорфин
И наш основной кнут:
Кортизол.
Все пять – это нейромедиаторы, нейрохимические вещества, которые вырабатывает наш мозг в ответ на внешние и внутренние факторы, каждое из которых включает определенное эмоциональное (часто результатом является и физическое, психосоматика, привет) состояние.
Все они работают на автомате, без лишних слов, реакции часто мгновенные, хотим мы этого или нет.
За что отвечают наши пряники:
Дофамин создает чувство радости от того, что человек находит что-то необходимое. Это то чувство, когда люди произносят: «Эврика! я нашел!»
Эндорфин формирует чувство легкости и забвения, которое помогает смягчать боль. часто такое состояниеназывают эйфорией.
Окситоцин дает человеку ощущение безопасности в кругу себе подобных. Теперь это называется «социальные связи».
Серотонин создает у человека чувство социальной значимости.
Все. Это все счастье, которое у нас с вами есть, причем в самом буквальном смысле. Все наши моменты прилива сил, радости, веселья, ощущения счастья во всех его проявлениях – это выработка определенными участками головного мозга этих нейромедиаторов.
Как работают «гормоны счастья»?
Выработка «гормонов счастья» осуществляется в нескольких небольших по размерам отделах головного мозга: гиппокампе, миндалевидном теле, гипоталамусе, гипофизе и некоторых других, которые в совокупности объединяются в лимбическую систему человека.
Лимбическую систему окружает большая кора головного мозга. Лимбическая система и оба полушария коры постоянно взаимодействуют в поддержании жизнедеятельности человеческого организма и в сохранении его ДНК.
Каждая из этих частей мозга человека выполняет свои специфические задачи:
Кора головного мозга анализирует окружающую реальность и ищет те ее проявления, с которыми вы уже познакомились в прошлом, сравнивая их друг с другом.
Лимбическая система производит активные биологические вещества — нейромедиаторы (те самые «гормоны счастья»). Эти нейрохимические вещества подсказывают: «вот это для тебя хорошо» или «а вот это для тебя опасно, избегай этого».
Ваше тело не всегда в точности выполняет указания нейромедиаторов, поскольку кора головного мозга может их отменить. Но если это происходит, то кора головного мозга подает лимбической системе альтернативные сигналы, на которые последняя реагирует.
Таким образом, в какие-то моменты кора головного мозга человека может стоять выше его лимбической системы, но наш «древний мозг», унаследованный еще от предков-млекопитающих, в значительной мере определяет то, кем мы являемся.
Кора головного мозга направляет внимание и тщательно анализирует информацию, но именно лимбическая система побуждает нас к действию.
Каждое активное биологическое вещество в мозгу выполняет определенную работу. Находящийся в головном мозге «древний мозг» вознаграждает вас чувством удовлетворения, когда вы делаете что-то необходимое для выживания.
Каждый нейромедиатор формирует особый тип поведения, направленный в конечном счете на решение этой задачи:
Дофамин мотивирует на получение чего-то необходимого, даже если это связано с затратой значительных усилий.
Окситоцин мотивирует на проявление доверия по отношению к окружающим и на то, что личную безопасность легче обеспечить в группе.
Серотонин мотивирует на то, чтобы заслуживать уважение себе подобных. Это, в свою очередь, расширяет брачные возможности и возможности защиты своего потомства.
Эндорфин мотивирует на игнорирование боли, давая тем самым возможность скрыться от опасности при ранении или травме.
В левом полушарии мозга, ответственном за вербальную активность, можно как угодно формулировать результаты воздействия на вас различных нейромедиаторов, но именно «древний мозг» решает, что хорошо, а что нет.
Именно поэтому женщина себя чувствует себя «не очень» из-за стрелки на колготах. Это никак не угрожает ее выживанию, но наш древний мозг реагирует на эту ситуацию совсем иначе.
И теперь коротко о кортизоле.
Кортизол (гормон стресса) способствует распространению боли и выбрасывается в кровь, когда мы ее ожидаем.
Кортизол заставляет и животное, и человека предпринимать экстренные меры для того, чтобы подавить чувство дискомфорта и спастись от опасности. Когда пасущаяся газель чует запах льва, прилив кортизола заставляет ее убегать, даже несмотря на то, что она голодна и предпочла бы продолжить пастись.
В конечном счете газель выживает, поскольку чувство опасности побеждает чувство голода. Наши предки выживали именно благодаря тому, что кортизол фокусировал их внимание на той или иной опасности.
Выработка кортизола происходит практически постоянно, т.к мы непроизвольно сканируем внешнее и внутреннее пространства на предмет потенциальной опасности.
С одной стороны, это действительно позволяет нам вовремя замечать и реагировать нужным образом, с другой стороны этот сторожевой часто дает осечки, т.к считает, что лучше “перебдеть, чем недобдеть”. А у нас в итоге то самое состояние “драться или бежать”, соответствующие физиологические и эмоциональные состояния.
И перебить эти негативные состояния можно только ощущениями, которые мы получаем за счет вброса гормонов радости.
Зачем все это, почему все так
Вся эта система обеспечивает очень важный процесс, который позволил человечеству развиться до текущих масштабов.
Речь идет о формировании нейронных связей в коре головного мозга (в молодой части нашего мозга, которая отвечает за мышление, речь, социальные связи, творчество, в общем, все то, что и делает нас людьми).
Дело в том, что у нас самый большой мозг (пропорционально) по сравнению с другими существами. Это очень влияет на процесс деторождения и развития человеческих личинок в первые годы.
Если бы мы рождались с сформированными нейронными связями, как это происходит у большинства млекопитающих, мы бы технически не смогли бы пройти родовые пути за счет размеров головы.
Именно поэтому ребенок рождается с несформированными нейронными связями, а это приводит к тому, что первые годы он полностью зависит от родителей, пока в мозге формируются нужные нейронные связи, отвечающие за все (от навыков управления своим телом до речи и опыта взаимодействия с окружающей средой).
Большинство нейронных связей формируются в детском возрасте до 7 лет (речь идет о 95% всех связей), причем формируются они исключительно на базе ИНДИВИДУАЛЬНОГО опыта. Этот механизм и позволяет человечеству уделывать по выживанию даже тараканов, потому что каждая особь формирует свой опыт исходя из окружающей среды, в которой ей приходится развиваться.
Это очень отличается от ситуации, когда существа рождаются с уже «прошитыми» нейронными связями и опытом, который сформировался и его далекого предка сотни тысяч лет назад. Это история про вымирающие виды, которые не в состоянии динамически подстроиться под изменившиеся условия окружающей среды (и я не про деятельность человечества, а о процессах в целом).
Как все это взаимосвязано с нейромедиаторами? Именно под их действием нейронные связи формируются быстрее всего.
Здесь идеально видны моменты «кнута и пряника»:
молодая особь делает что-то, что по мнению древнего мозга будет способствовать ее выживанию
моментальный выброс соответствующего нейромедиатора и ощущение удовольствия
Фиксация причинно-следственных связей в виде формирования нейронной связи (если я делаю А, то чувствую себя збс, ну или чувствую себя хреново, помним о кортизоле)
В дальнейшем в подобной ситуации я буду уже автоматически делать А, чтобы мне снова было збс или не буду делать А, чтобы мне не было хреново
В каком-то роде, мы все нейромедиаторные торчки (вообще, в буквальном смысле), мы все гонимся и гонимся за состоянием ЗБС и всячески стараемся уклоняться от состояний хреново.
Что при этом происходит? Правильно, мы выполняем большую эволюционную программу, выживай и размножайся. Биороботы в чистом виде, и обо всем этом буддисты говорят уже несколько тысяч лет (каждое существо стремится к счастью и стремится избежать страдания), ну а Западная мысль пришла к этому за последние десятки лет.
Практические выводы
Решите сами, как к этому относиться, я постараюсь написать общие факты
Прошивка безбожно устарела, мы часто похожи на роботов Бостон Динамикс, которые уперлись в стену, но не понимают этого, пытаются выполнять программу и только лупимся башкой о препятствие
Большинство нейронных связей сформированы В ДЕТСТВЕ под воздействием СЛУЧАЙНОГО опыта. А мы с этим гребем через всю жизнь. Привет, психотерапия .
Формирование новых нейронных связей с возрастом затрудняется, а старые обрастают мелонином (ускоряет работу существующих нейронных сетей в разы), поэтому так тяжело менять привычки
Влиять на наш древний мозг с позиции разумных осознанных решений практически нереально
Но формировать новые связи возможно
Менять привычки и отношение к различным моментам тоже возможно. Долго, сложно, но возможно .
Основной пункт выделю отдельно: зная механики работы нейромедиаторов можно наладить постоянный небольшой впрыск, осознанно корректируя свое внимание (привет, осознанность), поведение и реакции.
Фото: https://www.google.com
Оставить комментарий
Написать комментарий: