«Супермент»: как один милиционер бросил вызов тольяттинским бандитам
С начала 1990-х годов Тольятти сотрясали криминальные войны – убийства и бандитские разборки стали обыденным делом. Многочисленные ОПГ, которые рэкетировали бизнес и стремились получить полный доступ к финансовым потокам «ВАЗа», использовали самые жестокие методы.
Правоохранительные органы были не в силах справиться с волной криминала, захлестнувшего город. Однако не только простые горожане, но и боевики преступных группировок с невольным восхищением произносили имя одного из милиционеров – Дмитрия Огородникова.
Обычный советский парень
Дмитрий Огородников родился в Куйбышеве (ныне Самара) и пришел в правоохранительные органы в 1984 году, будучи 20-летним парнем, сразу после срочной службы в армии. Активный и инициативный комсомолец начал карьеру с низов - был принят рядовым милиционером в конвойное подразделение Тольяттинского городского УВД.
Толкового сотрудника быстро приметили, и через несколько лет Дмитрий перешел в Уголовный розыск Центрального района Тольятти. Рабочий город, центр советского автостроения и химической промышленности стал для молодого оперативника хорошей школой жизни.
В 1990 году Огородников закончил специальную среднюю школу милиции в Елабуге и продолжил службу в Уголовном розыске. Широкоплечий двухметровый парень, активно занимавшийся спортом, стал настоящей грозой преступников. Между тем неумолимо приближались новые времена, которые сулили правоохранительным органам немало неприятных сюрпризов.
Первые столкновения криминала
К 1992 году в Тольятти образовались несколько крупных преступных формирований, фактически разделивших большой город на сферы влияния. Самыми крупными из них были Напарниковская (Вдовина), Волговская (Маслова), Купеевская, Рузляевская. Они «крышевали» торговлю автомобилями, обирали частников-покупателей, торговали ворованными автозапчастями.
При попытках ОПГ проникнуть на территорию одного из крупнейших в стране предприятий - завода «ВАЗ» - вспыхнул конфликт интересов, который дал начало печально знаменитым тольяттинским криминальным войнам, получившим в народе название «великих рэкетирских». С осени 1992 года начались убийства преступных авторитетов: Биличенко (Хохол), Маслова, Купеева.
Огородников вступает в войну
Имя Дмитрия Огородникова оказалось на слуху представителей криминального мира уже в 1994 году. Бойцы враждующих преступных формирований Сиротенко и Шейкина начали перестрелку. Битва развернулась в перелеске недалеко от гостиницы «Жигули». В ней приняли участие примерно 70 человек.
Напуганные перестрелкой сотрудники туристической гостиницы вызвали милицию. Вскоре подоспели Огородников и еще трое милиционеров. При них были лишь два пистолета – в то время органам правопорядка не хватало оружия, бензина, автомашин. Бандиты начали отстреливаться.
Огородников бесстрашно метнулся под пулями к преступникам и обездвижил двоих вооруженных пистолетом ТТ и обрезом парней из группировки Шейкина. Они истратили все патроны, стреляя в Огородникова, но не сумели его задеть. Оперативник был словно заговорен и сумел увернуться от выстрелов.
Эта история была так неправдоподобна, что быстро стала городской легендой. По сей день жители Тольятти вспоминают, как «один мент всех братков перепугал».
Выбор сделан
После этих событий Огородников перевелся в отдел по борьбе с организованной преступностью УВД Тольятти. Борьбу с криминалитетом он считал своим призванием. Он слыл непримиримым противником грязных дел. Вскоре ему поручили сопровождать расследование дерзкого экономического преступления.
Организации, подчиненные сиротенковской группировке, вывели с автозавода свыше 4 тысяч автомашин по поддельным документам. Автомобили реализовали, а немыслимая для того времени выручка – 15 000 000 долларов – была подготовлена к выводу за границу. Дмитрий Огородников в ходе расследования выехал в Москву, где обнаружил и задержал главаря Игоря Сиротенко.
Более того, Дмитрий сумел обнаружить и возвратить «ВАЗу» треть полученной бандитами суммы – 5 000 000 долларов. С коллегой Дичанкиным Огородников задержал директора фирмы «Шериф» Гребенюка, который похитил эти деньги у бандитов.
Оперуполномоченный лично доставил валюту в Тольятти. Впоследствии был осужден еще один из фигурантов грандиозного мошенничества – Старков, директор фирмы «Вали».
Дело татарской ОПГ
В Тольятти набирала обороты война между рузляевской и напарниковской группировками. В конфликт оказалась втянута и татарская группировка под руководством Шамиля Далиулова – сторонника напарниковской ОПГ. Рузляевцы начали теснить татарскую ОПГ с «ВАЗа» и внедрили на завод агентов, которые сдали милиции тайники с ворованными запчастями. В ответ боевики Далиулова начали отстрел рузляевцев и связанных с ними сотрудников «ВАЗа». В числе прочих был убит начальник транспортного цеха завода Болотов, использованный преступниками «втемную».
Череда громких убийств привела к тому, что разработку по уголовному делу УВД вновь поручило лучшим сотрудникам, в том числе и Дмитрию Огородникову. Он сумел доказать, что в махинациях замешана фирма «Ялкын», подконтрольная группировке Далиулова. Огородников добыл информацию о хранении сотрудниками фирмы оружия и наркотиков. К октябрю 1995 года Дмитрий установил место хранения арсенала – двух АКМ, пяти пистолетов Макарова, пяти автоматов «Хеклер-Кох», «Вальтера» и «Скорпиона». Также он выяснил фамилии исполнителей убийств и их заказчиков.
22 февраля 1996 года убийцы из татарской группировки были задержаны. За решетку попали директор фирмы «Ялкын» Исмаилов, а также киллеры Хамидуллин, Раумис, Рогожкин, Еникеев, Смуров. Все они были получили от 10 до 15 лет лишения свободы.
Покушения
В ходе расследования деятельности татарской ОПГ на Огородникова было совершено нападение. По пути с работы Дмитрий увидел в подъезде незнакомого парня. Оперативник легко обезвредил и задержал сомнительного типа, обнаружив при нем пистолет и женский парик. Коллеги-оперативники сообщили Огородникову, что на него готовилось покушение.
В феврале 1997 года автомобиль Дмитрия остановили трое дюжих качков. Они посоветовали оставить машину «в знак душевной дружбы» и «прогуляться пешком». Нападавший вынул пистолет, направив его на Огородникова. Оперативник обезвредил двоих голыми руками, а третьего ранил в бедро. После этого Дмитрий доставил бандитов в УВД. Многие тогда решили, что нападение – случайность, поскольку изъятое оружие оказалось газовым.
Вскоре произошло еще одно покушение, в результате милиционер был тяжело ранен и попал в больницу.
Поимка Рузляева и рязанских наемников
В 1996 году по окончании Саратовской Высшей школы милиции Дмитрий возглавил отделение Уголовного розыска Тольяттинского УВД. В числе прочих он сопровождал расследование прокурорской следственной группой заказных убийств боевиков и лидеров напарниковской группировки, которые происходили в 1994-1996 годах. Собранная Дмитрием и его коллегами информация дала основания полагать, что в Тольятти действуют иногородние наемные убийцы – банда Вячеслава Ермолова (Слона) из Рязани.
Расследование напрямую курировало высшее руководство МВД и Генеральной прокуратуры. Удалось найти заказчиков убийств – Воробья и Пчелина, лидеров рузляевской группировки - а также непосредственных исполнителей. Удалось засадить за решетку даже лидера тольяттинской ОПГ Рузляева – за хранение оружия. В Рязани были арестованы почти два десятка человек - банда Слона в полном составе. Она направляла киллеров даже в отдаленные области России. Бандиты получили по приговору суда суммарно 214 лет лишения свободы на 22 человека.
Руководитель следственной группы Дмитрий Плоткин высоко отозвался о профессионализме Огородникова, особо отметив его острую память, аналитический ум и отменную интуицию.
Ордена и «мыльница»
По итогам расследования участники следственной группы получили государственные награды и очередные звания. Дмитрий Плоткин как руководитель был награжден орденом. Прокурор Рязанской области направил в УВД Тольятти представление, где отразил существенный вклад Огородникова в раскрытие преступлений.
Руководство в качестве поощрения вручило Дмитрию фотоаппарат-«мыльницу». Большего неуживчивый милиционер-правдолюб, по мнению генералов, не заслуживал. Узнав о «поощрении», прокурор Рязанской области возмутился и направил в начале 2000 года новое представление на награждение Огородникова, но ответа не дождался.
Сам Огородников с юмором отнесся к такому поощрению, неоднократно озвучивая, что работает не за награды.
Убийство
Майор Огородников продолжал оперативные разработки против могущественных ОПГ Тольятти. Он стал личным врагом многих криминальных авторитетов.
22 мая 2000 года Дмитрий подъезжал к зданию УВД, когда с его белой «десяткой» поравнялась «пятерка» нападавших. Киллеры из двух автоматов непрерывными очередями прошили автомобиль Дмитрия – в него попали почти 30 пуль. 36-летний майор милиции скончался на месте. Остались сиротами две маленьких дочки Огородникова.
Многочисленные очевидцы описали приметы убийц и номер их автомашины, которую киллеры бросили на краю города и подожгли, оставив в ней автоматы. Убийство Огородникова раскрыли в 2001 году в ходе расследования преступлений волговских киллеров. Исполнители Белянкин и Гаранин приговорены к длительным срокам заключения. Организаторы убийства вскоре после гибели Огородникова сами пали от рук киллеров.
Правоохранительные органы были не в силах справиться с волной криминала, захлестнувшего город. Однако не только простые горожане, но и боевики преступных группировок с невольным восхищением произносили имя одного из милиционеров – Дмитрия Огородникова.
Обычный советский парень
Дмитрий Огородников родился в Куйбышеве (ныне Самара) и пришел в правоохранительные органы в 1984 году, будучи 20-летним парнем, сразу после срочной службы в армии. Активный и инициативный комсомолец начал карьеру с низов - был принят рядовым милиционером в конвойное подразделение Тольяттинского городского УВД.
Толкового сотрудника быстро приметили, и через несколько лет Дмитрий перешел в Уголовный розыск Центрального района Тольятти. Рабочий город, центр советского автостроения и химической промышленности стал для молодого оперативника хорошей школой жизни.
В 1990 году Огородников закончил специальную среднюю школу милиции в Елабуге и продолжил службу в Уголовном розыске. Широкоплечий двухметровый парень, активно занимавшийся спортом, стал настоящей грозой преступников. Между тем неумолимо приближались новые времена, которые сулили правоохранительным органам немало неприятных сюрпризов.
Первые столкновения криминала
К 1992 году в Тольятти образовались несколько крупных преступных формирований, фактически разделивших большой город на сферы влияния. Самыми крупными из них были Напарниковская (Вдовина), Волговская (Маслова), Купеевская, Рузляевская. Они «крышевали» торговлю автомобилями, обирали частников-покупателей, торговали ворованными автозапчастями.
При попытках ОПГ проникнуть на территорию одного из крупнейших в стране предприятий - завода «ВАЗ» - вспыхнул конфликт интересов, который дал начало печально знаменитым тольяттинским криминальным войнам, получившим в народе название «великих рэкетирских». С осени 1992 года начались убийства преступных авторитетов: Биличенко (Хохол), Маслова, Купеева.
Огородников вступает в войну
Имя Дмитрия Огородникова оказалось на слуху представителей криминального мира уже в 1994 году. Бойцы враждующих преступных формирований Сиротенко и Шейкина начали перестрелку. Битва развернулась в перелеске недалеко от гостиницы «Жигули». В ней приняли участие примерно 70 человек.
Напуганные перестрелкой сотрудники туристической гостиницы вызвали милицию. Вскоре подоспели Огородников и еще трое милиционеров. При них были лишь два пистолета – в то время органам правопорядка не хватало оружия, бензина, автомашин. Бандиты начали отстреливаться.
Огородников бесстрашно метнулся под пулями к преступникам и обездвижил двоих вооруженных пистолетом ТТ и обрезом парней из группировки Шейкина. Они истратили все патроны, стреляя в Огородникова, но не сумели его задеть. Оперативник был словно заговорен и сумел увернуться от выстрелов.
Эта история была так неправдоподобна, что быстро стала городской легендой. По сей день жители Тольятти вспоминают, как «один мент всех братков перепугал».
Выбор сделан
После этих событий Огородников перевелся в отдел по борьбе с организованной преступностью УВД Тольятти. Борьбу с криминалитетом он считал своим призванием. Он слыл непримиримым противником грязных дел. Вскоре ему поручили сопровождать расследование дерзкого экономического преступления.
Организации, подчиненные сиротенковской группировке, вывели с автозавода свыше 4 тысяч автомашин по поддельным документам. Автомобили реализовали, а немыслимая для того времени выручка – 15 000 000 долларов – была подготовлена к выводу за границу. Дмитрий Огородников в ходе расследования выехал в Москву, где обнаружил и задержал главаря Игоря Сиротенко.
Более того, Дмитрий сумел обнаружить и возвратить «ВАЗу» треть полученной бандитами суммы – 5 000 000 долларов. С коллегой Дичанкиным Огородников задержал директора фирмы «Шериф» Гребенюка, который похитил эти деньги у бандитов.
Оперуполномоченный лично доставил валюту в Тольятти. Впоследствии был осужден еще один из фигурантов грандиозного мошенничества – Старков, директор фирмы «Вали».
Дело татарской ОПГ
В Тольятти набирала обороты война между рузляевской и напарниковской группировками. В конфликт оказалась втянута и татарская группировка под руководством Шамиля Далиулова – сторонника напарниковской ОПГ. Рузляевцы начали теснить татарскую ОПГ с «ВАЗа» и внедрили на завод агентов, которые сдали милиции тайники с ворованными запчастями. В ответ боевики Далиулова начали отстрел рузляевцев и связанных с ними сотрудников «ВАЗа». В числе прочих был убит начальник транспортного цеха завода Болотов, использованный преступниками «втемную».
Череда громких убийств привела к тому, что разработку по уголовному делу УВД вновь поручило лучшим сотрудникам, в том числе и Дмитрию Огородникову. Он сумел доказать, что в махинациях замешана фирма «Ялкын», подконтрольная группировке Далиулова. Огородников добыл информацию о хранении сотрудниками фирмы оружия и наркотиков. К октябрю 1995 года Дмитрий установил место хранения арсенала – двух АКМ, пяти пистолетов Макарова, пяти автоматов «Хеклер-Кох», «Вальтера» и «Скорпиона». Также он выяснил фамилии исполнителей убийств и их заказчиков.
22 февраля 1996 года убийцы из татарской группировки были задержаны. За решетку попали директор фирмы «Ялкын» Исмаилов, а также киллеры Хамидуллин, Раумис, Рогожкин, Еникеев, Смуров. Все они были получили от 10 до 15 лет лишения свободы.
Покушения
В ходе расследования деятельности татарской ОПГ на Огородникова было совершено нападение. По пути с работы Дмитрий увидел в подъезде незнакомого парня. Оперативник легко обезвредил и задержал сомнительного типа, обнаружив при нем пистолет и женский парик. Коллеги-оперативники сообщили Огородникову, что на него готовилось покушение.
В феврале 1997 года автомобиль Дмитрия остановили трое дюжих качков. Они посоветовали оставить машину «в знак душевной дружбы» и «прогуляться пешком». Нападавший вынул пистолет, направив его на Огородникова. Оперативник обезвредил двоих голыми руками, а третьего ранил в бедро. После этого Дмитрий доставил бандитов в УВД. Многие тогда решили, что нападение – случайность, поскольку изъятое оружие оказалось газовым.
Вскоре произошло еще одно покушение, в результате милиционер был тяжело ранен и попал в больницу.
Поимка Рузляева и рязанских наемников
В 1996 году по окончании Саратовской Высшей школы милиции Дмитрий возглавил отделение Уголовного розыска Тольяттинского УВД. В числе прочих он сопровождал расследование прокурорской следственной группой заказных убийств боевиков и лидеров напарниковской группировки, которые происходили в 1994-1996 годах. Собранная Дмитрием и его коллегами информация дала основания полагать, что в Тольятти действуют иногородние наемные убийцы – банда Вячеслава Ермолова (Слона) из Рязани.
Расследование напрямую курировало высшее руководство МВД и Генеральной прокуратуры. Удалось найти заказчиков убийств – Воробья и Пчелина, лидеров рузляевской группировки - а также непосредственных исполнителей. Удалось засадить за решетку даже лидера тольяттинской ОПГ Рузляева – за хранение оружия. В Рязани были арестованы почти два десятка человек - банда Слона в полном составе. Она направляла киллеров даже в отдаленные области России. Бандиты получили по приговору суда суммарно 214 лет лишения свободы на 22 человека.
Руководитель следственной группы Дмитрий Плоткин высоко отозвался о профессионализме Огородникова, особо отметив его острую память, аналитический ум и отменную интуицию.
Ордена и «мыльница»
По итогам расследования участники следственной группы получили государственные награды и очередные звания. Дмитрий Плоткин как руководитель был награжден орденом. Прокурор Рязанской области направил в УВД Тольятти представление, где отразил существенный вклад Огородникова в раскрытие преступлений.
Руководство в качестве поощрения вручило Дмитрию фотоаппарат-«мыльницу». Большего неуживчивый милиционер-правдолюб, по мнению генералов, не заслуживал. Узнав о «поощрении», прокурор Рязанской области возмутился и направил в начале 2000 года новое представление на награждение Огородникова, но ответа не дождался.
Сам Огородников с юмором отнесся к такому поощрению, неоднократно озвучивая, что работает не за награды.
Убийство
Майор Огородников продолжал оперативные разработки против могущественных ОПГ Тольятти. Он стал личным врагом многих криминальных авторитетов.
22 мая 2000 года Дмитрий подъезжал к зданию УВД, когда с его белой «десяткой» поравнялась «пятерка» нападавших. Киллеры из двух автоматов непрерывными очередями прошили автомобиль Дмитрия – в него попали почти 30 пуль. 36-летний майор милиции скончался на месте. Остались сиротами две маленьких дочки Огородникова.
Многочисленные очевидцы описали приметы убийц и номер их автомашины, которую киллеры бросили на краю города и подожгли, оставив в ней автоматы. Убийство Огородникова раскрыли в 2001 году в ходе расследования преступлений волговских киллеров. Исполнители Белянкин и Гаранин приговорены к длительным срокам заключения. Организаторы убийства вскоре после гибели Огородникова сами пали от рук киллеров.
17
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (9)
Написать комментарий: