История одного полярника. Часть первая (21 фото)

Александр Краснов о том, как ужиться с белыми медведями, в каких условиях трудятся современные полярники и почему люди предпочитают тяжёлую работу с небольшой зарплатой комфортной жизни в городе



С черепом белого медведя

Фотографии Арктики и Антарктики в соцсетях полярника из Санкт-Петербурга Александра Краснова завораживают и вызывают восторг. Однако мужчина вот уже восемь лет проводит большую часть своей жизни в условиях отнюдь не ради красивых картинок и аватарок. Перед ним стоят конкретные задачи, выполнение которых зачастую связано с риском для жизни и здоровья.



О том, почему он выбрал редкую профессию, и чем занимаются современные полярные исследователи в труднодоступных районах, он честно рассказал ЕКАБУ.

«Все мы родом из детства»

Как правило, детские увлечения зачастую определяют интересы человека и его сферу деятельности во взрослой жизни. Александр не стал исключением.

«Я родом из города Пенза. Ещё учась в школе, увлекся спортивным туризмом, походной полевой романтикой, экспедициями. Впоследствии живя и учась в Петербурге познакомился с настоящими полярниками, начал писать диплом по Антарктиде, защитил его, поступил в аспирантуру, где уже плотно занялся полярными регионами. Тогда же и попал в свою первую экспедицию.



Это был 2011 год, мы работали на Новой Земле в национальном парке «Русская Арктика». Условия были очень сложными. Раньше здесь действовала полярная станция «Мыс Желания», потом она была законсервирована, а на самом деле фактически брошена - строений пригодных для жилья практически не осталось. Людей к моменту нашего приезда там не было пару десятков лет.

Первое, что поразило, когда мы высадились – огромное количество белых медведей. Это стало настоящей проблемой, потому что медведи были голодные, худые, озлобленные и смотрели на нас исключительно как на еду. Но, для настоящего полярника, чем сложнее, тем интереснее: если вы себя хорошо проявите в экспедициях, на полевых работах как специалист и как человек, то, скорее всего, вам предложат участвовать в других», - рассказывает Александр.



В один день было зарегистрировано аж 11 подходов разных белых медведей к дому

Так и случилось. Впоследствии Александр побывал во множестве подобных поездок: ему довелось работать в Антарктиде на станциях «Прогресс» и «Беллинсгаузен», острове Врангеля, Таймыре, Кольском Полуострове, в Магаданской области и т.д.



Наша служба и опасна, и трудна… Арктика vs Антарктида

В основном, все экспедиции в полярных регионах организуются ради научной и исследовательской деятельности. Направления разные: метеорология, гидрология, археология, изучение народов крайнего севера, исследования в области применения спутниковых технологий и робототехники в условиях Крайнего Севера и Крайнего Юга.



«Люди, которые меня спрашивают о том, что нужно, чтобы поехать работать в экспедицию, зачастую не совсем понимают, зачем им это вообще. Необходимо понимать, что туда едут не за новыми фотками и впечатлениями, а для выполнения конкретно поставленной задачи. Причём, если ты свою работу не выполнишь или выполнишь плохо, за тебя её потом никто не переделает. В целом всё складывается из образования: под конкретную работу нужен конкретный специалист. Ещё крайне важны опыт и состояние здоровья, наличие обходимого набора документов для работы на научно-исследовательских судах и нахождения в международных водах», - говорит полярник.



Человеческий фактор в тяжёлых условиях работы, как правило, становится определяющим: специалиста из хорошего человека сделать гораздо проще, чем наоборот.

Условия работы разные, и зависят от места и организации, которая отправляет полярников. Арктика и Антарктида сильно различаются в плане удобств. В первом случае всё не так радужно: освоение Арктики было надолго прекращено, и состояние станций там до сих пор оставляет желать лучшего. Но и здесь можно очутиться как на богом забытой метеорологической станции, в обществе белых медведей, где каждый выход из дома будет сродни прохождению опасного для жизни квеста, так и на комфортной для жизни и труда нефтедобывающей платформе.



King Sejong station
(южно-корейская станция в Антарктике)




Дом на станции в Арктике

По словам Александра, в Антарктиде сейчас действуют пять российских круглогодичных станций и несколько сезонных баз. Одновременно на каждой из них находятся от 10 до 30 человек. Время пребывания зависит от цели приезда полярника. Те, кто остаются на зимовки, проводят здесь примерно год -полтора. И это - всегда мужчины. Сезонные работы длятся от одного до четырёх месяцев. Среди «сезонных» сотрудников встречаются и женщины. В этом году, кстати, на станцию «Восток» - одну из самых труднодоступных полярных станций в мире, где был поставлен рекорд отрицательных температур (минус 89,2 градуса), - полетела девушка, научный сотрудник.



К слову о температурах. Часто люди, которые первый раз едут работать в экспедицию, покупают очень дорогую одежду и экипировку для профессионального альпинизма, высотных восхождений. Однако, как показывает практика, всё это в условия полярных работ быстро портится и фактически перестаёт работать.



«Для создания такой одежды используются тонкие и легкие ткани, но в Арктике, к примеру, приходится работать с техникой, самим её чинить. Одежда пачкается, мембраны перестают работать. Получается, что это дорогое снаряжение фактически бесполезно. Поэтому, я считаю, что нужно использовать хорошее термобельё, флис, а также добротные не спортивные куртки, рассчитанные для работ в условиях Крайнего Севера.



По своему опыту могу сказать, что не столь страшна отрицательная температура, сколько влажность. Однажды на острове Врангеля мы ехали на снегоходах при минус 30, влажность на острове всегда высокая. Хорошо, что не было ветра, потому что воспринималось всё это как минус 50. Так вот, у меня перестала работать свеча на снегоходе. Остановился, чтобы её поменять, и при соприкосновении с холодным железом на руке остался ожог. А ещё у опытных полярников есть особое правило – уметь ждать. Это очень важно, особенно на длительных зимовках и полевых работах. Нужно стараться адекватно оценивать ситуацию, не выходить на улицу в сильные морозы и в метель», - делится советом полярник.



В следующей части Александр расскажет о том, как полярники уживаются с дикими и опасными животными, сколько зарабатывают, в каких условиях живут, и почему проблема глобального потепления не так страшна, как об этом говорят.

Продолжение следует...











Фото: Александр Краснов, vk.com
Текст: Эльвира Аюпова

Метки: Санкт-Петербург

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

6
Другие новости

Оставить комментарий

Уралец
Уралец Добавил(а) :
28 декабря 2018 18:18 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовКоньяк за первую публикацию
Давайте продолжение!
Давайте продолжение!
crymeariver1409
crymeariver1409 Добавил(а) :
29 декабря 2018 14:12 #
ПивоРыбка
Всё в мусоре уже наверное вокруг этих баз..
Всё в мусоре уже наверное вокруг этих баз..

показать все комментарии (5)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!