Как делают легендарные автокраны

Посмотрим, где родился самый легкий на подъем челябинский супербренд



А вот повезет вам оказаться в африканской Танзании, посмотреть на прославленную в песнях гору Килиманджаро... Глядя на вершину палеовулкана, не ждите извержения, — "Корона Танзании"* потухла тысячелетия назад. А вот если бросить взор по сторонам — быть может, родненький Челябинск передаст вам привет, помашет наш город стальной многометровой "рукой" — стрелой автокрана "Челябинец".



*"Корона Танзании" — старинный перевод названия Килиманджаро

Подумать только, челябинский завод отправлял эти рослые урчащие машины в Африку для работы миссии ООН. А еще краны с уральской родословной трудятся в Афганистане, Венесуэле, Эфиопии, Монголии, Индии, Ираке, Пакистане, Индонезии, Казахстане, Белоруссии и другие странах. А главное: во всех регионах России — имя нашего города начертано прописными кумачовыми буквами на тысячах белых и серых стрел. Вот разве в Сургуте можно купить "Челябинские" конфеты, календарик с Кировкой или, скажем, газету "Вечерний Челябинск"? А брендированный кран — в два телефонных звонка (если найдете 6,5 миллионов за базовую модель 16-тонного автокрана).

Есть чем гордиться, ведь даже на самых популярных уральских макаронах, которые (поговаривают) и в Италии котируются, слово "Челябинск" — только мелким шрифтом на обороте упаковки.

Уже и манерный челябинский фрезеровщик Иван Дулин всем до лампочки, и метеорит вспоминают не каждую неделю, а краны "Челябинец" идут себе и идут из заводских ворот. И есть у бренда и легенда, и вера с надеждой и любовью. Ну, давайте по порядку.



Эти ваши ЧМЗ

С этими вашими ЧМЗ сам черт ногу сломит! Попроси таксиста подкинуть до ЧМЗ — как пить дать, окажешься в Металлургическом районе. Раньше ведь был Челябинский Металлургический Завод, нынче уже Комбинат — ЧМК. А вот если надо краны посмотреть, то это на Копейское шоссе, к проходной Челябинского механического завода.



Мои провожатые — Сергей Жеребин из отдела маркетинга и администратор проектов Иван Брытченков — рассказывают про гимн завода, который каждое утро включают по громкой связи за четыре минуты до начала рабочего дня. Тонизирует и заставляет автоматически прибавить шаг. Сразу за проходной стоят арт-объекты: тот самый гусеничный ДЭК и маскот-жираф. В принципе, у жирафа нет особой легенды, он "просто классный, выставки украшает".




Где раньше стояли кульманы, разложили пинг-понг. Естественно, проектировщики давно уже работают в специальном софте, а не на ватмане, ну и разминаются в обеденное время, гоняют шарик.




Кран с плюсом

В кабинете главного конструктора Андрея Сосновских на видном месте очаровательная статуэтка. Это (в миниатюре) — гордость завода. Забегая вперед: все, с кем нам довелось переговорить на предприятии, действительно воодушевлены линейкой нового поколения кранов Челябинец "Серия Плюс". Эти машины, по сравнению с обычными "Челябинцами", вроде как "Терминатор-2" на фоне "Терминатор-1".



Андрей Сергеевич рассказывает: автокран Челябинец появился в непростые времена. Во время СССР ЧМЗ славился гусеничными кранами ДЭК, а вот, цитируя классиков, "в святые девяностые" (кому святые, а кому и лихие), завод начал искать новые ниши. Автокранов, которые тогда стали выпускать даже военные заводы, осваивавшие гражданскую продукцию, стране не хватало. Тогда, в 1996-ом, и родился бренд Челябинец, как ответ маркам "Ивановец", "Галичанин", "Мотовилиха" и др.



У нас тут в регионе, между прочим, очень удачный сложился тандем: автозавод "Урал" производит вседорожные шасси, а ЧМЗ ставит "навеску". Новая машина серии Next, говорит главный конструктор Сосновских, вышла очень удачной: инженеры ЧМЗ забрали с конвейера чуть ли не второй собранный Next.

"Комфортная машина! Обдувы, подогревы… даже подогрев лобового стекла! Не в каждой легковой машине такое есть, а тут — в базе. Технические параметры автомобиля тоже хороши". Собственно, шасси нового поколения и получило новую навеску в виде крановой установки Челябинец "Серия Плюс".

Практически на днях ЧМЗ освоил шасси Урал Next на газомоторном топливе. Пришлось повозиться: из-за того, что баллоны с метаном стоят за кабиной шасси, места для размещения крановой установки стало меньше. Зато, раз машина-носитель тяжелее на целую тонну (в сравнение с дизельными вариантом шасси), у конструкторов ЧМЗ получилось сделать более устойчивый и как следствие более грузоподъемный кран.

Есть такая работа — Родину поднимать

Через конструкторский отдел проходим на производство. "Хорошие новости" бывали на разных заводах, но таких цехов еще не видали. Детали-то просто огромные, сделать элемент в 12 метров в длину — запросто. Соответствующих размеров и оборудование. Напомним, что в машиностроении даже при таких габаритах продукции погрешность в полмиллиметра считается недопустимо огромной, фактически — брак.



На ЧМЗ уже не первый год идет модернизация. Обратите внимание на бетонный пол. Он весь новый, безупречно ровный на тысячах квадратных метров (ну, кое-где краска вытаптывается, это постоянно обновляют). Можете представить, сколько потребовалось времени, труда и финансов на один только пол?



Относительно недавно поставили аппарат плазменной резки. Матерчатая ширма — чтобы искры в стороны не летели.



Резать лист плазмой можно во всех направлениях, и фаски снимать. Такой вот современный аппарат.



А это — лазерная резка. Таких установок в цехах две (вторая поменьше).



Хорошо всем знакомая штука — листогиб. Этот не простой, автоматизированный, управляется компьютером. Знай себе, задавай программу, да подавай заготовки.



И еще один листогиб — размером с коттедж.



Технологический процесс, работа с отходами, даже освещение — все по японской философии труда, ну как на Тойоте. Называется философия Кайдзен. Никаких заминок, везде тотальный контроль качества, дисциплина и ровное дыхание. Как у кота Гарфилда.



И вот фото для понимания относительных размеров оборудования, человека рядом попросили попозировать (вообще, обеденный перерыв, в цехе не людно).



Участок покраски. Фирменная схема окраски "Челябинца" — красная кабина, светло-серая стрела, темно-серая нижняя рама и ярко-красный крюк!



В принципе, цвет кабины может быть любым, — желание заказчика — закон.



Сборная площадь

Конструктивно автокран состоит из нескольких крупных узлов — стрела, кабина, поворотная рама, нижняя (неповоротная) рама, выносные опоры. Все вместе собирают примерно за три дня. Новенькие автокраны выезжают из ворот завода каждый день, а гиганты ДЭКи — несколько раз в месяц.



Изделия штучные и практически неповторимые, потому что у каждого заказчика собственный взгляд на комплектацию. Хотя, безусловно, в общих чертах все краны повторяют друг друга, конструкторскому отделу уйти на многодневное чаепитие никак не выйдет, постоянно нужно что-то придумывать и видоизменять под заказ.



Вот такие машины "Серии Плюс" шли эшелоном следом за КАМАЗом президента Путина по только что открывшемуся Крымскому мосту. Правда, в полностью белом исполнении.



На сборке нас встретил директор по качеству Александр Телегин. Спрашиваю — а что за номер телефона на стреле, это отдел продаж? Не только! Это еще и возможность связаться с сервисной службой завода. Вот, предположим, работает Челябинец на "северах", так далеко, что только белый медведь ему редкий встречный, а техцентров вообще не сыскать. И вдруг у машиниста вопрос какой-то по настройке. Тут же можно бесплатно позвонить с любого доступного телефона, сразу же получить техническую поддержку.

Всего по стране и в ближнем зарубежье более восьмидесяти постов, где "Челябинец" официально может техническую помощь получить, а уж если не получается приехать, то дистанционно проконсультируют.



Особенно Александр Владимирович уважает уже упомянутое поколение кранов "Серия Плюс", для завода это большой шаг навстречу светлому будущему. К слову, продажи завода выросли за год на 27%, а доля конкурентов наоборот упала. Челябинск, вперед!

ППП-шка

В отдельном закутке сверкает боевой раскраской особенный автомобиль. Мой провожатый не спеша рассуждает: "Пожарные говорят, если бы у них была такая машина, это бы много жизней спасло. Это совершенно другой уровень пожарной техники". Пожарный пеноподъемник (ППП) безумно, просто космически дорог и делается по спецзаказу для нефтянки.



По приезду на место, ППП-шка автоматически выпускает "лапы" и выставляется по горизонтальному уровню, тем временем оператор с пультом дистанционного управления может стоять в десятках метров от машины. Оно и понятно, представьте, если рванет хранилище нефтепродуктов. Затем поднимается стрела и с высоты тридцать метров машина извергает ураганную струю пены.



Сложность для конструкторов при проектировании пеноподъемника в чем? У обычного автокрана задача — преодолевать земное притяжение, поднимать груз снизу вверх и плавно опускать. Здесь же действуют другие силы: по третьему закону Ньютона пена, летящая вперед, с невероятной силой отталкивает стрелу назад, а задача техники удерживать сопло на месте. И все это в условиях боя с огнем, когда каждая секунда промедления может стоить человеческих жизней и уж точно обойдется в кругленькую сумму.



Час испытаний

На самом деле, на испытание готового крана без дополнительных опций уходит не час, а 15-18 часов, а более продвинутые модели гоняют больше суток. Статические испытания идут с перегрузом 25% (например, ДЭК-631 поднимает на испытаниях не 63, а 80 тонн). Полигон с грузами тут же, прямо за воротами участка сборки.



Нам посчастливилось увидеть самую современную модель автокрана, ту самую, которая на шасси Урал Next с газовым двигателем. Поодаль стоит "дорестайлинговый" кран, без надписи "Серия Плюс" на стреле (машины также можно отличить по цвету стрелы — раньше красили в чисто белый, а не в светло-серый, как модели "Серия Плюс"). После тестов они сразу же разъезжаются на свои суперстройки.



Вот баллоны с метаном, из-за которых пришлось уменьшать габариты крана.



Испытания идут постоянно, двигаться по полигону надо с огромной осторожностью. Одновременно могут проходить испытания шести кранов, остальные в ожидании своей очереди.



Испытатели за работой.



Отставить панику

Атмосфера спокойная, дух приподнятый, — такое ощущение оставляет Челябинский Механический Завод. По обрывкам разговоров понятно, что свою судьбу здесь уверенно творят инженерной мыслью, мозолистыми руками, гигантскими станками ну и немножко ракетками для настольного тенниса. После бесед с сотрудниками вывод однозначный: на рынке сложно, но можно, и даже нужно. Ищите земляков в чужедальних землях! Но помните, что на экспортных машинах имя "Челябинец" иногда написано латиницей, иероглифами, вязью, а то и вообще по-португальски.



Источник: hornews.com

Метки: Челябинск

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

7
Другие новости

Оставить комментарий

ясурала
ясурала Добавил(а) :
5 декабря 2018 12:24 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовШайберКоньяк за первую публикацию
Вот и конец суровости Челябинска.. Они ж дОлжны кувалдой резаком и шаблоном железо гнуть для стрелы! А тут автомат..
Вот и конец суровости Челябинска.. Они ж дОлжны кувалдой резаком и шаблоном железо гнуть для стрелы! А тут автомат..
ясурала
ясурала Добавил(а) через 1 минуту:
5 декабря 2018 12:26 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовШайберКоньяк за первую публикацию
Зато я для автокранов рукава высокого давления на Ювенке делал.Не для этих,для Кранекса в Твери.
Зато я для автокранов рукава высокого давления на Ювенке делал.Не для этих,для Кранекса в Твери.

показать все комментарии (8)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!