Москвич спасает старинные наличники, делая из них модные зеркала и стеллажи. ФОТО
Художник рассказал о том, где он находит уникальные предметы старины и как превращает их в современное искусство
Виталий Жуйков родился в Удмуртии. С детства он любил рисовать. Возможности посвятить себя творчеству в те далёкие годы у него не было, поэтому после восьмого класса он окончил строительный колледж. Но, как говорится, талант всегда найдёт себе дорогу. Потом была Москва, учёба в Британской высшей школе дизайна, 15 лет работы графическим дизайнером и арт-директором в журналах, посвящённых дизайну интерьеров. Постепенно деятельность Виталия перешла из плоскости графического дизайна в объём и прикладное творчество: он начал работать со стариной, преображая её и создавая модные предметы интерьера.
«Это прагматичный подход. Дело в том, что люди проходят мимо старых вещей, которые ещё могут пригодиться. Они не понимают этого, не могут оценить. А, на самом деле, к этому просто нужно приложить руки и голову. Тогда вещь заработает и будет актуальной в наши дни», – говорит Виталий.
Усидеть на двух стульях
Свою деятельность по преображению винтажа Виталий начал в 2012 году. Тогда в руки дизайнеру попались стулья 50-60-х годов, которые люди выбрасывали на помойку или отдавали за бесценок.
«Я их реставрировал, красил в интересные цвета, придумывал необычные сидушки, спинки, и люди начали обращать на это внимание, им стало интересно: ведь подобные вещи не только необычны по дизайну, но ещё и практичны. Когда я только начал заниматься этим, мне в соцсетях постоянно присылали фотографии выброшенных стульев и адреса, где их можно было найти», – рассказывает художник.
Однажды летом он гостил в Удмуртии и увидел, как знакомая, решив обшить свой старый дом сайдингом, выбрасывает наличники. Виталий не смог пройти мимо ставшей ненужной старины и привёз свой первый наличник в Москву, обработал его, вставил зеркало. С этого всё и началось. Впоследствии деятельность по переделке стульев стала художнику неинтересна, и он полностью переключился на работу со старинными предметами.
Не теряя корни
Несмотря на то, что мужчина уже много лет живёт и работает в Москве, он не утратил любовь к своей малой родине. Каждый год Виталий проводит лето в Удмуртии, в старом купеческом городке Сарапул, где у него есть небольшой домик.
Через пару лет после создания первого наличника он уже осознанно искал там эти артефакты. По словам Виталия, сейчас в регионе идёт активная деятельность по сносу старых домов, и эти наличники просто выбрасывают за ненадобностью, сваливают под трактор.
«Это для меня, конечно же, было шоком. Я тогда, помню, прямо из-под трактора вытащил пару наличников. Хорошо, что успел. Идея, как оказалось, лежала на поверхности, её быстро подхватили другие дизайнеры. Мои наличники по телевидению не раз показывали: и в «Дачном ответе», и в «Квартирном вопросе». Уже появились последователи, которые копируют эту идею. Но я не сержусь – это ведь не плохо, что люди начали обращать внимание на вещи с историей, необычные фактуры», – делится Виталий.
Богачи делали наличники из толстых досок, люди победнее – из тонких
Он признаётся, что очень любит свою малую родину. Там он черпает энергию и вдохновение для дальнейшего творчества. Поэтому и рабочий материал – наличники, маслобойки – старается привозить именно оттуда:
«Дело в том, что я знаю эту местность, знаю дома, их историю, людей, которые там жили... Мне легче и приятнее работать, когда чувствую, что есть отдача, какая-то энергия. А просто так поехать в соседние деревни за 200 – 300 км от Москвы – это не моё. Мне неинтересно с такими вещами работать. Корни дают о себе знать. Поэтому каждый год я заказываю «Газель» и везу предметы старины в Москву».
По его словам, наличники часто отдают за бесценок. Цена вопроса – от тысячи рублей за штуку. Многие и вовсе их дарят. В поисках рабочего материала для своих работ Виталий устраивает целые экспедиции: ездит по деревням, знакомится с хозяевами и оставляет записки на заброшенных домах с предложениями о покупке наличников. Из заброшенных домов художник никогда ничего не берёт. Во-первых, это незаконно, во-вторых – некрасиво: у каждого дома всё равно есть хозяин. Поэтому вопросы по приобретению всегда решаются только лично.
«Работа со стариной – это всегда интересно. Потом вспоминаешь наличник по истории, связанной с ним. Однажды я приехал за конкретным наличником, но мне сказали, что у брата есть другой - старый, красивый и большой. Во время покупки я ещё увидел большое дырявое корыто и попросил отдать мне его бонусом. Отдали. Я потом сделал столик, а раньше из него поросят кормили. Так часто бывает: приходишь за одним, а уходишь с другим. И про каждый наличник найдутся такие истории. Можно уже книгу выпускать в нагрузку к каждому наличнику о том, как я его добывал», – делится дизайнер.
Тот самый столик, который Виталий сделал из корыта
Как рассказывает художник, его наличники пока не стали мейнстримом. Многие до сих пор думают: «Как так, я старьё домой понесу! Лучше новое закажу». Но Виталий считает, что новодел – это другое. Его сразу видно. В нём нет той души, истории, фактуры, которая присутствует в вещах, проживших долгую жизнь.
Цена бесценного
На одно зеркало из наличника в среднем уходит около недели. Если создаётся стеллаж, времени требуется больше.
Технология создания такого шедевра довольно проста: его зачищают, обрабатывают антисептиком, затем в ход идут масло и воск. В редких случаях Виталий покрывает изделие лаком. Но это, конечно, редкость, поскольку в данном случае на дереве появляется неприятная химическая плёнка. Если дерево не крашенное, его обрабатывают только маслом, предварительно пройдясь по поверхности металлической щёткой.
«Когда я вижу, что наличник крашенный, а цвет – не очень интересный, то с чистой совестью выкрашиваю его в какие-то модные интересные цвета. С ним уже ничего не сделать: старую краску никак не снять, зачастую там её – несколько десятков слоёв», – говорит Виталий.
Срок службы обработанных наличников – более 100 лет. По словам Виталия, максимум, что может произойти с деревом – небольшое ссыхание. Но это, как правило, происходит при его эксплуатации на улице. А в домашних условиях такой предмет интерьера может прослужить десятки, а то и сотни лет.
Поленница, изготовленная из фрагментов старого разрушенного наличника
В вопросе стоимости готового изделия всё зависит от года создания наличника и его размера. Если это старый наличник, Виталий старается не вносить никаких дизайнерских новшеств, а просто вставлять зеркало. Потому что это – уже антиквариат, ценный по факту своего существования. К примеру, у Виталия есть наличник 1905 года и ещё несколько старинных наличников величиной более трёх метров. Такие экземпляры можно смело назвать бесценными, поэтому и цена на них – по запросу.
Наличники делали из бюджетной древесины - сосны или берёзы. Несмотря на это, они служили своим хозяевам несколько десятков, а некоторые - и сто лет
Стоимость готовых изделий из наличников попроще - от 20 тысяч рублей. Покупают такие предметы декора две категории людей: те, кто видит в них дачную эстетику и приверженцы современных направлений в интерьерах, таких как лофт, минимализм и т.д. С каждым годом растёт число покупателей-иностранцев. Особенный интерес к таким арт-объектам сейчас проявляют жители Франции.
Наличник из России, который обрёл новую жизнь во Франции
«Я думаю, что наличники очень хорошо смотрятся в городских минималистичных интерьерах, хорошо контрастируя со стеклом, бетоном и привнося в такой дизайн свою теплоту. В городской среде наличники становятся акцентным предметом, вокруг которого можно выстроить весь интерьер. Это как некая скульптура, арт-объект, который играет очень яркую роль. На мой взгляд, здесь они смотрятся гораздо лучше, чем в загородных дачных домах, где они, зачастую, просто теряются», – считает создатель необычных предметов.
Сохранить и приумножить
Спасать старину Виталий планирует и в дальнейшем, однако признаётся, что не прочь попробовать свои силы и в других направлениях:
«На данный момент вот увлёкся плетением по дереву. Вообще я открыт ко всему, всеяден. Мне очень интересно экспериментировать и пробовать что-то новое. Сейчас присматриваюсь к керамике и думаю, почему бы не совместить в моём творчестве два направления: наличники и керамику. Конечно, наличники – это «рабочая лошадка». Они меня кормят и дают возможность экспериментировать. В планах же – создание штучного дизайна, небольших серий, коллекционных вещей, которые не хотелось бы потом повторять».
Что же касается наличников, то Виталий уверен, что эта любовь – надолго. Вместе с тем он призывает хозяев старых домов не спешить уничтожать старое, а попытаться сохранить историческое наследие.
Даже на сайдинге старый наличник может смотреться гармонично: смотря как к этому вопросу подойти и какие цвета подобрать. В любом случае, это лучше, чем, сжечь в печи или отнести на помойку.
Художник советует: если есть необходимость в установке пластиковых окон, где присутствуют наличники, постарайтесь сделать их не сплошными, а с рамами, чтобы они не выглядели как пустые глазницы.
«Всегда проще выбросить, чем подумать, как это можно обыграть. Пластик пластиком, но окно – это всё-таки внешний вид, душа дома. На Руси наличники вообще считались сердцем и глазами жилища. Существовало даже поверье, что, чем богаче наличник, тем щедрее хозяин. Я бы не стал торопиться выбрасывать. Подумайте, как можно всё это сохранить и использовать», – говорит Виталий.
Виталий Жуйков родился в Удмуртии. С детства он любил рисовать. Возможности посвятить себя творчеству в те далёкие годы у него не было, поэтому после восьмого класса он окончил строительный колледж. Но, как говорится, талант всегда найдёт себе дорогу. Потом была Москва, учёба в Британской высшей школе дизайна, 15 лет работы графическим дизайнером и арт-директором в журналах, посвящённых дизайну интерьеров. Постепенно деятельность Виталия перешла из плоскости графического дизайна в объём и прикладное творчество: он начал работать со стариной, преображая её и создавая модные предметы интерьера.
«Это прагматичный подход. Дело в том, что люди проходят мимо старых вещей, которые ещё могут пригодиться. Они не понимают этого, не могут оценить. А, на самом деле, к этому просто нужно приложить руки и голову. Тогда вещь заработает и будет актуальной в наши дни», – говорит Виталий.
Усидеть на двух стульях
Свою деятельность по преображению винтажа Виталий начал в 2012 году. Тогда в руки дизайнеру попались стулья 50-60-х годов, которые люди выбрасывали на помойку или отдавали за бесценок.
«Я их реставрировал, красил в интересные цвета, придумывал необычные сидушки, спинки, и люди начали обращать на это внимание, им стало интересно: ведь подобные вещи не только необычны по дизайну, но ещё и практичны. Когда я только начал заниматься этим, мне в соцсетях постоянно присылали фотографии выброшенных стульев и адреса, где их можно было найти», – рассказывает художник.
Однажды летом он гостил в Удмуртии и увидел, как знакомая, решив обшить свой старый дом сайдингом, выбрасывает наличники. Виталий не смог пройти мимо ставшей ненужной старины и привёз свой первый наличник в Москву, обработал его, вставил зеркало. С этого всё и началось. Впоследствии деятельность по переделке стульев стала художнику неинтересна, и он полностью переключился на работу со старинными предметами.
Не теряя корни
Несмотря на то, что мужчина уже много лет живёт и работает в Москве, он не утратил любовь к своей малой родине. Каждый год Виталий проводит лето в Удмуртии, в старом купеческом городке Сарапул, где у него есть небольшой домик.
Через пару лет после создания первого наличника он уже осознанно искал там эти артефакты. По словам Виталия, сейчас в регионе идёт активная деятельность по сносу старых домов, и эти наличники просто выбрасывают за ненадобностью, сваливают под трактор.
«Это для меня, конечно же, было шоком. Я тогда, помню, прямо из-под трактора вытащил пару наличников. Хорошо, что успел. Идея, как оказалось, лежала на поверхности, её быстро подхватили другие дизайнеры. Мои наличники по телевидению не раз показывали: и в «Дачном ответе», и в «Квартирном вопросе». Уже появились последователи, которые копируют эту идею. Но я не сержусь – это ведь не плохо, что люди начали обращать внимание на вещи с историей, необычные фактуры», – делится Виталий.
Богачи делали наличники из толстых досок, люди победнее – из тонких
Он признаётся, что очень любит свою малую родину. Там он черпает энергию и вдохновение для дальнейшего творчества. Поэтому и рабочий материал – наличники, маслобойки – старается привозить именно оттуда:
«Дело в том, что я знаю эту местность, знаю дома, их историю, людей, которые там жили... Мне легче и приятнее работать, когда чувствую, что есть отдача, какая-то энергия. А просто так поехать в соседние деревни за 200 – 300 км от Москвы – это не моё. Мне неинтересно с такими вещами работать. Корни дают о себе знать. Поэтому каждый год я заказываю «Газель» и везу предметы старины в Москву».
По его словам, наличники часто отдают за бесценок. Цена вопроса – от тысячи рублей за штуку. Многие и вовсе их дарят. В поисках рабочего материала для своих работ Виталий устраивает целые экспедиции: ездит по деревням, знакомится с хозяевами и оставляет записки на заброшенных домах с предложениями о покупке наличников. Из заброшенных домов художник никогда ничего не берёт. Во-первых, это незаконно, во-вторых – некрасиво: у каждого дома всё равно есть хозяин. Поэтому вопросы по приобретению всегда решаются только лично.
«Работа со стариной – это всегда интересно. Потом вспоминаешь наличник по истории, связанной с ним. Однажды я приехал за конкретным наличником, но мне сказали, что у брата есть другой - старый, красивый и большой. Во время покупки я ещё увидел большое дырявое корыто и попросил отдать мне его бонусом. Отдали. Я потом сделал столик, а раньше из него поросят кормили. Так часто бывает: приходишь за одним, а уходишь с другим. И про каждый наличник найдутся такие истории. Можно уже книгу выпускать в нагрузку к каждому наличнику о том, как я его добывал», – делится дизайнер.
Тот самый столик, который Виталий сделал из корыта
Как рассказывает художник, его наличники пока не стали мейнстримом. Многие до сих пор думают: «Как так, я старьё домой понесу! Лучше новое закажу». Но Виталий считает, что новодел – это другое. Его сразу видно. В нём нет той души, истории, фактуры, которая присутствует в вещах, проживших долгую жизнь.
Цена бесценного
На одно зеркало из наличника в среднем уходит около недели. Если создаётся стеллаж, времени требуется больше.
Технология создания такого шедевра довольно проста: его зачищают, обрабатывают антисептиком, затем в ход идут масло и воск. В редких случаях Виталий покрывает изделие лаком. Но это, конечно, редкость, поскольку в данном случае на дереве появляется неприятная химическая плёнка. Если дерево не крашенное, его обрабатывают только маслом, предварительно пройдясь по поверхности металлической щёткой.
«Когда я вижу, что наличник крашенный, а цвет – не очень интересный, то с чистой совестью выкрашиваю его в какие-то модные интересные цвета. С ним уже ничего не сделать: старую краску никак не снять, зачастую там её – несколько десятков слоёв», – говорит Виталий.
Срок службы обработанных наличников – более 100 лет. По словам Виталия, максимум, что может произойти с деревом – небольшое ссыхание. Но это, как правило, происходит при его эксплуатации на улице. А в домашних условиях такой предмет интерьера может прослужить десятки, а то и сотни лет.
Поленница, изготовленная из фрагментов старого разрушенного наличника
В вопросе стоимости готового изделия всё зависит от года создания наличника и его размера. Если это старый наличник, Виталий старается не вносить никаких дизайнерских новшеств, а просто вставлять зеркало. Потому что это – уже антиквариат, ценный по факту своего существования. К примеру, у Виталия есть наличник 1905 года и ещё несколько старинных наличников величиной более трёх метров. Такие экземпляры можно смело назвать бесценными, поэтому и цена на них – по запросу.
Наличники делали из бюджетной древесины - сосны или берёзы. Несмотря на это, они служили своим хозяевам несколько десятков, а некоторые - и сто лет
Стоимость готовых изделий из наличников попроще - от 20 тысяч рублей. Покупают такие предметы декора две категории людей: те, кто видит в них дачную эстетику и приверженцы современных направлений в интерьерах, таких как лофт, минимализм и т.д. С каждым годом растёт число покупателей-иностранцев. Особенный интерес к таким арт-объектам сейчас проявляют жители Франции.
Наличник из России, который обрёл новую жизнь во Франции
«Я думаю, что наличники очень хорошо смотрятся в городских минималистичных интерьерах, хорошо контрастируя со стеклом, бетоном и привнося в такой дизайн свою теплоту. В городской среде наличники становятся акцентным предметом, вокруг которого можно выстроить весь интерьер. Это как некая скульптура, арт-объект, который играет очень яркую роль. На мой взгляд, здесь они смотрятся гораздо лучше, чем в загородных дачных домах, где они, зачастую, просто теряются», – считает создатель необычных предметов.
Сохранить и приумножить
Спасать старину Виталий планирует и в дальнейшем, однако признаётся, что не прочь попробовать свои силы и в других направлениях:
«На данный момент вот увлёкся плетением по дереву. Вообще я открыт ко всему, всеяден. Мне очень интересно экспериментировать и пробовать что-то новое. Сейчас присматриваюсь к керамике и думаю, почему бы не совместить в моём творчестве два направления: наличники и керамику. Конечно, наличники – это «рабочая лошадка». Они меня кормят и дают возможность экспериментировать. В планах же – создание штучного дизайна, небольших серий, коллекционных вещей, которые не хотелось бы потом повторять».
Что же касается наличников, то Виталий уверен, что эта любовь – надолго. Вместе с тем он призывает хозяев старых домов не спешить уничтожать старое, а попытаться сохранить историческое наследие.
Даже на сайдинге старый наличник может смотреться гармонично: смотря как к этому вопросу подойти и какие цвета подобрать. В любом случае, это лучше, чем, сжечь в печи или отнести на помойку.
Художник советует: если есть необходимость в установке пластиковых окон, где присутствуют наличники, постарайтесь сделать их не сплошными, а с рамами, чтобы они не выглядели как пустые глазницы.
«Всегда проще выбросить, чем подумать, как это можно обыграть. Пластик пластиком, но окно – это всё-таки внешний вид, душа дома. На Руси наличники вообще считались сердцем и глазами жилища. Существовало даже поверье, что, чем богаче наличник, тем щедрее хозяин. Я бы не стал торопиться выбрасывать. Подумайте, как можно всё это сохранить и использовать», – говорит Виталий.
Метки: Москва
3
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (4)
Написать комментарий: