Монстры из прошлого: cамые странные здания Украины и Крыма (15 фото)

Здания, построенные на просторах бывшего СССР в стиле модернизм, все еще не воспринимаются массами как архитектурное наследие. Мы чаще думаем об этих объектах как о странных, не слишком эстетичных — а то и просто уродливых и откровенно страшных.

Свою роль тут сыграло и то, что многие модернистские постройки десятилетиями стоят в запустении. В результате они выглядят как декорации к фильмам-антиутопиям, если не хоррорам. Кажется, если бы «Очень странные дела» снимались на постсоветском пространстве, идеальные декорации можно уже не искать. Сейчас модернизм постепенно вновь входит в моду — правда, больше на уровне фотоподборок.

Киевский архитектор Алексей Быков убежден, что ценность модернистского наследия не уступает памятникам XVIII-XIX веков, и призывает восстанавливать или хотя бы консервировать объекты. Его снимки доказывают — эти здания прекрасны даже в своем запустении.



Хмельницкий региональный литературно-мемориальный музей Н.Островского, 1979
Фото: Алексей Быков


Алексей заинтересовался архитектурным модернизмом еще во время своей учебы в Киеве. Несмотря на то что сами образцы стиля были перед глазами, их практически не изучали.



Гостиница «Салют», Киев, 1974-1984
Фото: Алексей Быков


Увлечение модернизмом выглядело необычно — здания казались никому не нужными и не интересными. Впрочем, такая ситуация сохраняется и сейчас.



Каневская ГЭС, 1972
Фото: Алексей Быков


С годами увлечение Алексея модернизмом не прошло. Сейчас у него выходит книга «Soviet Modernism. Brutalism. Postmodernism. Buildings and Structures in Ukraine 1955-1991», которую Алексей Быков подготовил в соавторстве с Евгенией Губкиной (книга выпущена в издательстве «Основы» — прим. «Ленты.ру»).



Днепрогэс, Запорожье, 1974-1981
Фото: Алексей Быков


Собирая материал для книги, Алексей год ездил по стране, проникая в здания и снимая не только их фасады, но и интерьеры.



Херсонская областная универсальная научная библиотека им. О.Гончара,1987
Фото: Алексей Быков


По его словам, интерьеры модернистских зданий часто поражают своей сохранностью и проработанностью деталей.



Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н.Лысенко, 1970-1991
Фото: Алексей Быков


Детали интерьеров модернистских зданий не уступают по уникальности самим зданиям, считает архитектор.



Мемориально-обрядовый комплекс «Парк Памяти», Киев, 1968-1981
Фото: Алексей Быков


Чтобы отснять первые здания со всех ракурсов, Алексею приходилось забираться на их крыши. Позже добавилась и съемка с дрона.



Санаторий «Зори России» (ранее «Зори Украины»), Симеиз, Крым, 1986
Фото: Алексей Быков


На территорию, а тем более — внутрь некоторых зданий проникнуть было не так просто, рассказывает Алексей. Если объект не стоит заброшенным, сотрудники обычно настороженно относятся к человеку, который ведет съемку.



Санаторий «Зори России», Симеиз, Крым, 1986
Фото: Алексей Быков


По словам архитектора, его принимали и за шпиона, и за сотрудника строительной компании, который делает съемку, потому что здание решили сносить.



Санаторий «Зори России», Симеиз, Крым, 1986
Фото: Алексей Быков


Часто помогало самое простое объяснение — «хочу сфотографировать советскую архитектуру», говорит Быков.



Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н.Лысенко, 1970-1991
Фото: Алексей Быков


Еще один вариант — пройти напрямую к директору организации, которая сейчас занимает здание, и попросить разрешение на съемку.



Летние зонтики в Ялте
Фото: Алексей Быков


Обычно разрешение давали — впрочем, некоторые особо бдительные сотрудники не удовлетворялись такой бумагой и требовали предъявить официальный запрос.



Дворец детей и молодежи, Львов, 1984
Фото: Алексей Быков


А иногда приходилось снимать и по старинке — проскользнув мимо бдительного вахтера.



Универсальный мебельный магазин «Дом мебели», Киев, 1971
Фото: Алексей Быков


Снимки, сделанные в период подготовки книги и уже после сдачи в печать, Алексей Быков публикует на своем сайте, в блоге и в Instagram. Архитектор рассчитывает привлечь к проблеме сохранности наследия советского модернизма максимум внимания.



Крытый рынок, Ялта, 1980-е
Фото: Алексей Быков


Сохранность этих объектов мало кого волнует, сетует архитектор: многим зданиям не более полувека, но они или разрушаются, или отреставрированы грубо, без учета первоначального замысла авторов проекта.



Крытый рынок, Ивано-Франковск, 1989
Фото: Алексей Быков


Вместе с тем, убежден Быков, здания модернистской архитектуры так же ценны, как и памятники, построенные в XVIII-XIX веках.

Источник: lenta.ru

Метки: Крым, Севастополь

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

7
Другие новости

Оставить комментарий

Пермячка
Пермячка Добавил(а) :
29 ноября 2018 15:43 #
ПивоРыбкаТортик
А мне очень нравится, глаз радует.
А мне очень нравится, глаз радует.
b_o_t_s_m_a_n
b_o_t_s_m_a_n Добавил(а) :
29 ноября 2018 16:41 #
Пиво3РыбкаТортикЛифчик
Я можно сказать вырос на такой архитектуре т.к. живу в Сочи.
Была одна большая страна и тенденции в архитектуре для зданий отдыха и культуры были едины,по крайней мере на юге страны
Мне нравится,напоминает о том,что раньше могли позволить себе строить не сугубо утилитарно и функционально,а грандиозно,смело,красиво.В этих зданиях чувствуется то великое будущее,к которому мы так и не дошли и размах большой страны,которую потеряли
Я можно сказать вырос на такой архитектуре т.к. живу в Сочи.
Была одна большая страна и тенденции в архитектуре для зданий отдыха и культуры были едины,по крайней мере на юге страны
Мне нравится,напоминает о том,что раньше могли позволить себе строить не сугубо утилитарно и функционально,а грандиозно,смело,красиво.В этих зданиях чувствуется то великое будущее,к которому мы так и не дошли и размах большой страны,которую потеряли

показать все комментарии (15)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!