Зачем на Руси ели землю? (2 фото)
Земля на Руси всегда считалась чем-то священным. Даже в былинах богатыри брали с собой в дальний путь по горсти родной земли для того, чтоб она придавала им сил. Она всегда была матерью русского народа, которая могла и утешить плодородием, и наказать своих детей голодом.
Земля сопровождала людей всю жизнь: она не только давала урожай, на ней клялись самыми страшными клятвами, с её помощью заключали брачные союзы и совершали колдовские обряды.
Образ Матери Сырой Земли пришёл из глубокой древности. В родной земле древние славянские племена всегда видели источник силы. До крещения славяне открыто поклонялись ей, как матери всего живого и богине плодородия, олицетворявшей одну из четырёх важнейших стихий вместе с воздухом, водой и огнём.
Ей возносили молитвы, приносили жертвы, в её честь устраивались празднества и её гнева боялись, ведь разгневанная мать могла устроить нерадивым сыновьям голод, засуху, болезни и ещё множество неприятностей.
Также земля считалась ценным ингредиентом для колдовства — щепотка земли с могилы могла как навести порчу, так и помочь снять её, а узелок с родной землёй заменял путешественникам талисман на удачу. Некоторые колдуны советовали носить с собой в ладанке землю с могил родителей — якобы, это отгоняет тоску и не даёт подобраться злым силам.
Немало интересных обычаев было связанно с поеданием земли. Обычно её ели для того, чтобы стать единым с божественной сущностью и получить поддержку сверхъестественных сил.
Так, например, самой прочной клятвой считалась та, после произнесения которой человек целовал или съедал горсть земли. Клятва земле считалась равноценной клятве, данной собственной матери, и давала обещанию статус нерушимой договорённости.
Упоминания о таком обычае встречаются в работе «Поэтические воззрения славян на природу» исследователя Александра Николаевича Афанасьева: «Народные русские сказки упоминают о старинном обычае: произнося клятву, есть землю, чтобы таким действием еще твёрже скрепить нерушимость произносимого обета или справедливость даваемого показания».
Доходило до того, что преступник, поклявшийся на мирском суде в собственной невиновности и съевший горсть земли, получал оправдательный приговор. Немногие находили в себе смелость врать под присягой, данной самой Матери Сырой Земле: страх наказания свыше был намного сильнее страха перед приговором человеческого суда.
Микула Селянинович
Также землю ели русские воины перед битвой, чтобы получить поддержку сверхъестественных сил. Существовало стойкое поверье, что горсть земли хранит от вражьего железа и придаёт сил в бою — как древнему богатырю-пахарю Микуле Селяниновичу. Кроме того, известны случаи поедания земли в лечебных целях. Например, существовало поверье, что можно излечить болезнь, если прочитать молитву и съесть щепотку земли с места, где впервые почувствовал себя плохо.
В девятнадцатом веке в Псковской губернии было отмечено использование земли во время обряда нецерковного венчания. В то время существовало неписаное правило, согласно которому земельный надел отходил общине после смерти владельца и венчания единственной в семье дочери. Терять собственный участок никто не хотел и хитрые крестьянки изобрели альтернативу «официальному» православному венчанию. Церковная традиция очень интересно смешалась с языческими верованиями: молодожёнов ставили на колени перед иконами, после чего они молились, читали клятвы и ели землю для того, чтобы скрепить союз. Отношение к подобному «браку» не было предвзятым — наоборот, местные считали, что всё в порядке и вполне законно.
Однако не всегда поедание земли было добровольным. Например, во время страшного голода в Поволжье в начале двадцатых годов двадцатого века люди были вынуждены питаться глиной с сапропелями — отложениями, состоящими из перегноя, планктона и остатков растений.
Но такие случаи были относительно редки, и поедание земли было всё-таки в большинстве случаев вызвано оккультной необходимостью и желанием получить защиту прародительницы всего живого.
Источник: www.factroom.ru
Земля сопровождала людей всю жизнь: она не только давала урожай, на ней клялись самыми страшными клятвами, с её помощью заключали брачные союзы и совершали колдовские обряды.
Образ Матери Сырой Земли пришёл из глубокой древности. В родной земле древние славянские племена всегда видели источник силы. До крещения славяне открыто поклонялись ей, как матери всего живого и богине плодородия, олицетворявшей одну из четырёх важнейших стихий вместе с воздухом, водой и огнём.
Ей возносили молитвы, приносили жертвы, в её честь устраивались празднества и её гнева боялись, ведь разгневанная мать могла устроить нерадивым сыновьям голод, засуху, болезни и ещё множество неприятностей.
Также земля считалась ценным ингредиентом для колдовства — щепотка земли с могилы могла как навести порчу, так и помочь снять её, а узелок с родной землёй заменял путешественникам талисман на удачу. Некоторые колдуны советовали носить с собой в ладанке землю с могил родителей — якобы, это отгоняет тоску и не даёт подобраться злым силам.
Немало интересных обычаев было связанно с поеданием земли. Обычно её ели для того, чтобы стать единым с божественной сущностью и получить поддержку сверхъестественных сил.
Так, например, самой прочной клятвой считалась та, после произнесения которой человек целовал или съедал горсть земли. Клятва земле считалась равноценной клятве, данной собственной матери, и давала обещанию статус нерушимой договорённости.
Упоминания о таком обычае встречаются в работе «Поэтические воззрения славян на природу» исследователя Александра Николаевича Афанасьева: «Народные русские сказки упоминают о старинном обычае: произнося клятву, есть землю, чтобы таким действием еще твёрже скрепить нерушимость произносимого обета или справедливость даваемого показания».
Доходило до того, что преступник, поклявшийся на мирском суде в собственной невиновности и съевший горсть земли, получал оправдательный приговор. Немногие находили в себе смелость врать под присягой, данной самой Матери Сырой Земле: страх наказания свыше был намного сильнее страха перед приговором человеческого суда.
Микула Селянинович
Также землю ели русские воины перед битвой, чтобы получить поддержку сверхъестественных сил. Существовало стойкое поверье, что горсть земли хранит от вражьего железа и придаёт сил в бою — как древнему богатырю-пахарю Микуле Селяниновичу. Кроме того, известны случаи поедания земли в лечебных целях. Например, существовало поверье, что можно излечить болезнь, если прочитать молитву и съесть щепотку земли с места, где впервые почувствовал себя плохо.
В девятнадцатом веке в Псковской губернии было отмечено использование земли во время обряда нецерковного венчания. В то время существовало неписаное правило, согласно которому земельный надел отходил общине после смерти владельца и венчания единственной в семье дочери. Терять собственный участок никто не хотел и хитрые крестьянки изобрели альтернативу «официальному» православному венчанию. Церковная традиция очень интересно смешалась с языческими верованиями: молодожёнов ставили на колени перед иконами, после чего они молились, читали клятвы и ели землю для того, чтобы скрепить союз. Отношение к подобному «браку» не было предвзятым — наоборот, местные считали, что всё в порядке и вполне законно.
Однако не всегда поедание земли было добровольным. Например, во время страшного голода в Поволжье в начале двадцатых годов двадцатого века люди были вынуждены питаться глиной с сапропелями — отложениями, состоящими из перегноя, планктона и остатков растений.
Но такие случаи были относительно редки, и поедание земли было всё-таки в большинстве случаев вызвано оккультной необходимостью и желанием получить защиту прародительницы всего живого.
Источник: www.factroom.ru
2
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (4)
Написать комментарий: