Чем примечательно село Парское: исторический экскурс

Вы хоть что-нибудь слышали о селе Парское? И я нет. До того момента, пока не решил совершить небольшой трип в Ивановскую область.




© Андрей Малосолов/facebook.com

Это одна из самых бедных областей Европейской России, увы. И при этом Ивановская область, когда-то вотчина Шуйских, Годуновых и пожарских, и когда-то все же принадлежащая Костроме.

Ивановская область бедная, но богатая на историческое наследие России и на памятники архитектуры. Просто о них мало кто знает. Даже, простите, я.



Парское. Расположено по обоим берегам р. Парша, от которой и произошло название села, основанного в 1399 г. на большом тракте из Костромы в Шую. Сходящиеся к переправе дороги из торговых сел Иваново, Дунилово и Палех способствовали формированию центрической планировки села с крупной торговой площадью на высоком левом берегу реки. Композиционный центр площади уже в сер. 16 в. был закреплен постановкой деревянного храма, известного тем, что в 1552 г. в него был сделан крупный вклад Иваном Грозным. Среди первых владельцев села были князья Шуйские, Черкасские, боярин И. В. Морозов. С нач. 17 в. село становится известно местными, так называемыми Ивановскими, ярмарками, проходившими 26−30 августа и приуроченными к престольному празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также еженедельными торгами. Особенно славилось Парское среди окружающих сел производством роговых и пальмовых гребней.
© Андрей Малосолов/facebook.com


Так вот, Парское, село с совершенно обыденным названием, стоящее там, где до него сразу и не добраться, где-то посерединке между Плесом, Вичугой и самим Иваново, в глуши ивановских лесов и полей, являет собой уникальное место русской силы. Село основано в 1399 году.

Главным объектом архитектуры является колоссальный… Нет. КОЛОССАЛЬНЫЙ для такого места храм.

Исполинских, нереальных размеров. Храмовй комплекс Усекнове́ние главы́ Иоанна́ Предте́чи был заложен здесь на рубеже XIV и XV веков. С XIV по XVII век Парское принадлежало князьям Шуйским, которые выкопали здесь пруды, построили палаты и соколиные питомники.

Василий Шуйский сюда приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, главному владельцу поместья. Позднее селом владели Морозовы, Голицыны и Трубецкие, которые оставались хозяевами имения вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.



Па́рское — село в Родниковском районе Ивановской области России. Центр Парского сельского поселения. Расположено на реке Парше, от которого и получило своё название. Расстояние до районного центра (города Родники) — 9 км. Население 603 человека. Жители села защищались от нападений монголо-татарского ига, не раз брались они за оружие, отражая вражеские набеги. Старожилы села уверяют, что из трофейных железных древков татарских знамен в здешней кузнице ковались лемехи. Врут, конечно)
© Андрей Малосолов/facebook.com


В 18 в. село переходит во владение князю С. Трубецкому. В это время вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., строится новый кирпичный Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773−85) в традиционных для Шуйского региона формах — с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней.

К этому времени торговую площадь занимал крупный гостиный двор, получивший к началу 19 века форму каре с шестью воротами по периметру. Помимо основного холодного храма ансамбль торговой площади в 1816−22 гг. был дополнен еще одной теплой церковью, скорее всего, в формах позднего классицизма. Вновь образованный комплекс окружала ограда с ампирными часовнями по углам.



Царь Иван IV праздновал в селе день своего ангела в августе 1552 года, через месяц русские войска захватили город Казань, после взятии города царь Иван Грозный прислал в Парское как награду образ Иоанна Предтечи
© Андрей Малосолов/facebook.com


К началу 20 вева улицы села были мощены камнем (ВСЕ!), а в застройке наряду с полукаменными появились двухэтажные кирпичные дома. Большинство деревянных изб выстроено в одну связь с рубленым одноэтажным крытым двором. На окнах многих домов — наличники с пропильной резьбой.



Дороги здесь, как и во всей Ивановской области не очень, мягко говоря
© Андрей Малосолов/facebook.com


С наступлением Октябрьской революции, богатое всю свою историю село, занимавшееся сельским хозяйством и производством гребней, превратилось в обыкновенное колхозное хозяйство. Храм был разрушен — такую махину гады умудрились довести до состояния полного ужаса!



В Смутное время Парское служило пристанищем польскому воеводе Лисовскому с остатками отрядов, однако вскоре он был вынужден бежать на юг.
© Андрей Малосолов/facebook.com


Богатые купеческие и крестьянские дома куда-то подевались, во всяком случае, я их не видел, кроме типичных убогих двухэтажек.



Первый деревянный Предтеченский храм построен в Парском на рубеже XIV и XV веков. С XIV по XVII век Парское принадлежало князьям Шуйским, которые выкопали здесь пруды, построили палаты и соколиные питомники. Василий Шуйский сюда приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, главному владельцу поместья. Позднее селом владели Морозовы, Голицыны и Трубецкие, которые оставались хозяевами имения вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.
© Андрей Малосолов/facebook.com


Историческое село прекрвтилось в обыкновенное убогое советское село. Без истории и славных дел. А их тут было столько!



А это доми, которая семейная пара превратила в гостевой домик.
© Андрей Малосолов/facebook.com


Царь Иван IV, Грозный, праздновал в Парском день своего ангела в августе 1552 года, через месяц русские войска захватили г Казань, после взятии города царь Иван Грозный прислал в Парское как награду образ Иоанна Предтечи.



Хозяйка разрисовала сама домик, забор и даже гараж.
© Андрей Малосолов/facebook.com

В Смутное время Парское служило пристанищем польскому воеводе Лисовскому с остатками отрядов, однако вскоре он был вынужден бежать на юг. В XIX веке село славилось выпечкой калачей и производством гребней для волос. Село было широко известно благодаря местным ярмаркам, проходившим ежегодно с 26 по 30 августа.



С хозяином дома. Как и многие русские из провинции, на вид он так себе, а на самом деле — отличный, хозяйственный, рукастый мужик. Как часто и бывает.
© Андрей Малосолов/facebook.com


А что сейчас? А сейчас здесь обычное, ничем не примечательное, не будь остатков храма, местечко. Храмовый комплекс стали потихоньку восстанавливать. Поставили будку строителей и охраны. Рядом с рекой Паршей поставили купальи и восстановили источник.



Беседка, расписанная хозяйкой лично.
© Андрей Малосолов/facebook.com


Сюда стали приезжать туристы и одна местная семья перестроила свой дом под гостевой домик и домашний ресторанчик. Точнее, домашнюю столовую.

Будете проезжать мимо, не проезжайте мимо.



Для детишков.
© Андрей Малосолов/facebook.com




Печка, где варят щи, да кашу, и это не фигура речи. Варят. Домашние щи и кашу. Для туристов.
© Андрей Малосолов/facebook.com




Здесь туристов кормят. Но от отеля решили отказаться. Говорят, местные власти создают проблемы. И еще, однажды, гости от этих властей так поднасрали в этом доме, что хозяева от идеи отеля отказалиcь.
© Андрей Малосолов/facebook.com



В 18 в. село переходит во владение кн. С. Трубецкому. В это время вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., строится новый кирпичный Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773−85) в традиционных для Шуйского региона формах — с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней. К этому времени торговую площадь занимал крупный гостиный двор, получивший к нач. 19 в. форму каре с шестью воротами по периметру. Помимо основного холодного храма ансамбль торговой площади в 1816−22 гг. был дополнен еще одной теплой церковью, скорее всего, в формах позднего классицизма. Вновь образованный комплекс окружала ограда с ампирными часовнями по углам.
© Андрей Малосолов/facebook.com




В 19 в. производство гребней, прежде изготовлявшихся отдельными мелкими мастерскими, сосредоточивается на фабриках, крупнейшая из которых, с машинным производством, располагалась на берегу реки у северной окраины села. В кон. 19 в. на ней работало 125 человек. Застройка села разрасталась параллельными порядками вдоль направлений главных дорог. Перевод всероссийской Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород и строительство во 2-й пол. 19 в. железной дороги Иваново—Шуя подорвали торговлю в селе. Однако именно в это время зимний храм 1816−22 гг. перестраивается в новую крупную церковь Вознесения (1863) в модном византийско-русском стиле, что в целом усилило роль в селе храмового комплекса. С утратой гостиного двора в кон. 19 в. комплекс стал единственным композиционным акцентом, организующим пространство широкой торговой площади. Среди деревянной, в основном рядовой застройки, окружающей площадь, выделяются кирпичные лавки вдоль ее западной границы. У самого спуска к реке сосредоточены бревенчатые амбары. Заречная часть села застраивается в кон. 19 — нач. 20 в. и состоит и в наши дни из двух порядков изб, вытянутых вдоль реки.
© Андрей Малосолов/facebook.com




К нач. 20 в. улицы села были мощены камнем, а в застройке наряду с полукаменными появились двухэтажные кирпичные дома. Большинство деревянных изб выстроено в одну связь с рубленым одноэтажным крытым двором. На окнах многих домов — наличники с пропильной резьбой. В настоящее время село развивается к востоку от исторического центра в соответствии с генеральным планом, разработанным в 1981 г. институтом «Росгипрониисельстрой».
© Андрей Малосолов/facebook.com




Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня, 2-я пол. 18−19 в. Занимает участок трапециевидной формы в северной части торговой площади, над высоким живописным береговым склоном р. Парша. Состоит из двух крупных пятиглавых церквей: холодной Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773—85) и расположенной к северу от нее теплой Вознесения (1863), построенной на месте храма 1816−22 гг. Постановка зимней церкви с небольшим выносом к западу от летней придает особое богатство объемной композиции комплекса, эффектно воспринимаемого при подъезде к центру села из Дунилова. Границы участка зафиксированы расположенными по его углам тремя ампирными часовнями и сторожкой, где жили сторожа и мастеровые. От первоначальной ограды с тремя воротами (1822) сохранились двое ворот и калитка, а также несколько прясел с кирпичными столбами и кованой решеткой вдоль южной и западной сторон участка.
© Андрей Малосолов/facebook.com




Один из наиболее ярких в области храмовых комплексов, отличающийся выразительным силуэтом и нарядностью фасадного убранства. Играет ведущую роль в ландшафте, возвышаясь над одноэтажной застройкой села.
© Андрей Малосолов/facebook.com




Остатки замощенной булыжником улицы старого Парского. Во времена колхоза всю брусчатку закатали траками тракторов и асфальтом. Но кое чего осталось.
© Андрей Малосолов/facebook.com




Мостик через реку Паршу
© Андрей Малосолов/facebook.com




Парша
© Андрей Малосолов/facebook.com




© Андрей Малосолов/facebook.com



Дом культуры. К нему люди сейчас не идут, разве что бухнуть на крылечке. К храму люди едут. И все больше, и больше.
© Андрей Малосолов/facebook.com


Источник: ridus.ru

Метки: Иваново

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

1
Другие новости

Оставить комментарий

деДУШКА
деДУШКА Добавил(а) :
1 августа 2018 12:03 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКорона - репутация +1002Юбилей Екабу. Нам 10 летКоньяк за первую публикацию
Админы, вы зачем на нас шрифт повышаете?
Админы, вы зачем на нас шрифт повышаете?
ves
ves Добавил(а) :
1 августа 2018 22:34 #
ПивоРыбкаТортик
Автор Малосолов то еще чудило и булкохруст
Автор Малосолов то еще чудило и булкохруст

показать все комментарии (4)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!