Холуй — как исконная Россия в миниатюре
Холуй — это небольшое историческое русское село, где живет 700 жителей. Холуйцы зарабатывают работой по шкатулкам, игрушкам, резьбой по дереву и росписью храмов по всей стране.
Село, где есть и история, и деньги. Народные промыслы заказывают государственные органы и министерства в качестве подарков иностранцам. Село отсылает свою продукцию в сувенирные магазины всей страны.
Еще в 1970-е годы церковь была отреставрирована, жизнь тут кипела, приезжали тургруппы. Но в проклятые 1990-е пришла разруха, и священники «не уберегли» — воры из местных пьяниц постепенно украли почти все иконы. Без реставрации церковь вновь обветшала и облупилась. Сейчас ее вновь реставрируют в том числе силами местных художников.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Если Иваново когда-то было пригородом Шуи, то Южа была пригородом Холуя — в этом селе располагалась вотчина князя Пожарского. Отсюда его призвали в Нижний Новгород командоваться ополчением.
Печально известные 28 км до Холуя с поворота трассы Покров — Шуя. Старайтесь сюда не заезжать, я чуть не родил на этих колдобинах!
© Андрей Малосолов/facebook.com
Само же село известно с начала XVI века. Хо́луем на Руси называлась плетёная из ивняка запруда для ловли рыбы (сетка), с помощью таких сеток перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение названо бежавшими от монголо-татар суздальцев, где сооружались «холуи на Тезе».
28 км тряски, за это время лишь две живых деревни и умерший храм попались
© Андрей Малосолов/facebook.com
Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В грамоте Ивана Грозного 1546 года «Об освобождении от пошлин соляных варниц Троицко-Сергиевского монастыря» записано: «…у них у новыя соли на Холую… варницы и трубы и дворы».
В Холуе есть вот такая парикмахерская.
© Андрей Малосолов/facebook.com
В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции.
«Холуй-посадец», пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры, князя Голицына, Куракина, графа Бобринского. После отмены крепостного права «графские люди» превратились в государственных крестьян, не имевших земли.
В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции. «Холуй-посадец», пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры, князя Голицына, Куракина, графа Бобринского. После отмены крепостного права «графские люди» превратились в государственных крестьян, не имевших земли.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Холуй славился своими базарами и ярмарками, но наибольшую известность получил за счет росписи икон и шкатулок. Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628—1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».
Действительно, холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.
В советское время иконопись была вытеснена из Холуя и заменена лаковыми миниатюрами. Сейчас все снова восстанавливается.
К тому времени Холуй уже получил известность как торговое село — здесь ежегодно проводились четыре ярмарки, включённые в торговую цепь: Нижний Новгород — Мстёра — Холуй. В ярмарочные дни в Холуе открывали свои двери Гостиный двор на 300 лавок и до 100 балаганов и ларьков по обоим берегам Тезы. Наряду с этим Холуй славился и как центр производства дешёвых, «расхожих» икон, распространявшихся офенями и коробейниками по Российской империи.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Собственно, сказочные мотивы и являются основой холуйского рисунка. Этим делом здесь заняты до трети жителей. Они рисуют и продают народные промыслы здесь же в небольших лавках и большом доме-музее.
Виды шикарные, с откосами, плесами и коровками.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Есть в Холуе несколько достопримечательностей.
Холуйский мостик через Тезу.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Холуйская набережная. В ней 5 метров, она облагорожена и ухожена. Цель спасти село от весенних половодий, которые заливают все вокруг.
Есть даже тип туризма — приезжать весной в Холуй и плавать на лодке вокруг затопленных домов. Холуйская набережная ухоженная с лавочками и фонарями — большое роскошество для села из глубокой-глубокой провинции.
Скоро выборы в Ивановской области.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Троицкая церковь, 1748 года постройки. Храм восстанавливается, два раза в неделю там идут службы. Батюшка приезжает в Холуй из подмосковного Зеленограда! Едет сюда около 6−7 часов. Из них последние 28 км от Покрова идут по ужасной дороге без асфальта — я на нее тоже попал и ругался страшно.
Другая дорога идет от Шуи, но с большим крюком, а поскольку мы часто доверяем Яндексу, то попадаем на такие дороги. Мне посчастливилось зайти в храм во время службы. Очень строгой и сильной в духовном смысле. В церкви много народу, в том числе молодежи.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Часовня 19 века в честь Александра Невского. Она стоит на въезде в Холуй.
Служба в Троицком храме.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Памятник Дмитрию Пожарскому.
Шлюз Тезинской судоходной системы. По реке Теза раньше ходили суда, теперь только моторки и катера зажиточных москвичей и питерцев, купивших здесь не только дома, но и производства. Москвичи купили в Холуе завод по производству лаковых миниатюр и еще одно производство.
Велики прихожан храма.
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
Хотели поставить здесь большой химический цех по производству целлюлезы, но местные восстали, закидали администрацию жалобами и отвовевали право жить в экологически чистом селе.
Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628—1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Действительно, холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции
© Андрей Малосолов/facebook.com
Холуй — пример благополучного села в неблагополучной и бедной Ивановской области. Соседняя Южа, в 8 км, это уже территория пост апокалипсиса 90-х. Холуй держится и зарабатывает.
Перед чемпионатом мира в Холуй поступил заказ от РФС и Оргкомитета 2018.
Как сказали местные, на 3−4 млн рублей — шкатулок, миниатюр, собачек и кошечек, расписанных местными мастерами. Вообще работы у местных много. Даже продавец сувенирного магазина Сказка, с которой мы долго мило общались, подрабатывает художником, и в настоящий момент расписывает большую доску.
Ну и слава Богу!
Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности, в Москве и Петербурге (Спас на Крови — Петербург, Успенский собор в Московском Кремле). Император Николай II пожаловал грамоту и серебряный именной жетон Василию Пузанову «…по сооружению храма, созданного иждивением императорского величества в городе Царское село…».
© Андрей Малосолов/facebook.com
После революции 1917 года иконопись была вытеснена лаковой миниатюрой. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. В 1928 году холуйские мастера составили филиал мстёрской артели, а в 1934-м выделились в самостоятельную артель. Во время Великой Отечественной войны в Холуе было создано Холуйское художественное училище. Это событие послужило началом художественного образования в Холуе и явилось важнейшим стимулом развития культурной жизни в районе.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Какие тут виды!
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
Набережная с небедными домами.
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
Музей Холуйской миниатюры. Здесь можно купить все, что производится в селе.
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
Памятник Дмитрию Пожарскому.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Приехал сюда автобус с немецкими туристами, причем прямо из Германии. Героические люди!)
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
Холуйская миниатюра
© Андрей Малосолов/facebook.com
Автор: Андрей Малосолов, журналист, телеведущий
Источник: ridus.ru
Село, где есть и история, и деньги. Народные промыслы заказывают государственные органы и министерства в качестве подарков иностранцам. Село отсылает свою продукцию в сувенирные магазины всей страны.
Еще в 1970-е годы церковь была отреставрирована, жизнь тут кипела, приезжали тургруппы. Но в проклятые 1990-е пришла разруха, и священники «не уберегли» — воры из местных пьяниц постепенно украли почти все иконы. Без реставрации церковь вновь обветшала и облупилась. Сейчас ее вновь реставрируют в том числе силами местных художников.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Если Иваново когда-то было пригородом Шуи, то Южа была пригородом Холуя — в этом селе располагалась вотчина князя Пожарского. Отсюда его призвали в Нижний Новгород командоваться ополчением.
Печально известные 28 км до Холуя с поворота трассы Покров — Шуя. Старайтесь сюда не заезжать, я чуть не родил на этих колдобинах!
© Андрей Малосолов/facebook.com
Само же село известно с начала XVI века. Хо́луем на Руси называлась плетёная из ивняка запруда для ловли рыбы (сетка), с помощью таких сеток перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение названо бежавшими от монголо-татар суздальцев, где сооружались «холуи на Тезе».
28 км тряски, за это время лишь две живых деревни и умерший храм попались
© Андрей Малосолов/facebook.com
Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В грамоте Ивана Грозного 1546 года «Об освобождении от пошлин соляных варниц Троицко-Сергиевского монастыря» записано: «…у них у новыя соли на Холую… варницы и трубы и дворы».
В Холуе есть вот такая парикмахерская.
© Андрей Малосолов/facebook.com
В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции.
«Холуй-посадец», пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры, князя Голицына, Куракина, графа Бобринского. После отмены крепостного права «графские люди» превратились в государственных крестьян, не имевших земли.
В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции. «Холуй-посадец», пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры, князя Голицына, Куракина, графа Бобринского. После отмены крепостного права «графские люди» превратились в государственных крестьян, не имевших земли.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Холуй славился своими базарами и ярмарками, но наибольшую известность получил за счет росписи икон и шкатулок. Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628—1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».
Действительно, холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.
В советское время иконопись была вытеснена из Холуя и заменена лаковыми миниатюрами. Сейчас все снова восстанавливается.
К тому времени Холуй уже получил известность как торговое село — здесь ежегодно проводились четыре ярмарки, включённые в торговую цепь: Нижний Новгород — Мстёра — Холуй. В ярмарочные дни в Холуе открывали свои двери Гостиный двор на 300 лавок и до 100 балаганов и ларьков по обоим берегам Тезы. Наряду с этим Холуй славился и как центр производства дешёвых, «расхожих» икон, распространявшихся офенями и коробейниками по Российской империи.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Собственно, сказочные мотивы и являются основой холуйского рисунка. Этим делом здесь заняты до трети жителей. Они рисуют и продают народные промыслы здесь же в небольших лавках и большом доме-музее.
Виды шикарные, с откосами, плесами и коровками.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Есть в Холуе несколько достопримечательностей.
Холуйский мостик через Тезу.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Холуйская набережная. В ней 5 метров, она облагорожена и ухожена. Цель спасти село от весенних половодий, которые заливают все вокруг.
Есть даже тип туризма — приезжать весной в Холуй и плавать на лодке вокруг затопленных домов. Холуйская набережная ухоженная с лавочками и фонарями — большое роскошество для села из глубокой-глубокой провинции.
Скоро выборы в Ивановской области.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Троицкая церковь, 1748 года постройки. Храм восстанавливается, два раза в неделю там идут службы. Батюшка приезжает в Холуй из подмосковного Зеленограда! Едет сюда около 6−7 часов. Из них последние 28 км от Покрова идут по ужасной дороге без асфальта — я на нее тоже попал и ругался страшно.
Другая дорога идет от Шуи, но с большим крюком, а поскольку мы часто доверяем Яндексу, то попадаем на такие дороги. Мне посчастливилось зайти в храм во время службы. Очень строгой и сильной в духовном смысле. В церкви много народу, в том числе молодежи.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Часовня 19 века в честь Александра Невского. Она стоит на въезде в Холуй.
Служба в Троицком храме.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Памятник Дмитрию Пожарскому.
Шлюз Тезинской судоходной системы. По реке Теза раньше ходили суда, теперь только моторки и катера зажиточных москвичей и питерцев, купивших здесь не только дома, но и производства. Москвичи купили в Холуе завод по производству лаковых миниатюр и еще одно производство.
Велики прихожан храма.
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
Хотели поставить здесь большой химический цех по производству целлюлезы, но местные восстали, закидали администрацию жалобами и отвовевали право жить в экологически чистом селе.
Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628—1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Действительно, холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции
© Андрей Малосолов/facebook.com
Холуй — пример благополучного села в неблагополучной и бедной Ивановской области. Соседняя Южа, в 8 км, это уже территория пост апокалипсиса 90-х. Холуй держится и зарабатывает.
Перед чемпионатом мира в Холуй поступил заказ от РФС и Оргкомитета 2018.
Как сказали местные, на 3−4 млн рублей — шкатулок, миниатюр, собачек и кошечек, расписанных местными мастерами. Вообще работы у местных много. Даже продавец сувенирного магазина Сказка, с которой мы долго мило общались, подрабатывает художником, и в настоящий момент расписывает большую доску.
Ну и слава Богу!
Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности, в Москве и Петербурге (Спас на Крови — Петербург, Успенский собор в Московском Кремле). Император Николай II пожаловал грамоту и серебряный именной жетон Василию Пузанову «…по сооружению храма, созданного иждивением императорского величества в городе Царское село…».
© Андрей Малосолов/facebook.com
После революции 1917 года иконопись была вытеснена лаковой миниатюрой. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. В 1928 году холуйские мастера составили филиал мстёрской артели, а в 1934-м выделились в самостоятельную артель. Во время Великой Отечественной войны в Холуе было создано Холуйское художественное училище. Это событие послужило началом художественного образования в Холуе и явилось важнейшим стимулом развития культурной жизни в районе.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Какие тут виды!
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
Набережная с небедными домами.
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
Музей Холуйской миниатюры. Здесь можно купить все, что производится в селе.
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
Памятник Дмитрию Пожарскому.
© Андрей Малосолов/facebook.com
Приехал сюда автобус с немецкими туристами, причем прямо из Германии. Героические люди!)
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
© Андрей Малосолов/facebook.com
Холуйская миниатюра
© Андрей Малосолов/facebook.com
Автор: Андрей Малосолов, журналист, телеведущий
Источник: ridus.ru
Метки: Иваново
3
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (4)
Написать комментарий: