«Белый лебедь» — последний приют: как живут в колонии для тех, кто получил пожизненный срок. Часть 2

Строгий режим. Здесь совсем другая жизнь. Дышать легче. По сравнению с пожизненным режимом, здесь жизнь бурлит.



Пока идем по периметру колонии строго режима, навстречу шагает отряд осужденных. Сегодня банный день. Есть и свой клуб, и три музыкальные группы. В репертуаре рэп, шансон и поп-песни. Пишут авторские тексты и участвуют в творческих конкурсах.



Видео: Вероника Свизева, монтаж: Василий Вахрин

Здесь 13 отрядов. В них 1400 человек. К нам выходит начальник ИК-1 строгого режима Роман Кошелев.

— У нас есть своя столовая, пекарня, баня, прачечная. Все это хозяйство обслуживают сами осужденные, — начинает рассказывать начальник.

В колонии разводят птицу, есть собственные теплицы. Для некоторых осужденных натуральное хозяйство — настоящая отдушина.



Каждый коридор в «Белом лебеде» — это масса решеток

На территории стоит небольшая церковь с колокольней. На службы ходят только осужденные строгого режима. Пожизненникам запрещено. Церквушку эту построили 20 лет назад. На службы и православные праздники сюда приезжает батюшка из Соликамска. Он же венчал здесь однажды молодоженов.

Главная и самая чтимая святыня здесь — икона Кукши Одесского. На Соликамской земле святой отбывал пятилетний срок «за контрреволюционную агитацию». В 1938-м его арестовали и выслали в поселок Вильва Соликамского района тогда еще Молотовской области. А спустя пять лет святого отправили на три года в ссылку в Кунгур, где он жил в колокольне, без права богослужений. Как оказалось, в каждой колонии Соликамского района есть иконы этого святого. Он считается покровителем уголовно-исполнительной системы Пермского края.



В «Белом лебеде» есть маленький храм

Приезжающий отец Дмитрий в «Белом лебеде» исповедует и причащает осужденных. За один раз приходит по 60 человек.

Иконы в храме писали сами осужденные. Они же вырезали и расписывали деревянный иконостас.

У стены стоит осужденный. Подходим. Знакомимся. Владимир родом из Москвы. Здесь он сидит семь лет. Попал за наркотики.

— Здесь я читаю акафисты (песнопения). Господь коснулся сердца, — говорит Владимир. — Можно верить, но неправильно. А нужно сердцем сначала очиститься. Это кардинально меняет тебя, начинаешь видеть жизнь по-другому. Я сожалею о содеянном. Молюсь. Отбывать срок мне осталось три года.



В «Белом лебеде» осужденный Владимир посвятил себя церкви

Начальник колонии показывает корпус, где живут отряды. Бодро чеканит:

— Это воспитательная комната, это комната приема пищи, где можно уединиться и попить чай с тортиком, который привезли родные.

Под бодрый голос нас пускают в спортивный зал для осужденных. Пара парней, которые тренировались до нашего прихода, явно смущаются. Сразу видно, что здесь предпочитают силовые виды тренировки. Везде штанги и гантели.



Спальная комната одного из отрядов осужденных, которые отбывают наказание на строгом режиме. Стены выкрашены в позитивно розовый цвет



В одном отряде по 70 осужденных, в спальной комнате койки стоят в два яруса

— Я считаю, себя надо в форме какой-никакой поддерживать, — говорит высоченный парень. — Обычно желающих много, но пускают по графику по 3–4 человека. Живем мы отрядами по 70 человек. Лично мне здесь помогает спорт. И уже становится легче. Я знаю, что дома меня ждут. У меня там девушка. Она ждет. Это очень длительное испытание наших отношений. Раз в четыре месяца у нас краткосрочные свидания. Разрешают увидеться на четыре часа. Соседство с пожизненниками вообще не ощущаем, мы их и не видим. У нас своя жизнь, у них — своя.



Осужденным со строгого режима разрешено тренироваться в спортзале

— Долго здесь?

— Здесь я нахожусь 2,5 года. Сижу по 163-й («Вымогательство» — Прим. автора). У нас система правосудия веселая, я не хочу вникать во все эти подробности и что-то объяснять, — говорит парень. — Всего мне дали 11 лет. До УДО осталось пять. Здесь всем хочется пораньше выйти. Мне 22 года, сюда я попал в 19 лет. Родом из Березников. Здесь я делаю рамы, работаю в ночные смены. Профессию получил тоже в колонии. Здесь есть люди, которые искренни со мной, я могу назвать их друзьями. И здесь, как и в любом другом обществе, есть адекватные люди, а есть — «здравствуй, дерево».



Иван ждет УДО и хочет вернуться к своей девушке

Нашего собеседника зовут Иваном. Он признается, что у него сейчас есть стимул добиться облегченных условий режима, тогда свидания с родными разрешат куда чаще — раз в три месяца. Но для этого надо прожить девять месяцев без единого нарушения.

По периметру колонии стоят посты с собаками. Каждая из них прошла специальный курс дрессировки на задержание и на розыск «жуликов» (еще одно устойчивое слово в лексиконе надзирателей. — Прим. авт.). Участвуют они и в обыске камер. На службу в «Белый лебедь» предпочитают брать немецкую и бельгийскую овчарок. Они очень хорошо обучаются. В питомнике при колонии живет 30 собак.

Прогулка осужденным разрешена один раз в день по полтора часа. Тюремный дворик — по сути, каменный мешок, сверху — железная решетка и пронзительное небо.



Работать надзирателем в «Белом лебеде» — непростая задача.
— Сюда отбирают, как в космонавты. Пожизненникам терять нечего, — говорит начальник колонии


«У нас очень любят Достоевского»

Издалека мы видим большую теплицу. На этом островке зелени хлопочет светловолосый мужчина.

Москвич Сергей на строгом режиме сидит восьмой год. Осталось еще семь лет. Отбывает срок за убийство. Название статьи тут часто не произносят, называют только ее номер.



Сергей выращивает здесь овощи, по образованию осужденный — агроном



В «Белом лебеде» прижилась даже пальма

— Помидоры, огурцы. Всё свое. За сезон собираем три тонны огурцов, — признается мужчина. — Я по образованию агроном. Окончил магистратуру. И я рад, что здесь мне разрешили заниматься любимым делом. Выращиваем здесь и арбузы, и дыни. Хотя здесь совершенно другой регион. Здесь солнца меньше. Но тут у нас в теплице пальма растет. Лет через 15 она будет давать плоды, если будут хорошие условия. Она прижилась.

В конце нас пускают в библиотеку для осужденных. Многие выписывают современные издания, получают самую свежую прессу. Для них это связь с внешним миром.



В библиотеке самый любимый автор — это Достоевский

Библиотекарь Станислав стоит у каталогов в черной тюремной робе с табличкой на груди. Одежда тут у всех одинаковая. На табличке написаны имя, фамилия и номер отряда. Вот, пожалуй, единственное различие во внешнем облике. Человек раскрывается в общении.



Библиотекарь Станислав по образованию врач

— В библиотеке у нас 830 постоянных читателей. Часто берут классику, особенно любят почитать Достоевского. Берут фантастику. Она на втором месте. Читают и книги военной тематики, — рассказывает Станислав. — А вот детективы и боевики у нас запрещены. Их нет. Сам я в молодости учился на врача. Закончил медицинский университет. Здесь пятый год. Осталось сидеть еще столько же.



И снова нас провожает «Белый лебедь»

Сейчас в объединении колоний «Белый лебедь» 2600 осужденных, 300 из них отбывают пожизненный срок.

Источник: 59.ru

На эту же тему:
«Белый лебедь» — последний приют: как живут в колонии для тех, кто получил пожизненный срок. Часть 1

Метки: Пермь

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

-3
Другие новости

Оставить комментарий

Chek^S
Chek^S Добавил(а) :
19 июля 2018 17:36 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикРеспектЗвезда Героя Екабу2Покажитесь уже всеЗонтик - 3000 комментовКорона - репутация +100ДР Екабу: 7 летКоньяк за первую публикацию

BarbaraM09324
BarbaraM09324 Добавил(а) :
24 февраля 2019 20:29 #
ПивоРыбка
██████████████░ Loading… 99% ➵ http://nⓐⓀed%2DgⒾrⓛⓈ%2eⓞⓃⓁine/c%2ftrack%2fl%2fekabu%2f1671152

██████████████░ Loading… 99% ➵ http://nⓐⓀed%2DgⒾrⓛⓈ%2eⓞⓃⓁine/c%2ftrack%2fl%2fekabu%2f1671152

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!