Первая машина с именем: где сегодня ездит «Победа»

ГАЗ М-20 — первый автомобиль, который кроме литеры и цифр получил имя. Да какое! «Победа». Сегодня встретить легендарную машину можно и в печально разрушающемся виде, и в идеальном состоянии. Один из владельцев «Победы» рассказал, с какими сложностями при управлении столкнется современный водитель, откуда в «Победе» круиз-контроль и почему каждый шофер раньше был и автослесарем.



ФАКТ: 28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе, носившем тогда имя Вячеслава Молотова, выпустили первую партию машин «Победа». За 12 лет было произведено 241 497 автомобилей.

Величавая красавица бежевого цвета гордо стоит в гараже ретроавтомобилей. Этой «Победе» 66 лет, но она в идеальном состоянии — как будто только с завода. Вторую жизнь ей дали автореставраторы в 2011 году. Сейчас машина работает на мероприятиях, участвует в пробегах.

«Мы купили ее в Новосибирской области. Но как она попала в Сибирь, неизвестно. Во время работ заменили двигатель на более мощный от 21-ой «Волги», родной у нее совсем слабый, всего 52 лошадиные силы. И диваны в салоне сделали полностью кожаными — в те годы они были обшивались шерстяной тканью с кожаными вставками. А все остальное аутентичное», — описывает машину директор мастерской «Ретро 54» Борис Беспальчий.



Но есть еще одно добавление — боковые зеркала от той же «Волги» ГА3-21, в «Победе» они не были предусмотрены. Беспальчий отмечает, что у машины плохой обзор: заднее стекло маленькое, а в правое зеркало практически ничего не видно.

«Когда ее выпустили, это не мешало на дорогах, а сейчас, при большом количестве машин, ехать сложно. Второй момент в управлении — надо приспособиться к барабанным тормозам. Эффективность хуже, надо прикладывать больше усилий, по-мужски давить», — отмечает реставратор.

Он добавляет, что и в середине прошлого века не каждый мог управлять «Победой», нужны были определенные навыки и опыт.



По современным улицам «Победа» едет очень плавно, ямки и трамвайные пути проглатывает. Дело в том, что в годы ее создания дороги были гораздо хуже, чем сейчас. Поэтому подвеска прочная, хорошая. У машины три передние скорости и задняя, по паспорту она может разгоняться до 110 километров в час, хотя на спидометре для красоты указана цифра 140.
Беспальчий рассказывает, что зимой машину используют очень редко. У нее есть печка, но вентиляция плохая и стекла запотевают. На колесах стоит родная высокопрофильная, но узкая резина — зимнего варианта у нее не было.

«Не представляю, как на ней зимой ездили. Тормозной путь был очень длинным. Сейчас — до первого перекрестка», — удивляется он.



По словам хранителя «Победы», ее обслуживание не представляет особых сложностей: она потребляет 92-й бензин и самое простое минеральное масло.

Собеседник отмечает, что если сегодня для устранения поломок в автомобиле можно найти любого специалиста, то в те годы, когда «Победа» была гордостью дорог, владелец был и автослесарем. СТО не было, но выпускали специальные книги по эксплуатации, обслуживанию и ремонту под редакцией главного конструктора.

Круиз-контроль и диваны

На приборной панели машины, помимо спидометра, датчиков уровней топлива и масло, температуры воды, амперметра и часов, есть необычная ручка — ручной газ, предшественник современного круиз-контроля. Если во время движения его вытянуть за рукоятку, то ногу с педали газа можно убрать, и машина будет ехать с заданной скоростью.



Отдельных сидений, как в современных авто, в «Победе» еще не было. Четыре пассажира и водитель размещались на двух диванах. У переднего есть ручка регулировки, и оно перемещается вперед и назад.

То, что машина стала бежевой, — это желание реставраторов, им она досталась темно-коричневого цвета. По словам Беспальчего, сейчас вообще сложно сказать, во что красили кузова в 40-50-е годы, так как цветных фотографий или видеосъемок практически нет. Он знает, что были машины темно-зеленые, серые и темно-бежевые.



Сколько стоит «Победа»?

«Победа» в момент выпуска ничем не уступала ведущим мировым образцам. ГАЗ М-20 — один из первых легковых автомобилей с несущим кузовом понтонного типа, у которого не было отдельных крыльев, фар и подножек. У кузова были варианты седан, хотя сейчас его назвали бы хэтчбек, и кабриолет — со съемной крышей.

В машине впервые все комплектующие были советского производства. Конструкторы выбирали из двух двигателей — четырехцилиндрового и шестицилиндрового. В итоге в серию пошел первый вариант, который работал на низкооктановом 66-м бензине, что было важно в послевоенное время в условиях дефицита топлива.

«Спокойная на колдобинах, в поворотах и при ускорениях. Хороша на трудных дорогах, если вы не спешите. На дороге держится великолепно. Для своего размера очень стабильна — видимо, из-за веса и мощных рессор», — писал в 1957 году американский журнал Science and Mechanics.



Тщательно создавался дизайн машины, делали несколько деревянных моделей. Особый смысл несла в себе и эмблема — она одновременно напоминает очертания Нижегородского кремля, то есть отсылает к городу, где создали автомобиль, и литеру М — так как завод в те годы носил имя Молотова.

«Раньше у каждой машины была индивидуальность, ее с другой не спутаешь. Сейчас же убери с машины шильдик, и непонятно, что за марка», — высказывается Беспальчий.

Есть популярная версия о появлении имени «Победы», которую одни считают историческим фактом, а другие — анекдотом. Автомобиль предполагалось назвать «Родиной». В июне 1945-го модель показали в Кремле Сталину, который поинтересовался: «Почем будете “Родину” продавать?» После этого машину переименовали в «Победу».

Первые экземпляры получали ведущие ученые, писатели, директора предприятий — люди не только со статусом, но и которые хорошо зарабатывали в Союзе. «Победа» стоила 16 тысяч рублей, тогда как зарплата опытного квалифицированного инженера составляла примерно 600 рублей.



Сегодня «Победу» можно купить и за 40 тысяч рублей, и за 500 тысяч, причем границ нет — все зависит от состояния авто.

Отреставрировать олдтаймер, по словам Беспальчего, с каждым годом становится проще. Появились фирмы, которые по старым чертежам изготавливают детали. Самое сложное — это достать хромированные элементы, они редки, и потому стоят дорого.






Источник: sibnet.ru

Метки: Новосибирск

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

5
Другие новости

Оставить комментарий

;tyz
;tyz Добавил(а) :
29 июня 2018 13:25 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментов
Заметьте - инженер мог заработать на автомобиль представительского класса за 2 года!

Сейчас "инженер" и "представительский класс" - понятия несовместимые...
Заметьте - инженер мог заработать на автомобиль представительского класса за 2 года!

Сейчас "инженер" и "представительский класс" - понятия несовместимые...
VadimTLT
VadimTLT Добавил(а) :
29 июня 2018 14:24 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовКоньяк за первую публикацию
Ручной газ)))
На обычном вазовском подсосе можно также ездить,круиз контроль мать его)))
Ручной газ)))
На обычном вазовском подсосе можно также ездить,круиз контроль мать его)))

показать все комментарии (3)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!