База "Барнео". Полярный город на дрейфующей льдине
Барнео—российская арктическая экспедиция, организующаяся каждую весну с 2000 года. По разным причинам больше ни одно государство не может основать в Арктике что-то похожее. Цель экспедиции — научные исследования воды, животного мира, озонового слоя атмосферы. К этим исследованиям в этом году присоединятся и московские школьники под руководством Смирнова Ивана. Кроме того, в Барнео организуются заезды туристов.
Название базы лишь одной буквой отличается от имени тропического острова Борнео. Полярники любили подбирать «теплые» имена северным поселениям. Например, в Заполярье в свое время появился поселок Африканда, названный так инженерами-путейцами. А за дрейфующей станцией во льдах закрепилось «неграмотное» Барнео.
Вторая версия – слово «Борнео» было позывным советских арктических летчиков. Букву О на А при официальном наименовании базы решили заменить, чтобы не было потом путаницы и дипломатических проблем.
Лагерь разворачивается ежегодно на месяц-полтора в зависимости от погодных условий. Располагается он на льдине всего в 100 километрах от Северного полюса. В начале марта начинается подготовка оборудования, которое затем используется в строительстве лагеря.
Из Мурманска вылетает самолет, чтобы в промежуточной точке сбросить часть топлива для подзаправки вертолетов. Это место называется точкой «Жалюзи-1».
Выгрузив топливо, самолет продолжает движение к северу к точке «Жалюзи-2», в которой вместе с грузом десантируется группа опытных полярников. Они приземляются в ледяной пустыне с температурой воздуха примерно —40 градусов. Их задача—разбить временный лагерь для встречи вертолетов, которые полетят искать подходящую льдину.
Буквально за пару дней команда-первопроходец должна развернуть палатки, организовать питание, обустроить быт.
К льдине предъявляются строгие требования: как минимум 2 километра в длину и 1—в ширину, толщина не менее 2 метров и возраст не менее 2 лет. Да, опытные полярники могут даже возраст льдины определить на глаз! Кроме того, она должна быть достаточно ровной, ведь придется оборудовать взлетно-посадочную полосу.
На эту полосу должен будет приземляться специальный самолет – АН-74. Его еще называют «чебурашка» - из-за двигателей над крыльями, которые похожи на большие уши.
Найдя подходящую на вид льдину, вертолет зависает над ней, но не садится: есть опасность провалиться в прикрытую снегом трещину. Сначала выпрыгивает оператор, который проверяет поверхность специальным щупом. Если льдина признана подходящей, прилетает самолет, на борту которого находятся полярники и все необходимое для строительства временного города: топливо, трактора, оборудование. Все это десантируется на специальных платформах с парашютами: основное оборудование—с высоты 600 метров, люди с 1500-1700 метров, а трактор с тандем-мастером—с 2200-2500 метров. Такой метод доставки грузов разработали советские ученые в 1984 году. До этого один трактор приходилось разбирать на части, а для его доставки требовалось 4 самолетных рейса.
После приема груза весь персонал лагеря независимо от должностей приступает к строительству. В первую очередь обустраивается взлетная полоса: трактор очищает снег, люди скалывают наледи, заливают неровности водой. Полоса должна быть 1200 метров в длину и 40 в ширину. Обычно ее обустройство занимает от 5 до 10 дней.
Параллельно возводится и сам город: жилые палатки, кают-компании для персонала и будущих гостей, баня, кухня, медпункт. Энергию получают от дизельных и бензиновых генераторов. Они вместе со снегоходами хранятся в отдельной палатке, чтобы двигатели не пострадали от мороза. На всякий случай на базе постоянно дежурят 2 вертолета в полной готовности к вылету.
После проведения всех этих работ Барнео готов принять как ученых, так и туристов. Проводятся научные изыскания, работает программа развлечений. Можно прыгать с парашютом, заниматься подледным дайвингом, летать на воздушном шаре, кататься на мотосанях, собачьих упряжках, вертолетах.
Полярники тщательно следят за безопасностью лагеря. К территории иногда подходят белые медведей, которые, несмотря на свой неуклюжий вид, обладают большой ловкостью и подвижностью. Звери очень любопытны и иногда забредают в лагерь, привлеченные запахом еды. Стрелять в медведей запрещено, поэтому их отгоняют шумом и с помощью собак.
Кроме того, всегда существует опасность, что льдина начнет двигаться или от нее отколется кусок. Однажды унесло целую взлетно-посадочную полосу. Пришлось в экстренном порядке строить новую: ведь вертолет—это единственный способ сообщения с большой землей.
Жизнь на базе бурлит месяц, а то и полтора. После этого она полностью разбирается и увозится, включая даже накопившийся мусор. До следующей весны во льдах ничто не напоминает о недавнем присутствии человека.
А вы бы хотели там побывать?
Источник
Не пропустите :
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
Экспедиция на Север - Или как добраться до мыса Челюскин на ГАЗах.
20 фактов о Норильске, которых мы не знали
Тикси - суровый оазис на севере Якутии
Жизнь на полярном круге
Название базы лишь одной буквой отличается от имени тропического острова Борнео. Полярники любили подбирать «теплые» имена северным поселениям. Например, в Заполярье в свое время появился поселок Африканда, названный так инженерами-путейцами. А за дрейфующей станцией во льдах закрепилось «неграмотное» Барнео.
Вторая версия – слово «Борнео» было позывным советских арктических летчиков. Букву О на А при официальном наименовании базы решили заменить, чтобы не было потом путаницы и дипломатических проблем.
Лагерь разворачивается ежегодно на месяц-полтора в зависимости от погодных условий. Располагается он на льдине всего в 100 километрах от Северного полюса. В начале марта начинается подготовка оборудования, которое затем используется в строительстве лагеря.
Из Мурманска вылетает самолет, чтобы в промежуточной точке сбросить часть топлива для подзаправки вертолетов. Это место называется точкой «Жалюзи-1».
Выгрузив топливо, самолет продолжает движение к северу к точке «Жалюзи-2», в которой вместе с грузом десантируется группа опытных полярников. Они приземляются в ледяной пустыне с температурой воздуха примерно —40 градусов. Их задача—разбить временный лагерь для встречи вертолетов, которые полетят искать подходящую льдину.
Буквально за пару дней команда-первопроходец должна развернуть палатки, организовать питание, обустроить быт.
К льдине предъявляются строгие требования: как минимум 2 километра в длину и 1—в ширину, толщина не менее 2 метров и возраст не менее 2 лет. Да, опытные полярники могут даже возраст льдины определить на глаз! Кроме того, она должна быть достаточно ровной, ведь придется оборудовать взлетно-посадочную полосу.
На эту полосу должен будет приземляться специальный самолет – АН-74. Его еще называют «чебурашка» - из-за двигателей над крыльями, которые похожи на большие уши.
Найдя подходящую на вид льдину, вертолет зависает над ней, но не садится: есть опасность провалиться в прикрытую снегом трещину. Сначала выпрыгивает оператор, который проверяет поверхность специальным щупом. Если льдина признана подходящей, прилетает самолет, на борту которого находятся полярники и все необходимое для строительства временного города: топливо, трактора, оборудование. Все это десантируется на специальных платформах с парашютами: основное оборудование—с высоты 600 метров, люди с 1500-1700 метров, а трактор с тандем-мастером—с 2200-2500 метров. Такой метод доставки грузов разработали советские ученые в 1984 году. До этого один трактор приходилось разбирать на части, а для его доставки требовалось 4 самолетных рейса.
После приема груза весь персонал лагеря независимо от должностей приступает к строительству. В первую очередь обустраивается взлетная полоса: трактор очищает снег, люди скалывают наледи, заливают неровности водой. Полоса должна быть 1200 метров в длину и 40 в ширину. Обычно ее обустройство занимает от 5 до 10 дней.
Параллельно возводится и сам город: жилые палатки, кают-компании для персонала и будущих гостей, баня, кухня, медпункт. Энергию получают от дизельных и бензиновых генераторов. Они вместе со снегоходами хранятся в отдельной палатке, чтобы двигатели не пострадали от мороза. На всякий случай на базе постоянно дежурят 2 вертолета в полной готовности к вылету.
После проведения всех этих работ Барнео готов принять как ученых, так и туристов. Проводятся научные изыскания, работает программа развлечений. Можно прыгать с парашютом, заниматься подледным дайвингом, летать на воздушном шаре, кататься на мотосанях, собачьих упряжках, вертолетах.
Полярники тщательно следят за безопасностью лагеря. К территории иногда подходят белые медведей, которые, несмотря на свой неуклюжий вид, обладают большой ловкостью и подвижностью. Звери очень любопытны и иногда забредают в лагерь, привлеченные запахом еды. Стрелять в медведей запрещено, поэтому их отгоняют шумом и с помощью собак.
Кроме того, всегда существует опасность, что льдина начнет двигаться или от нее отколется кусок. Однажды унесло целую взлетно-посадочную полосу. Пришлось в экстренном порядке строить новую: ведь вертолет—это единственный способ сообщения с большой землей.
Жизнь на базе бурлит месяц, а то и полтора. После этого она полностью разбирается и увозится, включая даже накопившийся мусор. До следующей весны во льдах ничто не напоминает о недавнем присутствии человека.
А вы бы хотели там побывать?
Источник
Не пропустите :
12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)
Экспедиция на Север - Или как добраться до мыса Челюскин на ГАЗах.
20 фактов о Норильске, которых мы не знали
Тикси - суровый оазис на севере Якутии
Жизнь на полярном круге
9
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (7)
Написать комментарий: