Умерший автогигант: 10 легендарных машин под маркой ЗиЛ
Старейшему автомобильному предприятию России — заводу имени Лихачева — 2 августа исполнился бы 101 год. Но два года назад ЗиЛ закрыли. На месте завода, который первым начал снабжать страну грузовыми автомобилями, теперь строят элитное жилье.
Заложено первое российское автопредприятие было 2 августа 1916 года в Тюфелевой роще в Москве. В марте 1917 года завод по лицензии итальянской компании FIAT выпустил первые полуторатонные грузовиков Ф-15. С того времени ЗиЛ произвел 7,87 миллиона грузовиков, 39,536 тысячи автобусов и 12,148 тысячи легковых автомобилей. Некоторые из зиловских марок прославили отечественный автопром.
Первый российский грузовик
Автомобиль АМО-Ф-15 был разработан на базе итальянского грузовика FIAT 15 Ter, в конструкцию которого в ходе производства был внесен ряд изменений. Изначально на АМО грузовики только собирались. Собственный промышленный выпуск удалось наладить только к началу 1925 года.
Через два года директором предприятия был назначен Иван Лихачев. В 1931 году была затеяна масштабная реконструкция: значительно расширена площадь завода, построены новые производственные мощности. Предприятие переименовали в «Завод имени Сталина».
АМО-Ф-15 представлял собой двухосный заднеприводный грузовой автомобиль грузоподъемностью до 1,5 тонны. На нем устанавливался 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель мощностью 35 лошадиных сил. Он мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч. С 1924 по 1931 год завод выпустил 6285 таких автомобилей.
Прославленная трехтонка
Уже в 1930 году на заводе начался лицензионный выпуск американских грузовиков «Автокар-5С», ставших прототипами легендарной трехтонки ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошли в массовую серию. На его базе были созданы 25 моделей и модификаций.
Наступление немецкой армии в 1941 году заставило власти остановить производство и приготовить завод к уничтожению, однако после разгрома немцев под Москвой он снова наладил выпуск грузовиков для фронта.
Фото: Gumundur D. Haraldsson / CC BY 2.0
Серийный ЗиС-5 начала 1930 годов имел мощность 73 лошадиные силы. Масса снаряженного автомобиля составляла 3,1 тонны. Он развивал скорость до 60 км/ч. ЗиС-5В, выпускаемый в условиях военного времени, стал значительно проще базовой модели.
В послевоенные годы легендарный грузовик ЗиС-5В еще долго не сходил с конвейеров завода. Этот автомобиль обладал исключительной прочностью и неприхотливостью, имел отличную проходимость.
«Машина Сталина»
Элегантный лимузин ЗиС-101, выпускавший в 1936—1941 годах для советской элиты, был практически точной копией американского автомобиля Buick-32-90. В 1941 году пошла в серию рестайлинговая модель ЗиС-101А, отличавшаяся оформлением передней части и двигателем с алюминиевыми поршнями и новым карбюратором, форсированным с 90 до 116 лошадиных сил. Такой автомобиль развивал и большую максимальную скорость, 125 км/ч.
Иосиф Сталин вплоть до своих последних дней передвигался на бронированной версии лимузина — ЗиС-115. Этот автомобиль массой 4,3 тонны мог развивать до 120 км/ч благодаря двигателю мощностью в 162 лошадиные силы.
Революционный автобус
Сразу после войны завод разработал автобус ЗиС-154 с революционной для отечественного автопрома конструкцией. Это был первый советский серийный автобус с цельнометаллическим кузовом вагонного типа.
ЗиС-154 полюбился водителям за простоту управления. Пассажирам автобус очень нравился за комфорт (по сравнению с довоенными моделями): удобным широким дверным проемам, плавному ходу, отличному отоплению и вентиляции. Однако новый дизельный двигатель был недоработан и машину сняли с производства.
Фото: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) / CC BY-SA 3.0
На смену пришел ЗиС-155. Всего было выпущено 21 741 таких машин, которые составляли основу автобусного парка крупных городов СССР до середины 1960-х годов.
Представительская «Юность»
Представительский автобус «Юность» безусловно можно причислить к наиболее ярким легендам отечественного автопрома. Эта машина выделялась авангардным дизайном полностью отечественной разработки. А задумана она была, чтобы занять рабочих в цехах штучной сборки представительских лимузинов.
Первый вариант «Юности» вышел на испытания в 1962 году. Оригинальный автомобиль привел в восторг Никиту Хрущева. Через несколько лет машина получил сразу 12 наград на выставке в Ницце. По легенде, купить лицензию на ее производство в США пытался даже Генри Форд II, в чем ему было отказано.
К сожалению, «Юности» не удалось пойти в серию и в Советском Союзе. Широкой публике этот автобус стал известен из кинофильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», в съемках которого он принял участие.
«Король бездорожья»
Настоящей легендой завода стал армейский грузовик ЗиЛ-157, получивший у благодарных водителей звучные прозвища «Ступа», «Мормон», «Колун» или «Трумен». Проходимость этого грузовика, продержавшегося на производстве с 1958 до 1988 года, можно назвать выдающейся. Многочисленные версии ЗИЛ-157 можно до сих пор встретить и на Крайнем Севере, и в Средней Азии.
Полноприводный грузовик оснащался двигателем мощностью в 104 лошадиные силы, который мог разогнать его до 65 км/ч. Машина может перевозить до 5 тонн груза по асфальту и до 2,5 тонны по грунту.
Впервые в советском автомобилестроении на грузовом автомобиле была применена система централизованного регулирования давления в автомобильных шинах. Водитель со своего места мог регулировать его во всех колесах или по выбору. От давления в шинах зависит проходимость машины: на слабых грунтах, грязи, песку или снеге оно снижается.
Шасси для «Урагана»
ЗИЛ-135 — семейство советских четырехосных военных автомобилей. Изначально машина была разработана как транспортный грузовик для буксировки артиллерии в Специальном конструкторском бюро ЗИЛа в начале 1960-х. Выпускался с 1963 по 1995 год. Поставлялся на экспорт.
Фото: Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0
Машина оборудовалась двумя двигателями ЗИЛ-123Ф мощностью 120 лошадиных сил каждый. Каждый двигатель вращал колеса своего борта, что обеспечивало дополнительную живучесть и боевую устойчивость машины. Автомобиль — четырехосный. Причем поворотными выполнены колеса первой и четвертой осей.
ЗИЛ-135 стал базой для размещения различных систем вооружения, в частности реактивных систем залпового огня «Ураган» и ракетных комплексов «Луна».
«Синяя птица»
Амфибия ЗИЛ-49065 — вездеход с алюминиевой рамой и стеклопластиковым кузовом. Машина создана для поиска и эвакуации космонавтов после приземления.
Вездеход имеет комфортабельный пассажирский салон с системой кондиционирования воздуха, а также термо и шумоизоляцией. Имеется медицинское оборудование. Машина может обеспечить автономное существование экипажа и пассажиров до трех суток.
На шоссе «Синяя птица» развивает до 80 км/ч, на воде — до 9 км/ч.
«Рабочая лошадка»
Один из самых массовых автомобилей в истории советского автопрома стал грузовик ЗиЛ-130. С 1963 до прекращения производства в 1994 году автозаводом были изготовлены 3,366 миллиона таких машин разных модификаций. Он широко использовался в народном хозяйстве и армии, поставлялся на экспорт.
Фото: Artem Svetlov from Russia / CC BY 2.0
ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Решением аттестационной комиссии в 1973 году автомобилю ЗИЛ-130 был присвоен Государственный Знак Качества СССР.
Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком.
Последний советский лимузин
ЗИЛ-41041 — последнее зиловское поколение лимузинов. Их производство началось в 1985 году с приходом нового Генерального секретаря ЦК КПСС — Михаила Горбачева. Автомобили предназначались для обслуживания членов Политбюро (за что получили прозвище «членовоз» в обиходе) и встреч иностранных делегаций и выпускались ограниченными партиями не более 20 штук в год.
Фото: Wikimedia / CC BY 4.0
ЗИЛ-41041 оборудован карбюраторным двигателем с рабочим объемом 7,68 л. Развивает до 200 км/ч и разгоняется до 100 км/ч за 12 секунд, расходуя 25-30 литров бензина на 100 километров пути.
Последний автомобиль этого типа был выпущен для президента Казахстана в 2002 году. В 2011 или январе-августе 2012 (по разным данным) года был выпущен еще один ЗИЛ-410441, проданный Януковичу. Выпуску последних трех автомобилей ЗИЛ посвящен документальный фильм «Последний лимузин».
Источник: sibnet.ru
Не пропустите:
Фотографии с заброшенного завода ЗИЛ (52 фото)
Раритетный ЗиЛ
Внутри президентский лимузина ЗИЛ-4112Р, выставленного на продажу
Заложено первое российское автопредприятие было 2 августа 1916 года в Тюфелевой роще в Москве. В марте 1917 года завод по лицензии итальянской компании FIAT выпустил первые полуторатонные грузовиков Ф-15. С того времени ЗиЛ произвел 7,87 миллиона грузовиков, 39,536 тысячи автобусов и 12,148 тысячи легковых автомобилей. Некоторые из зиловских марок прославили отечественный автопром.
Первый российский грузовик
Автомобиль АМО-Ф-15 был разработан на базе итальянского грузовика FIAT 15 Ter, в конструкцию которого в ходе производства был внесен ряд изменений. Изначально на АМО грузовики только собирались. Собственный промышленный выпуск удалось наладить только к началу 1925 года.
Через два года директором предприятия был назначен Иван Лихачев. В 1931 году была затеяна масштабная реконструкция: значительно расширена площадь завода, построены новые производственные мощности. Предприятие переименовали в «Завод имени Сталина».
АМО-Ф-15 представлял собой двухосный заднеприводный грузовой автомобиль грузоподъемностью до 1,5 тонны. На нем устанавливался 4-цилиндровый рядный карбюраторный двигатель мощностью 35 лошадиных сил. Он мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч. С 1924 по 1931 год завод выпустил 6285 таких автомобилей.
Прославленная трехтонка
Уже в 1930 году на заводе начался лицензионный выпуск американских грузовиков «Автокар-5С», ставших прототипами легендарной трехтонки ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошли в массовую серию. На его базе были созданы 25 моделей и модификаций.
Наступление немецкой армии в 1941 году заставило власти остановить производство и приготовить завод к уничтожению, однако после разгрома немцев под Москвой он снова наладил выпуск грузовиков для фронта.
Фото: Gumundur D. Haraldsson / CC BY 2.0
Серийный ЗиС-5 начала 1930 годов имел мощность 73 лошадиные силы. Масса снаряженного автомобиля составляла 3,1 тонны. Он развивал скорость до 60 км/ч. ЗиС-5В, выпускаемый в условиях военного времени, стал значительно проще базовой модели.
В послевоенные годы легендарный грузовик ЗиС-5В еще долго не сходил с конвейеров завода. Этот автомобиль обладал исключительной прочностью и неприхотливостью, имел отличную проходимость.
«Машина Сталина»
Элегантный лимузин ЗиС-101, выпускавший в 1936—1941 годах для советской элиты, был практически точной копией американского автомобиля Buick-32-90. В 1941 году пошла в серию рестайлинговая модель ЗиС-101А, отличавшаяся оформлением передней части и двигателем с алюминиевыми поршнями и новым карбюратором, форсированным с 90 до 116 лошадиных сил. Такой автомобиль развивал и большую максимальную скорость, 125 км/ч.
Иосиф Сталин вплоть до своих последних дней передвигался на бронированной версии лимузина — ЗиС-115. Этот автомобиль массой 4,3 тонны мог развивать до 120 км/ч благодаря двигателю мощностью в 162 лошадиные силы.
Революционный автобус
Сразу после войны завод разработал автобус ЗиС-154 с революционной для отечественного автопрома конструкцией. Это был первый советский серийный автобус с цельнометаллическим кузовом вагонного типа.
ЗиС-154 полюбился водителям за простоту управления. Пассажирам автобус очень нравился за комфорт (по сравнению с довоенными моделями): удобным широким дверным проемам, плавному ходу, отличному отоплению и вентиляции. Однако новый дизельный двигатель был недоработан и машину сняли с производства.
Фото: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) / CC BY-SA 3.0
На смену пришел ЗиС-155. Всего было выпущено 21 741 таких машин, которые составляли основу автобусного парка крупных городов СССР до середины 1960-х годов.
Представительская «Юность»
Представительский автобус «Юность» безусловно можно причислить к наиболее ярким легендам отечественного автопрома. Эта машина выделялась авангардным дизайном полностью отечественной разработки. А задумана она была, чтобы занять рабочих в цехах штучной сборки представительских лимузинов.
Первый вариант «Юности» вышел на испытания в 1962 году. Оригинальный автомобиль привел в восторг Никиту Хрущева. Через несколько лет машина получил сразу 12 наград на выставке в Ницце. По легенде, купить лицензию на ее производство в США пытался даже Генри Форд II, в чем ему было отказано.
К сожалению, «Юности» не удалось пойти в серию и в Советском Союзе. Широкой публике этот автобус стал известен из кинофильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», в съемках которого он принял участие.
«Король бездорожья»
Настоящей легендой завода стал армейский грузовик ЗиЛ-157, получивший у благодарных водителей звучные прозвища «Ступа», «Мормон», «Колун» или «Трумен». Проходимость этого грузовика, продержавшегося на производстве с 1958 до 1988 года, можно назвать выдающейся. Многочисленные версии ЗИЛ-157 можно до сих пор встретить и на Крайнем Севере, и в Средней Азии.
Полноприводный грузовик оснащался двигателем мощностью в 104 лошадиные силы, который мог разогнать его до 65 км/ч. Машина может перевозить до 5 тонн груза по асфальту и до 2,5 тонны по грунту.
Впервые в советском автомобилестроении на грузовом автомобиле была применена система централизованного регулирования давления в автомобильных шинах. Водитель со своего места мог регулировать его во всех колесах или по выбору. От давления в шинах зависит проходимость машины: на слабых грунтах, грязи, песку или снеге оно снижается.
Шасси для «Урагана»
ЗИЛ-135 — семейство советских четырехосных военных автомобилей. Изначально машина была разработана как транспортный грузовик для буксировки артиллерии в Специальном конструкторском бюро ЗИЛа в начале 1960-х. Выпускался с 1963 по 1995 год. Поставлялся на экспорт.
Фото: Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0
Машина оборудовалась двумя двигателями ЗИЛ-123Ф мощностью 120 лошадиных сил каждый. Каждый двигатель вращал колеса своего борта, что обеспечивало дополнительную живучесть и боевую устойчивость машины. Автомобиль — четырехосный. Причем поворотными выполнены колеса первой и четвертой осей.
ЗИЛ-135 стал базой для размещения различных систем вооружения, в частности реактивных систем залпового огня «Ураган» и ракетных комплексов «Луна».
«Синяя птица»
Амфибия ЗИЛ-49065 — вездеход с алюминиевой рамой и стеклопластиковым кузовом. Машина создана для поиска и эвакуации космонавтов после приземления.
Вездеход имеет комфортабельный пассажирский салон с системой кондиционирования воздуха, а также термо и шумоизоляцией. Имеется медицинское оборудование. Машина может обеспечить автономное существование экипажа и пассажиров до трех суток.
На шоссе «Синяя птица» развивает до 80 км/ч, на воде — до 9 км/ч.
«Рабочая лошадка»
Один из самых массовых автомобилей в истории советского автопрома стал грузовик ЗиЛ-130. С 1963 до прекращения производства в 1994 году автозаводом были изготовлены 3,366 миллиона таких машин разных модификаций. Он широко использовался в народном хозяйстве и армии, поставлялся на экспорт.
Фото: Artem Svetlov from Russia / CC BY 2.0
ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Решением аттестационной комиссии в 1973 году автомобилю ЗИЛ-130 был присвоен Государственный Знак Качества СССР.
Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком.
Последний советский лимузин
ЗИЛ-41041 — последнее зиловское поколение лимузинов. Их производство началось в 1985 году с приходом нового Генерального секретаря ЦК КПСС — Михаила Горбачева. Автомобили предназначались для обслуживания членов Политбюро (за что получили прозвище «членовоз» в обиходе) и встреч иностранных делегаций и выпускались ограниченными партиями не более 20 штук в год.
Фото: Wikimedia / CC BY 4.0
ЗИЛ-41041 оборудован карбюраторным двигателем с рабочим объемом 7,68 л. Развивает до 200 км/ч и разгоняется до 100 км/ч за 12 секунд, расходуя 25-30 литров бензина на 100 километров пути.
Последний автомобиль этого типа был выпущен для президента Казахстана в 2002 году. В 2011 или январе-августе 2012 (по разным данным) года был выпущен еще один ЗИЛ-410441, проданный Януковичу. Выпуску последних трех автомобилей ЗИЛ посвящен документальный фильм «Последний лимузин».
Источник: sibnet.ru
Не пропустите:
Фотографии с заброшенного завода ЗИЛ (52 фото)
Раритетный ЗиЛ
Внутри президентский лимузина ЗИЛ-4112Р, выставленного на продажу
Метки: Москва
10
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (8)
Написать комментарий: