Грандиозный летающий дворец-лодка «Дорнье»
88 лет назад, 12 июля 1929 года, впервые поднялась в воздух гигантская летающая лодка «Дорнье» Do-X — крупнейший в мире, на тот момент, летательный аппарат тяжелее воздуха. Через пять лет это звание перейдет к советскому колоссу «Максим Горький», однако, по максимальному взлетному весу — 58 тонн — Do-X еще долго будет оставаться мировым рекордсменом, так как, взлетная масса «Максима Горького» составляла 53 тонны.
Еще один рекорд Do-X оставался непревзойденным вплоть до второй половины ХХ века: 20 октября 1929 года он взлетел, имея на борту 150 пассажиров и 19 членов экипажа. Это была совершенно фантастическая величина в те времена, когда ни один авиалайнер еще не поднимал более 50 человек.
Однако такая вместимость оказалась никому не нужной. До наступления эпохи массовых пассажирских авиаперевозок и многоместных аэробусов оставались почти три десятилетия. Do-X переоборудовали под поскошный «летающий отель» на 66 пассажиров, которые могли бы путешествовать с максимальным комфортом, но и в этом качестве он не был востребован.
Окончательно подкосила гиганта наступившая в том же году «великая депрессия», вызвавшая резкое падение спроса на пассажирские авиарейсы. В результате, на регулярные маршруты он так и не вышел, а уже в 1933 году, совершив всего примерно 70 полетов, был отправлен на последнюю стоянку в авиационный музей. Там его в 1943 году разбомбили англичане.
Еще два экземпляра Do-X были построены в 1931 и 1932 годах по итальянскому заказу. Но и они не достигли коммерческого успеха. Пассажирское авиасообщение над Средиземным морем, которое итальянцы пытались организовать на этих машинах, оказалось убыточным, развлекательные воздушные круизы — тоже. В 1934 году оба гидроплана были законсервированы, а в 1937-м — отправлены на слом. В общем, Do-X постигла типичная судьба тех, кто намного опережает свое время.
Первый экземпляр Do-X в сборочном цехе. Поскольку Версальский договор запрещал Германии производить тяжелые многомоторные аэропланы, специально для постройки этого самолета фирма «Дорнье» построила авиазавод в Швейцарии, на берегу Боденского озера.
Первоначально на Do-X установили 12 английских звездообразных 520-сильных моторов Бристоль «Юпитер» в шести тандемных установках над крылом, соединенных дополнительной несущей поверхностью. Снимок на память участников проектирования и постройки летающего гиганта.
Do-X перед рекордным полетом, в котором он поднял в воздух 169 человек.
Пассажирами в этом полете были сотрудники КБ, рабочие и инженеры авиазавода, а также — несколько журналистов. Салон, как видно на фото, еще не имел отделки.
Кабина пилотов также выглядела очень скромно, а приборное оборудование, по современным меркам, было крайне убогим. Обратите внимание, что у пилотов не было никаких органов управления двигателями.
Потому что двигателями управлял и следил за их работой специальный член экипажа — бортинженер-моторист, чье рабочее место находилось в отдельном помещении за пилотской кабиной. Шеф-пилот подавал ему команды по телефону. В состав экипажа входили два моториста, которые посменно несли вахту. В общем, всё как на корабле.
В 1930 году пассажирский салон Do-X полностью преобразился, превратившись в анфиладу роскошных помещений с коврами, мягкой мебелью и обивкой стен узорчатой декоративной тканью.
В нем можно было с комфортом послушать радио…
Или прилечь на диван, отгородившись от прохода и соседнего купе занавеской.
Или выпить и закусить.
Радикальной переделке подвергся не только салон но и силовая установка. Вместо звездообразных «Юпитеров» самолет оснастили более мощными и высотными американскими V-образными моторами водяного охлаждения Кертисс «Конкерор» по 610 сил каждый. С ними рабочий потолок машины, ранее не превышавший 500 метров, достиг 3200 м.
«Конкероры» на крыле модифицированного Do-X.
Заливка воды в систему охлаждения.
Do-X с новыми моторами идет на взлет.
Взлетел!
И прилетел в Бразилию. Не сразу, конечно, а с несколькими промежуточными посадками. На снимке — Do-X приводнившийся возле Рио-де-Жанейро.
А потом был перелет в Нью-Йорк.
Небоскребы, небоскребы, а я не маленький такой.
Встреча двух немецких гигантов — летающей лодки Do-X и дирижабля «Граф Цеппелин».
Второй экземпляр Do-X с итальянскими двигателями Фиат A-22R в хорошо обтекаемых гондолах на пилонах каплевидного сечения. Этот самолет носил собственное имя «Умберто Маддалена». Киль раскрашен в цвета итальянского флага.
Носовая часть «Умберто Маддалены» крупным планом. В передних кромках пилонов установлены радиаторы.
Do-X в окружении катеров и байдарок на берлинском озере Ванзее.
Помимо пассажиров, Do-X возил авиапочту. На снимке — конверт со специальным штемпелем, доставленный этим самолетом из Рио-де-Жанейро в Нью-Йорк. Такие конверты являются большой редкостью и высоко ценятся у филателистов.
Источник
Еще один рекорд Do-X оставался непревзойденным вплоть до второй половины ХХ века: 20 октября 1929 года он взлетел, имея на борту 150 пассажиров и 19 членов экипажа. Это была совершенно фантастическая величина в те времена, когда ни один авиалайнер еще не поднимал более 50 человек.
Однако такая вместимость оказалась никому не нужной. До наступления эпохи массовых пассажирских авиаперевозок и многоместных аэробусов оставались почти три десятилетия. Do-X переоборудовали под поскошный «летающий отель» на 66 пассажиров, которые могли бы путешествовать с максимальным комфортом, но и в этом качестве он не был востребован.
Окончательно подкосила гиганта наступившая в том же году «великая депрессия», вызвавшая резкое падение спроса на пассажирские авиарейсы. В результате, на регулярные маршруты он так и не вышел, а уже в 1933 году, совершив всего примерно 70 полетов, был отправлен на последнюю стоянку в авиационный музей. Там его в 1943 году разбомбили англичане.
Еще два экземпляра Do-X были построены в 1931 и 1932 годах по итальянскому заказу. Но и они не достигли коммерческого успеха. Пассажирское авиасообщение над Средиземным морем, которое итальянцы пытались организовать на этих машинах, оказалось убыточным, развлекательные воздушные круизы — тоже. В 1934 году оба гидроплана были законсервированы, а в 1937-м — отправлены на слом. В общем, Do-X постигла типичная судьба тех, кто намного опережает свое время.
Первый экземпляр Do-X в сборочном цехе. Поскольку Версальский договор запрещал Германии производить тяжелые многомоторные аэропланы, специально для постройки этого самолета фирма «Дорнье» построила авиазавод в Швейцарии, на берегу Боденского озера.
Первоначально на Do-X установили 12 английских звездообразных 520-сильных моторов Бристоль «Юпитер» в шести тандемных установках над крылом, соединенных дополнительной несущей поверхностью. Снимок на память участников проектирования и постройки летающего гиганта.
Do-X перед рекордным полетом, в котором он поднял в воздух 169 человек.
Пассажирами в этом полете были сотрудники КБ, рабочие и инженеры авиазавода, а также — несколько журналистов. Салон, как видно на фото, еще не имел отделки.
Кабина пилотов также выглядела очень скромно, а приборное оборудование, по современным меркам, было крайне убогим. Обратите внимание, что у пилотов не было никаких органов управления двигателями.
Потому что двигателями управлял и следил за их работой специальный член экипажа — бортинженер-моторист, чье рабочее место находилось в отдельном помещении за пилотской кабиной. Шеф-пилот подавал ему команды по телефону. В состав экипажа входили два моториста, которые посменно несли вахту. В общем, всё как на корабле.
В 1930 году пассажирский салон Do-X полностью преобразился, превратившись в анфиладу роскошных помещений с коврами, мягкой мебелью и обивкой стен узорчатой декоративной тканью.
В нем можно было с комфортом послушать радио…
Или прилечь на диван, отгородившись от прохода и соседнего купе занавеской.
Или выпить и закусить.
Радикальной переделке подвергся не только салон но и силовая установка. Вместо звездообразных «Юпитеров» самолет оснастили более мощными и высотными американскими V-образными моторами водяного охлаждения Кертисс «Конкерор» по 610 сил каждый. С ними рабочий потолок машины, ранее не превышавший 500 метров, достиг 3200 м.
«Конкероры» на крыле модифицированного Do-X.
Заливка воды в систему охлаждения.
Do-X с новыми моторами идет на взлет.
Взлетел!
И прилетел в Бразилию. Не сразу, конечно, а с несколькими промежуточными посадками. На снимке — Do-X приводнившийся возле Рио-де-Жанейро.
А потом был перелет в Нью-Йорк.
Небоскребы, небоскребы, а я не маленький такой.
Встреча двух немецких гигантов — летающей лодки Do-X и дирижабля «Граф Цеппелин».
Второй экземпляр Do-X с итальянскими двигателями Фиат A-22R в хорошо обтекаемых гондолах на пилонах каплевидного сечения. Этот самолет носил собственное имя «Умберто Маддалена». Киль раскрашен в цвета итальянского флага.
Носовая часть «Умберто Маддалены» крупным планом. В передних кромках пилонов установлены радиаторы.
Do-X в окружении катеров и байдарок на берлинском озере Ванзее.
Помимо пассажиров, Do-X возил авиапочту. На снимке — конверт со специальным штемпелем, доставленный этим самолетом из Рио-де-Жанейро в Нью-Йорк. Такие конверты являются большой редкостью и высоко ценятся у филателистов.
Источник
3
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: