Техник из Екатеринбурга рассказал, как учился летать Юрий Гагарин
"Штопор давался ему легко". Максут Насыбуллин несколько лет служил вместе с человеком-легендой на Северном флоте.
Для екатеринбуржца Максута Насыбуллина, который в конце 50-х готовил к полётам самолёты для лейтенанта Юрия Гагарина, гибель первого космонавта – одна из главных загадок. Он до сих пор не может понять, как Гагарин, который так хорошо освоил штопор, не смог вывести из него машину и разбился.
Максут Насыбуллин никогда не был в космосе, а с самолётами имел дело только на земле, но неспроста считает День космонавтики и своим праздником. Молодой лётчик-испытатель Гагарин, как и другие его сослуживцы, можно сказать, доверял свою жизнь уральскому технику, который обязан был готовить и проверять учебные машины перед каждым полётом. Сегодня Максут Насыбуллин – особый гость на празднике "12 залпов" в центре Екатеринбурга.
– Я окончил Сажинскую школу, это Сажино, между Арти и Манчажем, – рассказал E1.RU Максут Назипович. – Мечтал летать, поехал поступать в Челябинское училище штурманов, но не прошёл медкомиссию. Но всё равно хотел связать свою жизнь с самолётами и поступил в военно-морское авиационно-техническое училище в Перми.
После курса молодого матроса Максута Насыбуллина направили в Пионерск Калининградской области, а после окончания училища он поехал служить на Северный флот, в посёлок Луостари-Новое возле города Печенга. Так он попал в 769-й полк 122-й авиационной истребительной дивизии ВВС Северного флота СССР.
– Я был техником, обеспечивал полёты днём и ночью, в сложных условиях. Наша дивизия осваивала реактивные самолёты МиГ-15. В 57-м году к нам в полк прибыли выпускники Чкаловского авиационного училища, из Оренбурга, среди них был и Юрий Гагарин.
Лейтенант-техник провожает в полёт лётчика-истребителя Зинченко. Точно так же он провожал и Гагарина – досадно, что именно с Гагариным фото не сохранилось.
Максут Назипович вспоминает, что это тяжёлая работа – постоянные полёты, отработка навыков: взлёт – посадка, полёт по кругу, полёт в зону, стрельбы. В 1959 году Юрий Гагарин и его сослуживцы из Оренбурга стали лётчиками-истребителями 3-го класса.
– Все лётчики прошли через "мои" самолёты, и Гагарин тоже, – вспоминает техник. – Утром мы вместе шли в столовую, потом вместе на аэродром, вечером тоже вместе. С Гагариным вместе и на лыжах ходили, я его обгонял тогда.
Юрий Алексеевич, как помнит его техник, был очень доброжелательным, впрочем, в гарнизоне всё решалось по-доброму.
– Мы были небольшой, дружной командой, командирами были герои Советского Союза, которые прошли войну, перед которыми дрожали и которыми восхищались. Приехала и Валя (жена Юрия Гагарина Валентина, в девичестве – Горячева. – Прим. ред.), они жили в доме барачного типа, в каждом несколько квартир, в каждой 3-комнатной квартире жило по три семьи, – рассказал Максут Насыбуллин. – Конечно, не такое просторное жильё, но неплохое.
Судьба повлияла на будущее Юрия Гагарина: в 59-м году гарнизон расформировали. Если бы не это, Юрий Алексеевич стал бы морским лётчиком, ему даже форму уже выдали. Но гарнизон решили закрыть. Юрий Гагарин и несколько его товарищей поехали на комиссию в Москву, поступать на лётчиков-испытателей. Там был очень строгий отбор, ездили трижды. И наконец в мае 59-го Юрий Гагарин окончательно перебрался в Москву, его зачислили.
Быт гарнизона. Слоников и балерину, которые выставлены на приёмнике, Максут привёз из Свердловска.
Максут Насыбуллин в 60-м году переехал в Свердловск, устроился работать на Турбомоторный завод, сначала был мотористом-испытателем, потом инженером, потом руководил конструкторским бюро. Он никогда не мечтал быть космонавтом, но и сейчас 83-летний ветеран следит за самолётами в небе, вспоминая своё авиационное прошлое.
– Я очень люблю небо, самолёты. Смотрю в небо – как они летают сейчас! И думаю о том, почему погибли Гагарин с Серёгиным. В 68-м году они разбились на самолёте во время учебного полёта на МиГ-15, машина не вышла из штопора. Но когда Гагарин летал на моём самолёте, они осваивали штопор – это когда по вертикальной спирали самолёт вращается. И он эту операцию очень хорошо знал. Ему всё легко давалось, с улыбкой. Говорил: вот ручку отпустишь, и самолёт выходит из штопора. Я никак не могу понять, почему же это несчастье случилось.
Октябрь 1960 года, вскоре после этого Максут Насыбуллин попрощался с авиацией, но до сих пор 83-летний ветеран сохранил привычку смотреть в небо, наблюдая за полётами.
Текст: Анастасия РОВНУШКИНА
Фото: Максут НАСЫБУЛЛИН, личный архив
Источник: e1.ru
Для екатеринбуржца Максута Насыбуллина, который в конце 50-х готовил к полётам самолёты для лейтенанта Юрия Гагарина, гибель первого космонавта – одна из главных загадок. Он до сих пор не может понять, как Гагарин, который так хорошо освоил штопор, не смог вывести из него машину и разбился.
Максут Насыбуллин никогда не был в космосе, а с самолётами имел дело только на земле, но неспроста считает День космонавтики и своим праздником. Молодой лётчик-испытатель Гагарин, как и другие его сослуживцы, можно сказать, доверял свою жизнь уральскому технику, который обязан был готовить и проверять учебные машины перед каждым полётом. Сегодня Максут Насыбуллин – особый гость на празднике "12 залпов" в центре Екатеринбурга.
– Я окончил Сажинскую школу, это Сажино, между Арти и Манчажем, – рассказал E1.RU Максут Назипович. – Мечтал летать, поехал поступать в Челябинское училище штурманов, но не прошёл медкомиссию. Но всё равно хотел связать свою жизнь с самолётами и поступил в военно-морское авиационно-техническое училище в Перми.
После курса молодого матроса Максута Насыбуллина направили в Пионерск Калининградской области, а после окончания училища он поехал служить на Северный флот, в посёлок Луостари-Новое возле города Печенга. Так он попал в 769-й полк 122-й авиационной истребительной дивизии ВВС Северного флота СССР.
– Я был техником, обеспечивал полёты днём и ночью, в сложных условиях. Наша дивизия осваивала реактивные самолёты МиГ-15. В 57-м году к нам в полк прибыли выпускники Чкаловского авиационного училища, из Оренбурга, среди них был и Юрий Гагарин.
Лейтенант-техник провожает в полёт лётчика-истребителя Зинченко. Точно так же он провожал и Гагарина – досадно, что именно с Гагариным фото не сохранилось.
Максут Назипович вспоминает, что это тяжёлая работа – постоянные полёты, отработка навыков: взлёт – посадка, полёт по кругу, полёт в зону, стрельбы. В 1959 году Юрий Гагарин и его сослуживцы из Оренбурга стали лётчиками-истребителями 3-го класса.
– Все лётчики прошли через "мои" самолёты, и Гагарин тоже, – вспоминает техник. – Утром мы вместе шли в столовую, потом вместе на аэродром, вечером тоже вместе. С Гагариным вместе и на лыжах ходили, я его обгонял тогда.
Юрий Алексеевич, как помнит его техник, был очень доброжелательным, впрочем, в гарнизоне всё решалось по-доброму.
– Мы были небольшой, дружной командой, командирами были герои Советского Союза, которые прошли войну, перед которыми дрожали и которыми восхищались. Приехала и Валя (жена Юрия Гагарина Валентина, в девичестве – Горячева. – Прим. ред.), они жили в доме барачного типа, в каждом несколько квартир, в каждой 3-комнатной квартире жило по три семьи, – рассказал Максут Насыбуллин. – Конечно, не такое просторное жильё, но неплохое.
Судьба повлияла на будущее Юрия Гагарина: в 59-м году гарнизон расформировали. Если бы не это, Юрий Алексеевич стал бы морским лётчиком, ему даже форму уже выдали. Но гарнизон решили закрыть. Юрий Гагарин и несколько его товарищей поехали на комиссию в Москву, поступать на лётчиков-испытателей. Там был очень строгий отбор, ездили трижды. И наконец в мае 59-го Юрий Гагарин окончательно перебрался в Москву, его зачислили.
Быт гарнизона. Слоников и балерину, которые выставлены на приёмнике, Максут привёз из Свердловска.
Максут Насыбуллин в 60-м году переехал в Свердловск, устроился работать на Турбомоторный завод, сначала был мотористом-испытателем, потом инженером, потом руководил конструкторским бюро. Он никогда не мечтал быть космонавтом, но и сейчас 83-летний ветеран следит за самолётами в небе, вспоминая своё авиационное прошлое.
– Я очень люблю небо, самолёты. Смотрю в небо – как они летают сейчас! И думаю о том, почему погибли Гагарин с Серёгиным. В 68-м году они разбились на самолёте во время учебного полёта на МиГ-15, машина не вышла из штопора. Но когда Гагарин летал на моём самолёте, они осваивали штопор – это когда по вертикальной спирали самолёт вращается. И он эту операцию очень хорошо знал. Ему всё легко давалось, с улыбкой. Говорил: вот ручку отпустишь, и самолёт выходит из штопора. Я никак не могу понять, почему же это несчастье случилось.
Октябрь 1960 года, вскоре после этого Максут Насыбуллин попрощался с авиацией, но до сих пор 83-летний ветеран сохранил привычку смотреть в небо, наблюдая за полётами.
Текст: Анастасия РОВНУШКИНА
Фото: Максут НАСЫБУЛЛИН, личный архив
Источник: e1.ru
Метки: Екатеринбург
2
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: