Сибирское инженерное чудо. ФОТО
Железнодорожный мост через Обь, который был построен в небывало короткий срок, менее чем за четыре года, сдали в эксплуатацию 120 лет назад — 5 апреля 1897 года по старому стилю (17 апреля по новому стилю). Это чудо света, как называют его историки, стало одним из факторов роста и развития молодого города Новониколаевска, который затем стал миллионником Новосибирском.
Как пишет кандидат исторических наук Ольга Чернобай в «Календаре знаменательных дат», в конце ХIХ века прекрасный инженер Николай Гарин-Михайловский, руководивший группой по выбору места строительства железнодорожного моста, принял решение о предпочтительности Кривощёковского варианта перехода Транссиба через Обь. Но данный проект был встречен неоднозначно.
Существует легенда, что колыванские купцы предлагали взятку Гарину-Михайловскому за перенос железнодорожного моста от села Кривощеково к поселку Колывань. Железная дорога открывала новые возможности в торговле, поэтому купцы предлагали мешок золота. Но Гарин-Михайловский сумел экономически доказать, что мост нужно возводить у села Кривощёково.
Возводимый по проекту Николая Белелюбского мост через Обь отличался оригинальностью как один из первых в России консольных мостов, пролёты которого перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа, изготовленными на Воткинском заводе. Опоры моста из местного гранита были заложены на скальном основании с больших плотов.
Возводимый по проекту Николая Белелюбского мост через Обь отличался оригинальностью как один из первых в России консольных мостов, пролёты которого перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа, изготовленными на Воткинском заводе. Опоры моста из местного гранита были заложены на скальном основании с больших плотов.
Все работы по строительству моста продолжались 3 года 10 дней. 5 апреля 1897 года железнодорожный мост через Обь был сдан в эксплуатацию, движение по мосту открыли 31 марта.
Уже в 1899 году станции Обь почти в 2,5 раза превосходила по грузообороту Омск и Томск и вышла по этому показателю на первое место среди станций Сибирской железной дороги. Более половины всех грузов составлял хлеб, поступавший главным образом с Алтая, на втором месте стояли лесные материалы, третье место в грузообороте занимало сливочное масло.
Несмотря на то, что мост был спроектирован по нормам конца позапрошлого столетия, он прослужил почти сто лет. В 1990-х годах проведена реконструкция сооружения. Для сохранения памяти о первостроителях одно из пролётных строений моста установлено на набережной Оби в парке «Городское начало».
В преддверии празднования 119-летия Новосибирска, в ночь с 22 на 23 июня 2012 года, состоялось торжественное открытие памятника, установленного в честь российского императора Александра III. В самом низу лицевой части пьедестала расположена надпись, содержащая текст из Высочайшего рескрипта на имя наследника престола, будущего Николая II о сооружении Транссибирской магистрали.
Источник: Sibnet.ru
Фото: Музей Новосибирска, Владимир Сараев, Sibnet.ru
Как пишет кандидат исторических наук Ольга Чернобай в «Календаре знаменательных дат», в конце ХIХ века прекрасный инженер Николай Гарин-Михайловский, руководивший группой по выбору места строительства железнодорожного моста, принял решение о предпочтительности Кривощёковского варианта перехода Транссиба через Обь. Но данный проект был встречен неоднозначно.
Существует легенда, что колыванские купцы предлагали взятку Гарину-Михайловскому за перенос железнодорожного моста от села Кривощеково к поселку Колывань. Железная дорога открывала новые возможности в торговле, поэтому купцы предлагали мешок золота. Но Гарин-Михайловский сумел экономически доказать, что мост нужно возводить у села Кривощёково.
Возводимый по проекту Николая Белелюбского мост через Обь отличался оригинальностью как один из первых в России консольных мостов, пролёты которого перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа, изготовленными на Воткинском заводе. Опоры моста из местного гранита были заложены на скальном основании с больших плотов.
Возводимый по проекту Николая Белелюбского мост через Обь отличался оригинальностью как один из первых в России консольных мостов, пролёты которого перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа, изготовленными на Воткинском заводе. Опоры моста из местного гранита были заложены на скальном основании с больших плотов.
Все работы по строительству моста продолжались 3 года 10 дней. 5 апреля 1897 года железнодорожный мост через Обь был сдан в эксплуатацию, движение по мосту открыли 31 марта.
Уже в 1899 году станции Обь почти в 2,5 раза превосходила по грузообороту Омск и Томск и вышла по этому показателю на первое место среди станций Сибирской железной дороги. Более половины всех грузов составлял хлеб, поступавший главным образом с Алтая, на втором месте стояли лесные материалы, третье место в грузообороте занимало сливочное масло.
Несмотря на то, что мост был спроектирован по нормам конца позапрошлого столетия, он прослужил почти сто лет. В 1990-х годах проведена реконструкция сооружения. Для сохранения памяти о первостроителях одно из пролётных строений моста установлено на набережной Оби в парке «Городское начало».
В преддверии празднования 119-летия Новосибирска, в ночь с 22 на 23 июня 2012 года, состоялось торжественное открытие памятника, установленного в честь российского императора Александра III. В самом низу лицевой части пьедестала расположена надпись, содержащая текст из Высочайшего рескрипта на имя наследника престола, будущего Николая II о сооружении Транссибирской магистрали.
Источник: Sibnet.ru
Фото: Музей Новосибирска, Владимир Сараев, Sibnet.ru
Метки: Новосибирск
12
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: