ЭРШРД-5250: самый большой в России роторный экскаватор

На разрезе «Берёзовский-1» в городе Шарыпово Красноярского края бурый уголь добывают при помощи пары самых крупных в стране экскаваторов роторного типа. ЭРШРД-5250 — это «Экскаватор роторный шагающе-рельсовый добычной». Два десятка ковшей, закреплённых на роторе-«колесе» этой гигантской самоходной машины, способны вынимать до 5250 кубометров угля в час.



Длина стрелы экскаватора этого типа позволяет ему обрабатывать пласты до 30 метров в высоту. Именно поэтому ЭРШРД-5250 на Берёзовском работают парой: мощность угольного пласта на этом месторождении достигает 60 метров!

Рассказывает Слава Степанов



«Стена» угля со следами ковшей роторного экскаватора. Её высота сопоставима с 10-этажным домом.



Принцип действия роторного экскаватора основан на непрерывном вращении большого «колеса»: расположенные по его окружности ковши зачерпывают породу или уголь и затем самостоятельно опорожняются под действием сил гравитации или инерции.



ЭРШРД-5250 можно сравнить с 17-этажным домом: высота агрегата составляет 51 метр.



Масса экскаватора — около 4000 тонн. Столько же весили, к примеру, более 2,5 тысяч популярных в советские времена легковых машин ГАЗ-24 «Волга».



Экипаж ЭРШРД-5250 составляет 4 человека (машинист, оператор, специалист, следящий за разгрузкой и транспортировкой горной массы и бригадир экипажа).



Идею «копающего колеса» придумал ещё Леонардо да Винчи в XVI веке. Однако путь от идеи до её реализации занял несколько сотен лет: принцип действия роторного экскаватора был запатентован в США в конце XIX века, первый действующий агрегат создали в Германии в 1916 году, а в нашей стране роторные экскаваторы начали использовать в середине XX века в Донбассе.



На роторном колесе диаметром 11,5 метров установлено 22 ковша. За час агрегат добывает 4500 тонн угля. Меньше чем за минуту заполняет вагон грузоподъёмностью 84 тонны.



ЭРШРД-5250 копает на глубину 2,1 метра.



Кабина машиниста роторного экскаватора.



Ротор экскаватора ЭРШРД-5250 заставляют вращаться два электропривода мощностью по тысяче киловатт каждый.



Ёмкость ковша ЭРШРД-5250 — 600 литров.



На каждом ковше роторного экскаватора установлено по четыре зуба. В советские годы разработка новых форм режущих поверхностей пользовалась популярностью в среде изобретателей и рационализаторов, они пытались увеличить износостойкость этих элементов.



Разрез «Берёзовский-1» входит в состав Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) — крупнейшей угледобывающей корпорации России. Разрез разрабатывает месторождение бурого угля в Шарыповском районе Красноярского края. Его главная особенность — небольшая глубина залегания.



Залежи бурого угля сформировались в Юрский геологический период (150 млн лет назад). Мощность (то есть толщина угольного пласта) на Берёзовском месторождении достигает 60 метров. Над углём расположен слой породы.



Первая стадия процесса открытой добычи угля — вскрышные работы.



На разных предприятиях в зависимости от горно-геологических условий породу дробят либо взрывами, либо снимают при помощи экскаваторов.



«Слоистый пирог» горной породы.



Снятую породу самосвалами отвозят в места, где уже отработаны угольные пласты, чтобы засыпать огромные ямы и таким образом производить рекультивацию производственных участков.



На разрезе «Берёзовский-1» для транспортировки породы используют карьерные самосвалы Komatsu HD785.



В кузов самосвала-гиганта помещается 90 тонн породы.



Слой угля, «обнажённый» для работы роторного экскаватора.




Экскаватор ЭРШРД-5250 приводят в действие электродвигатели, которые потребляют до 4500 кВт/ч энергии. К агрегату её подводит линия электропередачи напряжением 10 киловольт. Для оптимизации и удешевления производственного процесса экскаваторы работают, в основном, по ночам, когда действуют льготные энерготарифы.




Ротор экскаватора ЭРШРД-5250 совершает более 40 оборотов в минуту.



Тридцатиметровая роторная мачта экскаватора удерживается и управляется при помощи системы стальных тросов и лебёдок.



Роторные карьерные экскаваторы — одни из самых крупных агрегатов, созданных человеком. В России крупнейшим добычным механизмом этого типа является ЭРШРД-5250. В мире же лидерство удерживает немецкий экскаватор Bagger 293 массой 14200 тонн, построенный в 1995 году и оснащённый 20 ковшами по 15 кубометров каждый.



Комплекс ЭРШРД-5250 на разрезе «Берёзовский-1» запустили в 1986 году. При этом сборка и монтаж горного оборудования заняли два года.



Экскаватор ЭРШРД-5250 произведён Ждановским заводом тяжёлого машиностроения имени Ильича, сейчас это ОАО «Азовмаш» (г. Мариуполь, Украина). Для разреза «Березовский-1» было выпущено четыре таких экскаватора, из них сейчас работают два.



Главным потребителем добытого на разрезе бурого угля является Берёзовская ГРЭС-1. Для транспортировки топлива на электростанцию создана уникальная конвейерная линия.



Добытый экскаватором в забое уголь выгружается на ленту транспортёра.



Длина магистрального конвейера от разреза до ГРЭС составляет 15 км.



Бурый уголь значительно дешевле каменного, однако уступает ему по теплоотдаче и ряду других характеристик. Бурый уголь перед использованием обычно измельчают до порошка. Берёзовская ГРЭС создавалась с учётом всех особенностей топлива. Станция признана самой экономичной в России.



Потребление бурого угля должно возрасти после планируемого запуска третьего энергоблока ГРЭС.



Источник geliovostok.ru | Livejournal

Метки: Красноярск

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

3
Другие новости

Оставить комментарий

amonal
amonal Добавил(а) :
24 марта 2017 16:24 #
ПивоРыбка
Да кстати! Кусок Урана Намного Лехгче и эколокичние чищще!
Да кстати! Кусок Урана Намного Лехгче и эколокичние чищще!
Угу-фугу
Угу-фугу Добавил(а) :
26 марта 2017 12:50 #
ПивоРыбка
Возрождается Россия! Наконец-то дождались! Такой экскаватор отгрохали! Умеем же! Э-э... построили, говорите, при совке ещё. Ну... Зато самосвалы какие! Ух! Какие? Японские? Чего ж нашего-то? А! Люди! Люди какие у нас там работают! Молодцы! Возрождается Россия, блин!
Возрождается Россия! Наконец-то дождались! Такой экскаватор отгрохали! Умеем же! Э-э... построили, говорите, при совке ещё. Ну... Зато самосвалы какие! Ух! Какие? Японские? Чего ж нашего-то? А! Люди! Люди какие у нас там работают! Молодцы! Возрождается Россия, блин!

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!