Фронтовой бомбардировщик Су-34
Су-34 (изделие «Т-10В», по кодификации НАТО: Fullback — «Защитник») — российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника за счёт уникальных боевых качеств и применения современных средств радиоэлектронной борьбы, поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.
Концепция универсального самолёта, объединившего в себе противоречивые требования высокой маневренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полёта с другой, могла быть реализована только на основе применения новейших достижений аэродинамики и авиационной технологии, а также на базе разработки перспективных образцов оборудования и вооружения. К решению этой сложной задачи в середине 80-х годов приступил коллектив ОКБ им. П. О. Сухого, незадолго до этого передавший в серийное производство сверхзвуковой одноместный истребитель-перехватчик Су-27.
Многофункциональный ударный самолет / фронтовой бомбардировщик. Создан на базе Су-27 ОКБ им.П.О.Сухого, генеральный конструктор М.П.Симонов, главный конструктор - Р.Г.Мартиросов. Разработка ударной модификации Т-10В начата по Постановлению Совмина СССР от 19 июня 1986 г. Разработка берет свое начало от проекта Т-10Ш (1980 г.), и, вплоть до 1986 г.
Проектирование было в основном закончено к 1990 году. Тогда же была произведена доработка одного из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ в опытный экземпляр истребителя-бомбардировщика Т-10В-1. Эта машина, получившая бортовой номер 42, представляет собой серийную «спарку», у которой штатная головная часть фюзеляжа заменена на новую с двухместной кабиной с расположением мест экипажа рядом и входом через нишу передней опоры шасси, новыми наплывами крыла, с ПГО и другими изменениями согласно проекту истребителя-бомбардировщика. В остальном Т-10В-1 практически полностью повторял учебно-боевой истребитель. Первый вылет опытной машины Т-10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова. Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель А.А.Иванов. В ходе последующих полетов производились всесторонние испытания с целью выявления особенностей самолета с новой головной частью фюзеляжа, отработка дозаправки топливом в воздухе и другие исследования.
Самолет планировалось принять на вооружение в качестве замены Су-24 / Су-24М. Серийное производство предполагалось развернуть на Новосибирском авиазаводе им.В.Чкалова (завод №153). 18 декабря 1993 года состоялся первый полет (летчики И.В.Вотинцев и Е.Г.Ревунов) предсерийного варианта Су-27ИБ получившего название Су-34 (синий бортовой номер "43"). По сути, это был второй опытный самолет, но уже в серийной конфигурации (машина имела заводской шифр Т-10В-2). До 1998 г. планировалось выпустить 12 самолетов первой серии, в итоге в 1994-2003 г.г. выпущено 4 самолета установочной серии и предсерийный прототип Т-10В-4 с полным комплектом БРЭО. В июне 1995 г. на международном авиасалоне в Ле Бурже самолет был представлен под названием "Су-32ФН" (Su-32FN - Fighter Navy).
Самолет нормальной аэродинамической схемы с двумя килями, дифференциальным цельноповоротным хвостовым оперением и передним горизонтальным оперением. В основе конструкции планер Су-27 с передним горизонтальным оперением (ПГО), увеличен мидель носовой части, изменена его форма, перекомпонована кабина под расположение пилотов рядом, в нише передней стойки шасси оборудован вход в кабину, используется новый фонарь кабины, удлиннены корневые наплывы крыла, изменена кинематика и створки передней опоры шасси, изменена конструкция воздухозаборников - они стали нерегулируемыми, убраны подфюзеляжные кили, увеличено число точек подвески вооружения.
Кабина экипажа выполнена с использованием титановой брони (толщина до 17 мм), бронирован так же расходный бак самолета. На прототипы Т-10В-1 и Т-10В-2 бронированная кабина изготавливалась опытным производством ОКБ им.П.О.Сухого (по другим данным - НАПО им.Чкалова, г.Новосибирск). После поставки на авиабазу Балтимор Су-34 производства 2011 г. на интернет-форумах обсуждалось возможное использование на самолетах элементов фонаря кабины с использованием наработок по НИР "Ашуг" для ПАК ФА / Т-50.
Су-34 в общих чертах сохранил особенности аэродинамической компоновки и взаимного расположения основных агрегатов конструкции, свойственные семейству самолетов Су-27. Практически не изменились форма в плане и обводы крыла и оперения, в остальном, однако, конструкция его совершенно другая. Су-34 имеет новую головную часть фюзеляжа, усиленное крыло, вертикальное оперение, как на Су-27, но без подбалочных гребней, переднее горизонтальное оперение (аналогичное применяемому на самолетах Су-27К и Су-35), новое шасси.
В отличие от серийного истребителя Су-27 самолет Су-34 оснащается нерегулируемыми воздухозаборниками, несколько ограничившими его летно-технические характеристики (главным образом, максимальное число М полета), но позволившими упростить и облегчить конструкцию и обеспечить уборку двухколесных тележек основных опор шасси. Основные опоры шасси убираются вперед по полету в ниши центроплана с разворотом тележек, передняя убирается назад в отсек под кабиной экипажа.
В головной части фюзеляжа, начинающейся радиопрозрачным обтекателем бортовой РЛС, имеющим эллиптическую форму и острые боковые кромки, оборудована кабина экипажа и ниша уборки передней опоры шасси. В носовой части обтекателя РЛС имеется штанга основного ПВД с антеннами радионавигационного оборудования (на опытных экземплярах на ней установлены также дополнительные датчики углов атаки и сноса). Бронированная двухместная кабина экипажа обеспечивает размещение летчика и штурмана-оператора рядом. Вход в нее осуществляется не традиционно через верхний фонарь (он в процессе эксплуатации открывается только для обслуживания и демонтажа катапультных кресел), а через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа.
Достаточно просторная кабина позволяет летчику или штурману встать в полный рост, выполнить физические упражнения для восстановления работоспособности. Кабина оборудована термосом, прибором подогрева пищи, аптечкой, ассенизационным устройством. Для надежной защиты экипажа от попадания пуль и снарядов кабина выполнена в виде единой бронекапсулы (впервые такая конструкция была применена на самолете-штурмовике Су-25).
Головную часть фюзеляжа завершает закабинный отсек, в котором на стеллажах и этажерках размещен основной объем радиоэлектронного оборудования (доступ к нему осуществляется через нишу передней опоры шасси), а также патронный ящик с боекомплектом пушки. Под фюзеляжем по оси симметрии между мотогондолами по схеме тандем установлено два узла подвески вооружения. Хвостовая часть фюзеляжа состоит из двух мотоотсеков двигателей, хвостовых балок и центральной балки. Центральная балка, завершающаяся выступающим назад радиопрозрачным обтекателем большого диаметра, включает в себя задний топливный бак, отсек контейнера тормозных парашютов и отсек радиоэлектронного оборудования.
Самолёт оборудован двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31Ф-М1, имеющими 13 300 кгс тяги каждый и позволяющими развивать скорость до 1900 км/ч. Проходящая постоянная модернизация самолёта предполагает оснащение самолёта новыми двигателями типа АЛ-41Ф, которые обеспечивают тягу на форсажных режимах до 14 000 кгс и 14 500 кгс в режиме «чрезвычайный форсаж» каждый, а также позволяют выполнять полёты на сверхзвуковой скорости в режиме «суперкруиз». Данный режим обеспечивает несомненное преимущество перед самолётами, не имеющими данного режима, ввиду высокого расхода топлива на форсажных режимах, вынужденных поддерживать сверхзвуковую скорость полёта.
20 марта 2014 г. Су-34 официально принят на вооружение ВВС России. Первый контракт на поставку 32 серийных машин ВВС выполнен в 2013 г. В 2013 г. осенью начато выполнение второго контракта на поставку еще 92 самолетов. Всего же ВВС планирует иметь на вооружении 150-200 Су-34.
Лётно-технические характеристики:
- Модификация Су-34
- Размах крыла, м 14.70
- Длина самолета, м 22.00
- Высота самолета 5.93
- Взлетная масса, кг
нормальная 39000
максимальная 44360
- Тип двигателя 2 ТРДФ АЛ-35 (АЛ-31Ф)
- Тяга нефорсированная, кгс 2 х 13300
- Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 1900 (М=1.6)
на уровне моря 1400
- Практическая дальность, км 4500
- Боевой радиус действия, км 600 -1130
- Практический потолок, м 17000
- Макс. эксплуатационная перегрузка 7
- Экипаж, чел 2.
- Модификация Су-34
- Размах крыла, м 14.70
- Длина самолета, м 22.00
- Высота самолета 5.93
- Взлетная масса, кг
нормальная 39000
максимальная 44360
- Тип двигателя 2 ТРДФ АЛ-35 (АЛ-31Ф)
- Тяга нефорсированная, кгс 2 х 13300
- Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 1900 (М=1.6)
на уровне моря 1400
- Практическая дальность, км 4500
- Боевой радиус действия, км 600 -1130
- Практический потолок, м 17000
- Макс. эксплуатационная перегрузка 7
- Экипаж, чел 2.
Вооружение:
- Одна 30-мм пушка ГШ-301 (180 патронов)
- Боевая нагрузка - 8000 кг (нормальная - 4000 кг) на 12 узлах подвески: 8 УР класса воздух-воздух Р-73; 6 УР класса воздух-воздух
Р-27РЭ или Э; 8 УР класса воздух-воздух Р-77(РВВ-АЕ); 6 УР класса воздух-поверхность Х-29Т/Л, Х-25МЛ, С-25ЛД 6 УР класса воздух-РЛС Х-31П либо воздух-корабль Х-31А; 1 многоцелевая УР LАльфа; 3 УР класса воздух-поверхность Х-59М;
3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК; 6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л; 3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1),
30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25.
- Одна 30-мм пушка ГШ-301 (180 патронов)
- Боевая нагрузка - 8000 кг (нормальная - 4000 кг) на 12 узлах подвески: 8 УР класса воздух-воздух Р-73; 6 УР класса воздух-воздух
Р-27РЭ или Э; 8 УР класса воздух-воздух Р-77(РВВ-АЕ); 6 УР класса воздух-поверхность Х-29Т/Л, Х-25МЛ, С-25ЛД 6 УР класса воздух-РЛС Х-31П либо воздух-корабль Х-31А; 1 многоцелевая УР LАльфа; 3 УР класса воздух-поверхность Х-59М;
3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК; 6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л; 3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1),
30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25.
Кабина Су-34
18
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: