Каски Второй мировой войны

Немецкие каски

Немецкая каска М-35, принятая на вооружение в 1935 году, к началу Второй мировой войны по праву считалась лучшим образцом военного защитного снаряжения. Она стала развитием немецкого шлема М-16, появившегося, как можно понять из названия, ещё в 1916 году.



Изменение роли пехоты в боевых операциях, повышение её мобильности, отход от позиционной тактики ведения боев, повлияли и на характеристики шлема. Он стал более легким, уменьшились размеры козырька и конусного назатыльника, прикрывавшего уши от звуковой волны и осколков. Первые каски М-35 изготавливались из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена и выдерживали давление до 220 кг на мм².



Продолжением развития шлема М-35 стали каски М-38, которые имели несколько разновидностей. Для десантных частей выпускались свои каски, практически не имеющие полей (ветер мог просто сорвать каску, плюс к этому широкие назатыльники наносили травму парашютисту), шлемы для бойцов противовоздушной обороны Luftschutz напротив - были широкополые. Среди коллекционеров они получили название "Гладиатор".



В 1940 году немецкие каски стали упрощаться. Вместо молибдена стал применяться силикат марганца, вентиляционные отверстия стали изготовляться штамповкой, а не отдельными деталями, как раньше. В 1942 году немцам пришлось отказаться от легирования стали и марганца при изготовлении касок, поскольку стратегическое сырье нужно было для танкостроения. Каски стали мягче, завальцовку краев каски заменили более простой отбортовкой.




Каска Адриана



Профиль каски Адриана невольно ассоциируется с пожарным шлемом, что неудивительно - именно от каски Адриана пожарные шлемы и произошли. Каску Адриана разработал ещё в годы Первой мировой генерал Огюст Луи Адриан. Она получила название М-15. Имея французское происхождение, каска Адриана была принята как часть экипировки во многих странах (в том числе и в России, где находилась на вооружении до 1939 года). В одной только Франции было изготовлено 20 миллионов шлемов. М-15 не мог защитить от прямого попадания пуль. Привычка к ношению касок Адриана прививалась во время Первой мировой непросто. Не привыкшие к тяжелым каскам солдаты часто просто скидывали их с себя во время боя.

Во Второй мировой войне каски Адриана продолжали использоваться французской армией. Их отличительная черта - продольный гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и служащий ребром жесткости.



Каски СССР


Советский шлем СШ-40, в котором Красная армия прошла всю войну, и который до сих пор является основой для касок российской армии принимал сам Семён Будённый. Сначала он ударил по шлему своей шашкой, потом стрелял по нему из нагана. "Молодцы. Хорошо поработали!" - только и оставалось сказать маршалу.

До этого в Красной армии была на вооружение каска СШ (стальной шлем)-36 (её отличал от СШ-40 гребень на макушке) и СШ-38 (без гребня, но с широкими полями, которые сильно парусили, что доставляло немало хлопот кавалеристам).



Страны-союзники


Американская каска М-1, принятая на вооружение армии США в 1941 году, заменила собой каску М-1917, по форме напоминавшую английскую каску МК1. Английская каска по форме напоминала тарелку, из-за чего была шутливо названа "миской" (Dish Pan). Широкие поля каски прикрывали солдат Первой мировой от шрапнели (по анализу санитарных потерь на долю артиллерии и шрапнели приходилось до 45-50% всех потерь на Западном фронте).

Каски М-1 на тарелки похожи не были, а были похожи на советские каски СШ-40. Производились они из марганцовистой стали Гадфильда. К сентябрю 1945 года их было произведено более 22 миллионов экземпляров.



Британцы во Вторую мировую пользовались модификацией уже упомянутой каски МК1 - МК2, а затем МК3. По форме английские шлемы по-прежнему напоминали тарелки, но с меньшими, чем в Первую мировую полями.



Комфорт и маскировка

Под шлемом - не только голова, но и подтулейное устройство. Именно от него зависит комфортность бойца. Его разработка удобного была не менее важной задачей военных конструкторов чем создание самого шлема. Особенно преуспели в проектировании подшлемников немцы. Их десантные каски М-38 имели сложно устроенные подшлемники с резиновыми сегментами, надежно удерживавшем шлем на голове.


В советском шлеме СШ-40 подтулейное устройство состояло из трех лепестков, соединенных сверху регулировочных шнуром. С внутренней стороны каждый лепесток имел ватную прокладку, улучшающую амортизацию.

Большое значение во время Второй мировой войны стала играть и маскировка. Каски как часть защитного снаряжения также камуфлировались - красились и покрывались маскировочными элементами, крепившимися на сетки и под резину от автомобильных шин.



Не пропустите:
Что стало с немецкими касками после войны? (фото + видео)
Как каски спасают солдатские жизни
Самая дорогая шахтерская каска
Насколько прочна каска
Каска патриарха Кирилла (2 фото)
Каска-раскраска
Вещи, впервые разработанные во времена Первой мировой войны

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

15
Автор: hoper,
Другие новости

Оставить комментарий

mex255
mex255 Добавил(а) :
20 декабря 2016 23:35 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикУважухаРеспектКоньяк за первую публикацию
220 кг/ мм кв. = 22ГПа. такое давление ни одна из сталей не выдержит. на порядки превышен предел временного сопротивления в анамнезе.
220 кг/ мм кв. = 22ГПа. такое давление ни одна из сталей не выдержит. на порядки превышен предел временного сопротивления в анамнезе.
fox1977
fox1977 Добавил(а) :
23 декабря 2016 13:25 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКорона - репутация +100

показать все комментарии (7)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!