Любимец Сталина
В Государственном историческом музее прошла выставка, посвященная 135-летию Александра Герасимова - известного советского и русского живописца, пожалуй, одного из самых ярких представителей социалистического реализма.
В экспозицию вошли полотна всех жанров, в которых художник когда-либо работал. Здесь и ранние пейзажи начала века, сочные натюрморты, акварели из путешествий по Индии и Китаю, парижские зарисовки, а также портреты вождей, благодаря которым Герасимов и стал столь знаменит. Не нужно быть ни политиком, ни историком, ни искусствоведом, чтобы понять, какие картины сделали художника знаменитостью своей эпохи, лауреатом четырёх Сталинских премий и кавалером ордена Ленина.
«Рисовать я начал с детства, но, ни я сам, ни окружающие меня не придавали этому никакого значения, считая это баловством, - .писал в воспоминаниях сам Александр Герасимов. - Отец же старался приучать меня к своему делу. До 40 лет он был приказчиком в городе Козлов (ныне это Мичуринск в Липецкой области. – Ред.), потом стал прасолом –занялся торговлей лошадьми и быками. Я после церковно-приходской школы был отдан в уездное училище, поучился там плохо, потом стал помогать отцу. Зимой день начинался с 5 часов утра, а летом в 4 часа. Я много ездил по ярмаркам и базарам. Увлекался объездкой лошадей и хорошо знаю шорное дело - шитье сбруи…»
В 22 года Александр уговорил отца отдать его учиться на архитектора в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Учился хорошо, его взяли даже в Группу художников «Независимые», он участвовал в двух –трех выставках московских импрессионистов.
«В Первую империалистическую войну, благодаря некоторой известности по выставкам, был назначен на безопасное место — начальником подвижного склада, но чинов никаких не получал, оставаясь нестроевым солдатом, - писал Герасимов. - С фронта вернулся весной 1918 года". Герасимов отправился домой в Козлов, где столичный мастер получил должность декоратора местного драматического театра.
В 1926 году Герасимов переезжает в Москву и вступает в Ассоциацию художников революционной России. В том же году скульптор Денисова-Щаденко познакомила его с Климом Ворошиловым, недавно назначенным на пост наркомвоенмора. И Герасимов попросил разрешения нарисовать портрет наркома. Позднее этот портрет был приобретен Музеем революции».
Благодарный Герасимов попросил наркома быть его консультантом при работе над портретом «В. И. Ленин на трибуне», который позже разошелся миллионными тиражами.
В 1933 году Ворошилов заказывает Герасимову монументальное полотно «Первая Конная Армия» - размер этой картины, на котором должны были уместиться пять десятков командиры-первоконники, составил 4 на 5 метров! Картина художника «Первая Конная Армия» едет в 1937 году на Всемирную выставку в Париж, где получает Гран-при.
В 1934 году на гонорар, полученный за «Первую Конную», художник устраивает себе трехмесячный «творческий отпуск» - вояж по Европе. Что ж, и основателям социалистического реализма ничто человеческое не чуждо.
После возвращения Герасимову заказывают самое большое полотно в советском искусстве - «Сталин и делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников-ударников труда 1935 года». Размер холста - 7 на 11 метров (для сравнения: размеры картины «Явление Христа народу» Иванова составляют 5,4 на 7,5 метров). Для его демонстрации на ВДНХ строится специальный павильон.
1936 год – начало диктатуры социалистического реализма в живописи. Создается Всесоюзный комитет по делам искусств, который возглавил Платон Керженцев – бывший управделами Совнаркома СССР. Вскоре на стол Сталину попадает докладная записка «О необходимости изъятия из открытой экспозиции московской Третьяковской галереи и ленинградского Русского музея работ русских художников-авангардистов группы «Бубновый валет» и других подобных формалистических группировок».
Вместо «формалистов» в Третьяковке по протекции Ворошилова открывается первая персональная выставка Герасимова, посвященная 25-летию творческой деятельности. Открывала выставку картина «После дождя», ставшая вскоре знакомой всем школьникам - репродукции с полотна были помещены в учебники по русскому языку для 6-7 классов. Также в честь юбилея творческой деятельности художник получил звание заслуженного деятеля искусств и государственную награду – орден Ленина.
"Портрет балерины О.В.Лепешинской" - еще одна знаменитая "неполитическая" картина художника.
1938 год – год ХХ-летия РККА, которое отмечалось в СССР с небывалым размахом. В честь юбилея в Москве открывается выставка «XX лет РККА и Военно-Морского Флота», где экспонируется огромная – три на четыре метра! - картина Александра Герасимова «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», которую некие острословы тут же окрестили «Два вождя после дождя».
Однако, лавры маститого мастера социалистического реализма не приносят спокойствия, и весь 1938 год Герасимов, по собственному признанию, провел в предчувствии скорого ареста. Он ездил к родне в Козлов, много времени проводит с семьей. Семья у Герасимова была большой: родители, его супруга Лидия Николаевна, дочь Галина, также вместе с ними жила и сестра жены Варвара с мужем Владимиром, который работал завхозом и управляющий делами дома.
Также Герасимов увлекается «банным» реализмом. Согласно канонам социалистического реализма, главным героем советского искусства должен быть простой человек труда – сталевар, солдат или, допустим, трактористка с комсомолкой. При этом было совершенно невозбранно изображать трудового человека и во время отдыха – например, во время обеда. Или за чтением газет. Или во время купания в бане, что было крайне важно с точки зрения пропаганды гигиены и здорового образа жизни. Поэтому и набор сюжетов для легкой эротики в советское время съехал в область банно-водных процедур, и каждый советский художник писал с натуры пенно-мыльных красавиц с мочалками и тазиками. Но Герасимов и здесь был верен себе: рядом с выделенным ему домом в поселке «Сокол» в Москве он построил роскошную деревянную баню, куда приглашал для этюдов сразу нескольких натурщиц.
Но вскоре гроза миновала. В 1939 году он по протекции своего покровителя наркома Ворошилова был назначен Председателем Оргкомитета Союза Советских Художников, и жизнь вскоре вошла в привычную колею. Он рисует парадные портреты Сталина, выступает на всевозможных съездах и симпозиумах.
Доклады сам не писал - ему приносили из ЦК готовые. Известен такой анекдот, как Герасимов, выступая на какой-то конференции, привычно читал доклад с бумажки – о роли власти и лично товарища Сталина, о социалистическом искусстве и западных провокациях. Но постепенно доклад свернул на профессиональные вопросы, в частности, говорили и о том, как правильно класть краску. Герасимов остановился, пробежал глазами несколько фраз и шумно возмутился: «Нет, а вот с этим я категорически не согласен!»
Интересно, что Герасимов, будучи четырежды лауреатом Сталинской премии и главным советским художником, не был коммунистом. Настойчивым приглашениям вступить в партию Александр Михайлович сопротивлялся до последнего, и заявление о приеме в ряды коммунистов его буквально заставили написать – в 1949 году, когда готовился указ о его назначении первым президентом Академии художеств СССР.
Ему удалось почувствовать то, каким Сталин хотел видеть себя на картинах, каким он хотел остаться в истории. Художник стал одним из главных создателей стиля новой эпохи — «сталинского соцреализма». Тогда никто не знал, как именно нужно писать такие картины, Александр Герасимов сумел это понять лучше других...
После смерти Сталина Герасимов лишился всех постов и привилегий. Сначала он снова уезжает в "творческий отпуск" за границу, потом пытается найти себя в "деревенской" живописи, воспевая радости колхозной жизни.
Но Хрущев неумолим.Он приказывает снять все картины "этого козловского мужика" и отправить в запасники.
В 1963 году Герасимов умер. До самой своей смерти он продолжил поддерживать дружеские отношения с Ворошиловым, который также впал в опалу новой власти. И до самого конца он продолжал рисовать портреты первого советского маршала.
Источник
=======================================
Судя по фотографиям того времени, в жизни Александр Герасимов был барином — курил трубку, имел собственный ЗИЛ. Хотя во время путешествий где-нибудь за городом он нарезал полынь и клал ее в машину, чтобы ехать как на возу...
Оценивать Герасимова нужно объективно. Для кого-то он был яркой личностью, а для кого-то Змеем-Горынычем, душившим модернистское искусство. Жизнь Александра Михайловича достойна многосерийного фильма. Он поднялся из низов, сам выучился и добился колоссальных успехов. Герасимов – ярчайший пример художника из народа.
Тут ряд малоизвестных работ Герасимова:
В экспозицию вошли полотна всех жанров, в которых художник когда-либо работал. Здесь и ранние пейзажи начала века, сочные натюрморты, акварели из путешествий по Индии и Китаю, парижские зарисовки, а также портреты вождей, благодаря которым Герасимов и стал столь знаменит. Не нужно быть ни политиком, ни историком, ни искусствоведом, чтобы понять, какие картины сделали художника знаменитостью своей эпохи, лауреатом четырёх Сталинских премий и кавалером ордена Ленина.
«Рисовать я начал с детства, но, ни я сам, ни окружающие меня не придавали этому никакого значения, считая это баловством, - .писал в воспоминаниях сам Александр Герасимов. - Отец же старался приучать меня к своему делу. До 40 лет он был приказчиком в городе Козлов (ныне это Мичуринск в Липецкой области. – Ред.), потом стал прасолом –занялся торговлей лошадьми и быками. Я после церковно-приходской школы был отдан в уездное училище, поучился там плохо, потом стал помогать отцу. Зимой день начинался с 5 часов утра, а летом в 4 часа. Я много ездил по ярмаркам и базарам. Увлекался объездкой лошадей и хорошо знаю шорное дело - шитье сбруи…»
В 22 года Александр уговорил отца отдать его учиться на архитектора в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Учился хорошо, его взяли даже в Группу художников «Независимые», он участвовал в двух –трех выставках московских импрессионистов.
"В саду. Портрет Нины Гиляровской", 1912 год.
«В Первую империалистическую войну, благодаря некоторой известности по выставкам, был назначен на безопасное место — начальником подвижного склада, но чинов никаких не получал, оставаясь нестроевым солдатом, - писал Герасимов. - С фронта вернулся весной 1918 года". Герасимов отправился домой в Козлов, где столичный мастер получил должность декоратора местного драматического театра.
В 1926 году Герасимов переезжает в Москву и вступает в Ассоциацию художников революционной России. В том же году скульптор Денисова-Щаденко познакомила его с Климом Ворошиловым, недавно назначенным на пост наркомвоенмора. И Герасимов попросил разрешения нарисовать портрет наркома. Позднее этот портрет был приобретен Музеем революции».
Портрет К.Е. Ворошилова, 1927 год.
Благодарный Герасимов попросил наркома быть его консультантом при работе над портретом «В. И. Ленин на трибуне», который позже разошелся миллионными тиражами.
"Ленин на трибуне", 1930 год.
В 1933 году Ворошилов заказывает Герасимову монументальное полотно «Первая Конная Армия» - размер этой картины, на котором должны были уместиться пять десятков командиры-первоконники, составил 4 на 5 метров! Картина художника «Первая Конная Армия» едет в 1937 году на Всемирную выставку в Париж, где получает Гран-при.
«Первая Конная Армия»
В 1934 году на гонорар, полученный за «Первую Конную», художник устраивает себе трехмесячный «творческий отпуск» - вояж по Европе. Что ж, и основателям социалистического реализма ничто человеческое не чуждо.
"Париж. Кабаре". 1934 год
После возвращения Герасимову заказывают самое большое полотно в советском искусстве - «Сталин и делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников-ударников труда 1935 года». Размер холста - 7 на 11 метров (для сравнения: размеры картины «Явление Христа народу» Иванова составляют 5,4 на 7,5 метров). Для его демонстрации на ВДНХ строится специальный павильон.
"Сталин и делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников-ударников труда 1935 года».
1936 год – начало диктатуры социалистического реализма в живописи. Создается Всесоюзный комитет по делам искусств, который возглавил Платон Керженцев – бывший управделами Совнаркома СССР. Вскоре на стол Сталину попадает докладная записка «О необходимости изъятия из открытой экспозиции московской Третьяковской галереи и ленинградского Русского музея работ русских художников-авангардистов группы «Бубновый валет» и других подобных формалистических группировок».
Доклад И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)", 1935 год
Вместо «формалистов» в Третьяковке по протекции Ворошилова открывается первая персональная выставка Герасимова, посвященная 25-летию творческой деятельности. Открывала выставку картина «После дождя», ставшая вскоре знакомой всем школьникам - репродукции с полотна были помещены в учебники по русскому языку для 6-7 классов. Также в честь юбилея творческой деятельности художник получил звание заслуженного деятеля искусств и государственную награду – орден Ленина.
"После дождя"
Портрет балерины О.В.Лепешинской.jpg
"Портрет балерины О.В.Лепешинской" - еще одна знаменитая "неполитическая" картина художника.
1938 год – год ХХ-летия РККА, которое отмечалось в СССР с небывалым размахом. В честь юбилея в Москве открывается выставка «XX лет РККА и Военно-Морского Флота», где экспонируется огромная – три на четыре метра! - картина Александра Герасимова «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», которую некие острословы тут же окрестили «Два вождя после дождя».
"И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле". Картина отмечена Сталинской премией первой степени.
Однако, лавры маститого мастера социалистического реализма не приносят спокойствия, и весь 1938 год Герасимов, по собственному признанию, провел в предчувствии скорого ареста. Он ездил к родне в Козлов, много времени проводит с семьей. Семья у Герасимова была большой: родители, его супруга Лидия Николаевна, дочь Галина, также вместе с ними жила и сестра жены Варвара с мужем Владимиром, который работал завхозом и управляющий делами дома.
"Семейный портрет"
Также Герасимов увлекается «банным» реализмом. Согласно канонам социалистического реализма, главным героем советского искусства должен быть простой человек труда – сталевар, солдат или, допустим, трактористка с комсомолкой. При этом было совершенно невозбранно изображать трудового человека и во время отдыха – например, во время обеда. Или за чтением газет. Или во время купания в бане, что было крайне важно с точки зрения пропаганды гигиены и здорового образа жизни. Поэтому и набор сюжетов для легкой эротики в советское время съехал в область банно-водных процедур, и каждый советский художник писал с натуры пенно-мыльных красавиц с мочалками и тазиками. Но Герасимов и здесь был верен себе: рядом с выделенным ему домом в поселке «Сокол» в Москве он построил роскошную деревянную баню, куда приглашал для этюдов сразу нескольких натурщиц.
"Деревенская баня", 1938 г.
Но вскоре гроза миновала. В 1939 году он по протекции своего покровителя наркома Ворошилова был назначен Председателем Оргкомитета Союза Советских Художников, и жизнь вскоре вошла в привычную колею. Он рисует парадные портреты Сталина, выступает на всевозможных съездах и симпозиумах.
"Портрет И.В. Сталина". 1939 год
"И. В. Сталин и А. М. Горький в Горках". Конец 30-х.
Доклады сам не писал - ему приносили из ЦК готовые. Известен такой анекдот, как Герасимов, выступая на какой-то конференции, привычно читал доклад с бумажки – о роли власти и лично товарища Сталина, о социалистическом искусстве и западных провокациях. Но постепенно доклад свернул на профессиональные вопросы, в частности, говорили и о том, как правильно класть краску. Герасимов остановился, пробежал глазами несколько фраз и шумно возмутился: «Нет, а вот с этим я категорически не согласен!»
"Гимн Октябрю", 1942 год. Картина отмечена Сталинской премией первой степени.
"И.В. Сталин на передовой", 1944 год.
"Портрет Сталина". 1944 год
"Портрет старейших художников Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н". 1944 год. Картина отмечена Сталинской премией, все деньги Герасимов передал фонд государства – на нужды армии.
Тегеранская конференция руководителей трех держав 1945 год.
Интересно, что Герасимов, будучи четырежды лауреатом Сталинской премии и главным советским художником, не был коммунистом. Настойчивым приглашениям вступить в партию Александр Михайлович сопротивлялся до последнего, и заявление о приеме в ряды коммунистов его буквально заставили написать – в 1949 году, когда готовился указ о его назначении первым президентом Академии художеств СССР.
"Главный павильон ВСХВ". Конец 1940-х — начало 1950-х
"Художники на даче у Сталина". 1951 год.
"Похороны Сталина". 1953 год.
Ему удалось почувствовать то, каким Сталин хотел видеть себя на картинах, каким он хотел остаться в истории. Художник стал одним из главных создателей стиля новой эпохи — «сталинского соцреализма». Тогда никто не знал, как именно нужно писать такие картины, Александр Герасимов сумел это понять лучше других...
После смерти Сталина Герасимов лишился всех постов и привилегий. Сначала он снова уезжает в "творческий отпуск" за границу, потом пытается найти себя в "деревенской" живописи, воспевая радости колхозной жизни.
"Улица в Бенаресе", 1954 год
"Дойка", конец 50-х.
Но Хрущев неумолим.Он приказывает снять все картины "этого козловского мужика" и отправить в запасники.
В 1963 году Герасимов умер. До самой своей смерти он продолжил поддерживать дружеские отношения с Ворошиловым, который также впал в опалу новой власти. И до самого конца он продолжал рисовать портреты первого советского маршала.
"Портрет К.Е. Ворошилова".
Источник
=======================================
Судя по фотографиям того времени, в жизни Александр Герасимов был барином — курил трубку, имел собственный ЗИЛ. Хотя во время путешествий где-нибудь за городом он нарезал полынь и клал ее в машину, чтобы ехать как на возу...
Оценивать Герасимова нужно объективно. Для кого-то он был яркой личностью, а для кого-то Змеем-Горынычем, душившим модернистское искусство. Жизнь Александра Михайловича достойна многосерийного фильма. Он поднялся из низов, сам выучился и добился колоссальных успехов. Герасимов – ярчайший пример художника из народа.
Тут ряд малоизвестных работ Герасимова:
Париж ночью 1934
Розы 1948
Половецкие пляски 1955
6
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (10)
Написать комментарий: