Немного про комиксы
У комикса в России корни глубже и серьезнее, чем кажется. Первым прообразом комиксового повествования считается "житийная икона", которая пришла к нам аж из самой Византии, вместе с православием.
Центральная часть такой иконы изображала какого-либо святого. А маленькие части по краям –эпизоды из его жизни.
Другой, уже светский прообраз комикса – лубочная картинка, или просто лубок. Такие картинки были широко распространены в 16-19 вв, продавались на каждой ярмарке за копейки и были заменителем современных журналов, газет и телевизора одновременно. Сюжеты были, большей частью, сказочно-героические.
Уже тогда в лубках мог использоваться "пузырь", куда вписывался текст. Иногда безграмотные авторы вместо текста делали его имитацию – случайный бредовый набор букв и символов. Но безграмотных читателей это особо не смущало: ведь в лубке, как и в современном комиксе, главное картинка.
Лубки издавались громадными тиражами вплоть до революции. Интересные варианты поздних лубочных картинок печатало издательство Сытина: весьма качественные по уровню исполнения картинки и просветительский сюжет – например знакомство с классическими русскими писателями, поэтами и тд.
В советской России на смену лубкам успешно пришли агитплакаты и окна РОСТа. Товарищ Маяковский, например, не гнушался усиливать эффект от своих стихов, картинкой собственного изготовления. По стилю эти агитки уже были очень близки к современным комиксам. Даже свои супергерои в них были –рабочие и крестьяне побеждающие суперзлодеев – мировую буржуазию.
В годы Великой Отечественной войны и после нее, позиции политического плаката и карикатуры упрочились и развились. А вот непосредственно комикс, как жанр "упадочный и империалистический" был не в почете.
Причин для этого было несколько:
Во-первых, комиксы, не без оснований, считались частью культуры западной, американской. А за поклонение перед западом , в то время, можно было схлопотать не просто проблемы, но и реальный срок.
Во-вторых, СССР по праву считалась очень читающей страной. А комиксы числились эрзац-заменой книги, упрощенным и примитивным способом подачи информации.
В третьих, сказалось банальное отсутствие качественных полиграфических предприятий.
Хорошо отпечатать большой объем красочной продукции и сейчас могут не все типографии, а тогда – и подавно.
Исключение в СССР делалось лишь для детских "историй в картинках". Журналы "Мурзилка", "Веселые картинки" и другие, обязательно в каждом номере печатали свой мини-комикс. И по своим детским ощущениям скажу, что это была самая интересная часть журнала.
В эпоху позднего СССР в наших книжных магазинах уже можно было купить настоящие комиксы из "братских соцстран". Главным образом из Польши. Иногда эти комиксы были переведены на русский язык, иногда – нет. Но смотреть их от этого было не менее интересно – можно было картинкам придумать свой вариант развития сюжета.
Настоящий комиксовый бум пришел вместе с перестройкой. Появились первые переведенные на русский язык комиксы Диснея. Кроме них популярностью пользовались приключения Фантома, индейского мальчика со странным именем Тумак и многие другие.
Не всегда эти комиксы были сделаны на качественном художественном уровне. О каких-то высокоморальных и нравственных составляющих сюжета тоже говорить не приходилось. Это был обычный массовый ширпотреб, который на западе печатался уже десятилетиями.
Но для неизбалованного отечественного читателя это был настоящий прорыв. Комиксы скупали по той же причине, что заставляла идти в видеосалон смотреть боевики – необычно, ново, только недавно было под запретом.
Появились и наши отечественные, полноценные комиксы. По всей стране печаталось достаточно много "самопальных" произведений, причем как с оригинальными героями, так и с раскрученными персонажами западных блокбастеров – Бетменом. черепашками -ниндзя и тд. Естественно ни о каком авторском праве тогда никто не вспоминал – время было такое.
Со своей местечковой точки зрения скажу, что большой популярностью тогда пользовалось приложение к "Уральскому следопыту" – газета "Приключения и фантастика".
Почти в каждом номере был комикс, а если в каком-то не было – этот номер ценился в разы меньше.
Эти самые черно-белые публикации в газете вдохновили меня, третьеклассника, на создание своего первого комикса, на страницах тетради в клеточку. Сюжет был фантастическим, было много стрельбы и монстров. Одноклассники по достоинству оценили комикс и сп*здили его уже к концу дня.
Нельзя не упомянуть и про легендарные уже комиксы "Велес", которые, у нас в Екатеринбурге, выпускали ветераны Афганистана под руководством Игоря Ермакова.
Художники Игорь Кожевников, Василий Комардин, Радик Садыков и другие сумели сделать действительно интересный сборник, который ждали как пирога из печки не только в Екатеринбурге, но и по всей стране.
Жаль, что выпусков было мало, но и этого им хватило, чтобы войти в историю отечественного комикса.
Сейчас ситуация с комиксами у нас совсем другая –пришли крупные издательства, которые печатают по лицензии мега-хиты комиксового мира.
Но это уже совсем другая история.
Кратко резюмирую: Запрещать и всячески чморить комиксы было идеей глупой и бессмысленной. Примерно такой же бессмысленной, как запрет боевиков и рок-музыки. Комикс не может и не должен быть заменой книги. Но в качестве дополнительного и самостоятельного жанра он может быть очень хорош, полезен и эффективен.
Центральная часть такой иконы изображала какого-либо святого. А маленькие части по краям –эпизоды из его жизни.
Другой, уже светский прообраз комикса – лубочная картинка, или просто лубок. Такие картинки были широко распространены в 16-19 вв, продавались на каждой ярмарке за копейки и были заменителем современных журналов, газет и телевизора одновременно. Сюжеты были, большей частью, сказочно-героические.
Уже тогда в лубках мог использоваться "пузырь", куда вписывался текст. Иногда безграмотные авторы вместо текста делали его имитацию – случайный бредовый набор букв и символов. Но безграмотных читателей это особо не смущало: ведь в лубке, как и в современном комиксе, главное картинка.
Лубки издавались громадными тиражами вплоть до революции. Интересные варианты поздних лубочных картинок печатало издательство Сытина: весьма качественные по уровню исполнения картинки и просветительский сюжет – например знакомство с классическими русскими писателями, поэтами и тд.
В советской России на смену лубкам успешно пришли агитплакаты и окна РОСТа. Товарищ Маяковский, например, не гнушался усиливать эффект от своих стихов, картинкой собственного изготовления. По стилю эти агитки уже были очень близки к современным комиксам. Даже свои супергерои в них были –рабочие и крестьяне побеждающие суперзлодеев – мировую буржуазию.
В годы Великой Отечественной войны и после нее, позиции политического плаката и карикатуры упрочились и развились. А вот непосредственно комикс, как жанр "упадочный и империалистический" был не в почете.
Причин для этого было несколько:
Во-первых, комиксы, не без оснований, считались частью культуры западной, американской. А за поклонение перед западом , в то время, можно было схлопотать не просто проблемы, но и реальный срок.
Во-вторых, СССР по праву считалась очень читающей страной. А комиксы числились эрзац-заменой книги, упрощенным и примитивным способом подачи информации.
В третьих, сказалось банальное отсутствие качественных полиграфических предприятий.
Хорошо отпечатать большой объем красочной продукции и сейчас могут не все типографии, а тогда – и подавно.
Исключение в СССР делалось лишь для детских "историй в картинках". Журналы "Мурзилка", "Веселые картинки" и другие, обязательно в каждом номере печатали свой мини-комикс. И по своим детским ощущениям скажу, что это была самая интересная часть журнала.
В эпоху позднего СССР в наших книжных магазинах уже можно было купить настоящие комиксы из "братских соцстран". Главным образом из Польши. Иногда эти комиксы были переведены на русский язык, иногда – нет. Но смотреть их от этого было не менее интересно – можно было картинкам придумать свой вариант развития сюжета.
Настоящий комиксовый бум пришел вместе с перестройкой. Появились первые переведенные на русский язык комиксы Диснея. Кроме них популярностью пользовались приключения Фантома, индейского мальчика со странным именем Тумак и многие другие.
Не всегда эти комиксы были сделаны на качественном художественном уровне. О каких-то высокоморальных и нравственных составляющих сюжета тоже говорить не приходилось. Это был обычный массовый ширпотреб, который на западе печатался уже десятилетиями.
Но для неизбалованного отечественного читателя это был настоящий прорыв. Комиксы скупали по той же причине, что заставляла идти в видеосалон смотреть боевики – необычно, ново, только недавно было под запретом.
Появились и наши отечественные, полноценные комиксы. По всей стране печаталось достаточно много "самопальных" произведений, причем как с оригинальными героями, так и с раскрученными персонажами западных блокбастеров – Бетменом. черепашками -ниндзя и тд. Естественно ни о каком авторском праве тогда никто не вспоминал – время было такое.
Со своей местечковой точки зрения скажу, что большой популярностью тогда пользовалось приложение к "Уральскому следопыту" – газета "Приключения и фантастика".
Почти в каждом номере был комикс, а если в каком-то не было – этот номер ценился в разы меньше.
Эти самые черно-белые публикации в газете вдохновили меня, третьеклассника, на создание своего первого комикса, на страницах тетради в клеточку. Сюжет был фантастическим, было много стрельбы и монстров. Одноклассники по достоинству оценили комикс и сп*здили его уже к концу дня.
Нельзя не упомянуть и про легендарные уже комиксы "Велес", которые, у нас в Екатеринбурге, выпускали ветераны Афганистана под руководством Игоря Ермакова.
Художники Игорь Кожевников, Василий Комардин, Радик Садыков и другие сумели сделать действительно интересный сборник, который ждали как пирога из печки не только в Екатеринбурге, но и по всей стране.
Жаль, что выпусков было мало, но и этого им хватило, чтобы войти в историю отечественного комикса.
Сейчас ситуация с комиксами у нас совсем другая –пришли крупные издательства, которые печатают по лицензии мега-хиты комиксового мира.
Но это уже совсем другая история.
Кратко резюмирую: Запрещать и всячески чморить комиксы было идеей глупой и бессмысленной. Примерно такой же бессмысленной, как запрет боевиков и рок-музыки. Комикс не может и не должен быть заменой книги. Но в качестве дополнительного и самостоятельного жанра он может быть очень хорош, полезен и эффективен.
18
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (25)
Написать комментарий: